УСТНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ
консультация (старшая группа)

Ушакова Наталья Анатольевна

Устные игры, развивающие мышление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_myshleniya.docx15.17 КБ

Предварительный просмотр:

 УСТНЫЕ ИГРЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ МЫШЛЕНИЕ

Эти игры пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе — дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Игры не требуют дополнительного реквизита и подготовки.

1. Прошлое и будущее

Условия игры:

Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»

Например: стул

— Чем этот предмет был в прошлом?

— Деревом/ростком дерева/семечком от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).

— Чем он может стать в будущем?

— Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.

В этой игре ребёнок:

* Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.

* Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.

2. Из чего состоит?

Условия игры:

Представляем любой предмет и называем его составляющие

Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)

Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:

* Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.

* Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» — составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.

* Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.

3. Включи вариативность

Условия игры:

Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения

Например: пластиковый стаканчик

1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;

2) сделать шапочку Алладина на резинке;

3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;

4) выращивать растения;

5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...

Что развивает:

* Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция — это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.

* Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема — это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.

4. Полезно/Вредно

Условия игры:

Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.

Например:

— Дождь полезный, потому что растут растения.

— Дождь вредный, потому что может затопить что-то.

— Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.

— Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть...и т. д.

Что развивает:

Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.

5. Да/Нет

Условия игры:

Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только "да" или "нет".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра, развивающая мышление "Чудесный сундучок"

Игра построена на сюрпризах, которые дети получают из чудесного сундучка. Свойственные малышам любопытство, желание поскорее узнать, какая игрушка кому приготовлена, и радость при её получении обеспеч...

Игры развивающее мышление

Предлагаю Вашему вниманию несколько игр для детей средней группы...

Игры, развивающие мышление для детей 3 лет.

Мышление ребенка 3-х лет непосредственно связано с восприятием -он  мыслит, устанавливает связи между воспринимаемыми предметами и действует с ними. Среди всех психических процессов главная роль ...

Игры, развивающие мышление для детей 3 лет.

консультация для родителей...

" Игры развивающие мышление у дошкольников".

Одной из самых эффективных форм развития любого навыка,в том числе и навыкамыслить у дошкольников является именно игровая  форма. В этой статье рассмотримтолько практический материал- представлю ...