Детская йога как способ формирования гармоничной личности
статья (старшая группа)

Детская йога как способ формирования гармоничной личности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детская йога как способ формирования гармоничной личности

Йога — это прекрасная возможность любоваться тем, кто вы есть.

Джейсон Кранделл

Каждый ребенок разный и по-своему уникальный. Есть множество советов и способов по воспитанию гармоничной личности. Уравновешенность — это гармоничное соотношение между мыслями, поступками и эмоциями человека. Эта черта характера обеспечивает рациональное восприятие происходящих вокруг событий и умение адекватно на них реагировать.

В детском возрасте, в силу особенностей протекания психологических процессов, эта функция личности находится на низком уровне развития.  Но при неправильном воспитании, она так и не разовьется до следующего уровня. Одним из популярных средств формирования умения контролировать собственные эмоциональные проявления является йога.

Йога – это полноценная система, развивающая тело и дух, дающая детям возможность вырасти здоровыми, счастливыми и гармонично развитыми людьми. Йога – древнее учение, созданное для очищения, оздоровления и укрепления тела, а также обретения душевного покоя и равновесия. Она помогает достичь легкости, бодрости, энергичности, способствует отличному функционированию всех органов и систем организма, повышает тонус, улучшает пищеварение, дарит прекрасное самочувствие и настроение, проясняет ум. Это далеко не все достижения, которых можно добиться с помощью регулярной практики этой системы, охватывающей все аспекты нашего существования.

Поддерживать здоровье, развивать гибкость и выносливость, умение концентрировать внимание необходимо с ранних лет, именно поэтому был разработан детский вариант йоги с учетом физических, физиологических и психологических особенностей ребенка.

Детская йога – это не очередное модное веяние. О благотворном воздействии йоги на организм ребенка говорят многие врачи и специалисты, как в России, так и за рубежом.

Детская йога представляет собой комплекс занятий на основе хатха-йоги, которая создает все условия для гармоничного и грамотного роста.

Если рассматривать детство как непрерывную цепь изменений и преобразований, от физических до мировоззренческих, то и подход, применяемый на занятиях йоги, и содержание этих занятий будет несколько различаться в зависимости от возраста. Из всех разнообразных аспектов йоги для детского восприятия наиболее подходят принцип Ямы-Ниямы и асаны. Понятие «Яма» означает комплекс этических норм: правдивость, ненасилие, неворовство, воздержание, нежелание чужого. Нияма устанавливает основы личного поведения: чистота, удовлетворённость, сдержанность и т.д. Таким образом, закрепляя в сознании детей общечеловеческие ценности, развивая их физически и эмоционально, йога помогает ребенку стать гармонически развитой, творческой личностью. В этом смысле занятия йогой можно рассматривать как средство воспитания и необходимое дополнение к общему образованию.

Асаны – позы йоги, направленные на развитие координации, силы, гибкости и выносливости. Они хорошо подходят для детей. Не все асаны просты в исполнении, поэтому они помогают ребенку развивать силу воли, чувствительность и узнать много нового о себе. Эти интересные упражнения укрепляют мышцы, делают их более эластичными, разрабатывают суставы, делая движения ребенка красивыми и пластичными, а кроме того, укрепляют внутренние органы и улучшают самочувствие.

Маленькие дети очень подвижны, активны и восприимчивы, поэтому занятия йогой скорее напоминают игру и основываются на подражании, а асаны преподаются в легкой доступной форме. Детям не приходится заучивать длинных и сложных названий асан, вместо них на занятии используют имя того животного или предмета, на который похожа поза: «кузнечик», «журавль», «лук», «кошка». Это развивает память, наблюдательность и воображение ребенка.

Все же, несмотря на большие различия в методах преподавания йоги для всех возрастных групп, общим принципом для них является динамичность и разнообразие. Детям свойственна смелость, открытость, а также высокая физическая и эмоциональная гибкость, поэтому они постигают йогу гораздо быстрее и успешнее.

Здоровая спина, спокойный ум, внимательность – всё это «заслуги» йоги. Кроме того, детям нравится ровная, умиротворяющая и уважительная атмосфера занятий. И йога помогает это развитие стимулировать с помощью бережных движений тела, дыхательных упражнений, практик на развитие внимания и осознанного расслабления.

Занятия в ДОУ строятся по современным методикам в игровой форме с учетом особенностей детского организма. На занятиях детской йогой асаны комбинируются с динамичными играми. Со стороны может казаться, что дети просто бегают, прыгают и играют, лишь на некоторое время принимая статичные позы, однако в действительности такое занятие дает комплексный положительный эффект: укрепляется позвоночник, улучшается осанка и координация движений, повышается гибкость и выносливость. Вместе с тем, дети не теряют интереса к занятиям, не утомляются и дают выход энергии. Детям нравится, когда на занятии происходит развитие какого-либо сюжета.  Это может быть поиск сокровищ, путешествие по джунглям или полет на другие планеты. Дети могут сами создавать свои сюжеты, реализовывая свою фантазию и творческий потенциал. Дети от природы непосредственны, искренни и откровенны. Они очень подвижны и любят новизну во всем. Они обладают отвагой, любознательностью, а кроме того, неистощимой энергией. Задача опытного инструктора – направить эту энергию на созидание, на укрепление здоровья, следования здоровому образу жизни и развитие позитивного отношения к окружающему миру. В ходе занятий йогой ребенок получает навыки управления своим телом и процессами, которые в нем происходят. Это позволяет ему вступить во взрослую жизнь готовым к любым ее проявлениям, научиться.

 Потребность ребёнка «стоять на голове» естественна от природы. Оказывается, это полезное занятие отражается в йоге. Если преобразовать несколько асан в игру, дети с удовольствием выполняют элементарные фигуры и очень радуются успеху, т.е. когда получается, как на картинке. Занятия йогой влияют благотворно на все системы организма: дыхательную, сердечно сосудистую, нервную, пищеварительную и т. д. Кроме того они развивают гибкость, укрепляют мышечный корсет. Особенно важно соблюдать принцип систематичности, который послужит формированию потребности выполнять асаны. Занятия не требуют никаких материальных и технических затрат, вместе с тем приносят большую пользу организму ребёнка, повышая его самооценку как личности.

С точки зрения психоэмоционального влияния йоги на детский организм, можно отметить следующие положительные тенденции. Йога, прежде всего, помогает найти душевное равновесие, поэтому показана гиперактивным и неспокойным деткам, как средство борьбы со стрессами окружающего мира.

Йога развивает концентрацию и внимание, ребенок становится более усидчивыми и дисциплинированными. Йога борется с неуверенностью в себе и своих силах. Ребенок начинает понимать свои возможности и потенциал своего организма. Йога дарит ему легкость, хорошее самочувствие и отличное настроение.

Самое главное помнить, что цель детской йоги - не выполнение упражнений на “отлично”, а создание доверительной, плодотворной, не конкурентной атмосферы, где дети будут чувствовать себя свободно, радостно и смогут расслабиться. 

Список литературы:

1. Бокатов А., Сергеев С. «Детская йога(2-е изд.)».- Киев, «Ника-центр»,2009.

2. Левшинов Андрей. Йога для детей. 100 лучших упражнений для укрепления здоровья. 1996.

3. Научно-практический журнал «Инструктор по физической культуре».- М.: «Сфера», №5/2011

4. В. Осипова «Поза ребёнка. Хатха-йога в детском саду». ж/Обруч №3 1997

5. С. Сергеева «Йога для детей». Изд.: АСТ/Астрель Год:2008 Серия: Рецепты здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Командные игры или «детский тимбилдинг» как способ формирования детского сообщества».

Проект направлен на работу с детьми среднего и старшего дошкольного возраста, без особых критериев и ограничений....

ЗОЖ в семье и детском саду – важный компонент формирования гармоничной личности дошкольника.

данная статья будет полезна для воспитателей ДОУ всех возрастных групп....

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ.

В условиях всевозрастающей глобализации общества происходит решение этнонациональных проблем, имеющих судьбоносное значение для единства и целостности России. В существенной степени это зависит от сис...

Консультация для родителей: «Детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка»

детский дизайн как средство формирования гармонично развитой личности ребенка...