Болезненная привязанность к матери
методическая разработка

Бурханова Елена Федоровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon privyazannost_k_mame_statya.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Педагог-психолог Е.Ф. Бурханова
  2.  МБДОУ детский сад №17 «Журавушка» г. Тихорецка
  3. «Болезненная привязанность к матери. Рекомендации психолога»

        Думаю, что большинство из нас,  и как сотрудники детских садов, и просто как собеседники,  хоть раз слышали  вопрос: «Как преодолеть болезненную привязанность ребенка  к матери?».  Очень часто этот вопрос звучит от родителей, которые только собираются отправить своих малышей в детский сад. Что ответить в этой ситуации?

        Привязанность – это взаимный процесс образования эмоциональной связи между людьми, которая сохраняется неопределенное время, даже, если эти люди разделены. Взрослым нравится испытывать чувство привязанности, но они могут прожить и без него. Детям же испытывать чувство привязанности необходимо. Они не могут полноценно развиваться без чувства привязанности к взрослому, т.к. от этого зависит их чувство безопасности, их восприятие мира, их развитие. Здоровая привязанность способствует развитию у ребенка совести, логического мышления, способности контролировать эмоциональные вспышки, испытывать самоуважение, умения понимать собственные чувства и чувства других людей, а также помогает находить общий язык с другими людьми. Позитивная привязанность также помогает снизить риск задержки в развитии.

         Но привязанность к матери является нормальной только в том случае, если эта привязанность не принимает навязчивого и болезненного характера.      

       В своем выступлении я хочу  рассмотреть вопросы о том, как   не допустить формирования  патологической привязанности и что делать, если такая привязанность уже сформировалась.

  1.  Временные разлуки  с матерью. Рекомендации психолога.

      Итак,  разлука с близкими — кратковременная или длительная — явление жизненное, так что ребёнка к этому нужно готовить. Первые уроки жизни ребёнка— это уроки расставания Вспомним основные «правила расставания»:

1 Чтобы подготовить ребёнка к разлуке, нужны «тренировки», то есть регулярные расставания на короткое время. Поэтому есть смысл по возможности оставлять малыша с родными и близкими.

2 . Общение с максимально большим  количеством людей. Чем дольше он будет жить в  мире, состоящим только  из мамы, папы, бабушки, тем больше будет страдать при первой же попытке необходимого расставания с мамой.

3. Посещение знакомых и приглашение гостей.

4. Подчеркивание проявлений его самостоятельности, избегание концентрации  внимания на проявлении зависимости.

5. Использование организованной игровой деятельности для преодоления страха расставания:

а) «Прятки» – игра помогает преодолевать страх , так как исчезнувший обязательно находится;

б) Игры с куклами,  исполняющими роли членов семьи в ситуации расставания с мамой, папой. Такие игры делают детей более подготовленными.

Чего делать нельзя?

1. Нельзя исчезать внезапно, тем более обманывая. К примеру, сказать: «Я иду в туалет», а вместо этого уйти из дома. Так страх малыша ещё больше усилится.

2. Нельзя говорить ребёнку о том, что бояться разлуки плохо. Для малыша это естественная реакция, и формирование её негативного образа послужит формированию страху и стеснению   подобных реакций.

3. Нельзя показывать свою собственную тревогу по поводу вынужденной разлуки из-за того, что ребёнок пошёл в ясли или детский сад. Ребёнок чувствует состояние матери и «заражается» этим страхом.

4. Не стоит в красках расписывать, как мама будет скучать по малышу. Это спровоцирует ещё большие переживания.

5. Нельзя, чтобы взрослые, которые остались с ребёнком, нагнетали обстановку, сострадая и жалея малыша, акцентируя внимание на ситуации расставания.

6. Не стоит при ребенке рассказывать другим членам семьи, как страдал ребенок при расставании.

2.  Патологическая привязанность к матери. Рекомендации психолога.

    Как же быть в  ситуации, когда патологическая привязанность к матери уже сформировалась?

     Давайте сначала разберем поведение матери и её личностные наклонности, влияющие на поведение ребенка и на формирование его привязанности к ней. Существуют два варианта неправильного ухода за ребенком, которые повышают риск развития патологической привязанности к матери.

        При первом варианте матери нетерпеливы по отношению к своим детям и нечувствительны к их потребностям. Из за чего дети вынуждены изо всех сил тянуться к матери, любыми способами привлекая её внимание.

        При втором варианте неправильного ухода, приводящем к патологической привязанности, родители отличаются чрезмерной заботой и привязанностью к детям. Дети оказываются совершенно несамостоятельными физически и психологически. Тем самым родители лишают детей шансов стать уверенными в себе людьми, не отпуская их от себя и практически не предоставляя возможности действовать или принимать какие-либо решение самостоятельно.

        Понимая, что такие варианты поведения  являются фактором риска развития патологической привязанности, мать, работая над собой, может не допустить или начать работать над преодолением болезненной привязанности к матери.

  1.       Следующие  приемы следует применять, когда болезненная привязанность уже сформировалась.
  2. Приёмы для облегчения расставания

        Важно понимать, что эффективность приёмов определяется тем, насколько последовательно и систематично они применяются.

  1. В борьбе с проявлениями зависимости никогда не стоит действовать резко. К примеру, для начала вам следует приучить ребенка оставаться одному в комнате. Ребёнок должен знать, что мать в это время находится близко, например в кухне.
  2. После этого можно попробовать приучить ребенка к кратковременному отсутствию матери. Для этого выберите момент, когда ребенок спокоен и пребывает в отличном расположении духа, когда он занят чем –то интересным. Не слишком сильно акцентируя его внимание, как бы между делом скажите ему, что скоро вернетесь. Если ребенок начнет проявлять признаки беспокойства, отвлеките его, а потом снова возвратитесь к своей просьбе. Уговорите его, чтобы он «отпустил вас на минутку», при этом фиксируя внимание ребенка на том, что вы вернетесь очень скоро. Если реакция ребенка не слишком бурная (признаки расстройства допустимы, но сильный плач и истерика исключается – в этом случае вам придется немножко подождать, прежде чем снова вернуться к попытке преодоления его зависимости), выйдите из квартиры, закройте за собой дверь и оставайтесь там не больше 5 минут. Вернувшись, приласкайте ребенка и похвалите его за то, что он «отпустил» вас, скажите ему, что за это время вы успели сделать очень важное дело. Обязательно зафиксируйте его внимание на том, что мама вернулись быстро, как и обещала. Не следующий день опыт можно повторить, не увеличивая времени своего отсутствия. Только через 5-7 дней, когда ребенок понемногу начнет привыкать к отсутствию, время следует незаметно увеличивать, но не более 3 минут. Когда время вашего отсутствия увеличится до 15-20 минут, вы можете приносить ребенку из магазина что-то вкусное, игрушку.
  3. Перед тем как уйти, нужно обязательно сказать ребёнку о своих намерениях, оговорив когда, почему и насколько будет расставание. Особенно это важно для детей 5–10 лет, которые приравнивают себя к взрослым и очень болезненно реагируют, если им не сообщают о семейных планах, не считаются с мнением. С такими  «маленькими взрослыми» также нужно оговорить способ связи: телефон, ватсап и т. д.
  4. Всё внимание взрослого последние 10–15 минут перед уходом должно принадлежать ребёнку. Это время можно посвятить игре, но только такой, которая бы укладывалась в эти временные рамки, так как прерывать её нельзя: к переживаниям добавится ещё и обида. Кроме того, стоит обсудить с малышом план действий после возвращения: прогулка, поход в кино, развлекательный центр и т. п.
  5. Если предполагается, что с ребёнком останется родственник или няня, то уходить сразу нельзя — ребёнок должен привыкнуть к присутствию другого человека. Для ускорения этого процесса можно поиграть втроём. Кстати, стоит подготовить «посторонних» к тому, что, возможно, им будет оказан очень прохладный приём.
  6. Нужно приложить максимум усилий для того, чтобы вернуться в назначенное время. Поначалу границы будут ориентироваться по режиму дня малыша: «после обеда», «когда поспишь», «перед купанием» и т. д., затем, когда у ребёнка будут сформированы представления о времени, границы можно обозначать временем суток: «днём», «вечером».
  1. У расставания и встречи с мамой или любым близким человеком должны быть свои ритуалы — поцелуи, объятия, а также, например, дружеские удары кулачками.
  2. У ребёнка на время разлуки должна быть вещь, которая бы напоминала ему о маме: её любимая резинка для волос, книжка и т. п.
  3. На время длительной разлуки можно придумать варианты «дистанционных» игр. Например, для ребёнка 3–5 лет заранее спрятать конфеты в интересных обёртках в разных уголках дома. Во время  телефонного разговора или при расставании с малышом предложить ему поискать «сокровище», а затем сложить фантики в отдельную коробочку, чтобы после возвращения вместе рассмотреть их. Как вариант: конфеты может прятать ребёнок, а мама «искать».
  4. Некоторые родители практикуют вознаграждение за ожидание и хорошее поведение в виде подарков. Но не следует награждать  каждый день, иначе  ребёнок к этому привыкнет и станет требовать этого. В том случае, если вы не будете долго продолжать его хвалить, в сознании ребенка закрепиться мысль о том, что, отпуская от себя мать, даже ненадолго, он не делает ничего особенного. Со временем в сознании ребенка должна зафиксироваться мысль о том, что уход матери — это не трагедия, Уходя, она непременно возвращается.
  5. Другие члены семьи, остающиеся с ребенком во время отсутствия матери, должны позаботиться о том, чтобы в это время он был занят чем-то интересным. Ребенок должен понять со временем, что в отсутствии матери он может чувствовать себя ничуть не менее комфортно и спокойно, чем в ее присутствии.

        Задача родителей — привить детям уверенность в себе, в своих знаниях, силе, научить заботиться о своей безопасности, говорить «нет», когда этого требует ситуация. Не допустить формирование болезненной привязанности- шаг в  воспитании ребенка, готового к взрослой жизни!

     

Литература:

  1. Боулби Дж. Привязанность. – М., 2003.
  2. Филиппова Г. Г. Психология материнства: Учебное пособие. — М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002.

3.     Эмоциональные трудности приемных детей. – Ярославль, Центр «Ресурс», 2007. – 44 с.

4. https://nsportal.ru/user/750450/page/konsultatsiya-dlya-roditeley-boleznennaya-privyazannost-k-materi

5.     https://www.child-psy.ru/problemi/123.html

6.    https://www.baby.ru/journal/lichnye-granicy-rebenka/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Болезненная привязанность к матери

Статья на тему: "Болезненная привязанность к матери"....

Консультация для родителей "Болезненная привязанность к матери"

ЕслиКонсультация для родителей "Играйте вместе с детьми"...

БОЛЕЗНЕННАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ

Если ребенок сверх меры привязан к матери, не ругайте  и не наказывайте его за это. Не пытайтесь внушить ребенку, что он мешает вам жить, – он все равно не поймет. Ребенок не ка...

Консультация для родителей . «Болезненная привязанность к матери»

Консультация для родителей . «Болезненная привязанность к матери»Очень часто приходится сталкиваться с одной и очень большой проблемой когда ребенок сверх меры привязан к матери.сами того н...

Консультация для родителей . «Болезненная привязанность к матери»

Консультация для родителей .    «Болезненная привязанность к матери»Очень часто приходится сталкиваться с одной и очень большой проблемой когда ребенок сверх меры привязан к...

"Болезненная привязанность к матери "

Привязанность к матери в психологии оценивается как первый групповой феномен в системе формирующихся отношений ребенка, и до трех лет считается нормальным явлением, в том случае, если эта привязанност...

Памятка для родителей. «БОЛЕЗНЕННАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ».

laquo;БОЛЕЗНЕННАЯ ПРИВЯЗАННОСТЬ К МАТЕРИ»...