Консультации для родителей
консультация

Кислова Екатерина Константиновна

Консультации для родителей являются одной из форм дифференцированной работы с семьей. Такой вид работы позволяет педагогу дать квалифицированный совет родителю по воспитанию и развитию ребенка. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

«Какие ошибки считать дисграфическими?»

Орфографическая грамотность - один из важнейших видов грамотности, формируемый у школьников на уроках русского языка. Под орфографической грамотностью подразумевается умение правильно употреблять графические средства (буквы, дефис, пробел, контакт) при передаче звучащей речи на письме в соответствии с принятыми правилами правописания.

При оценке диктантов одни учителя русского языка могут занижать оценку учащимся, другие, напротив, завышать. «Занижение оценки происходит потому, - считает М. Т. Баранов, - что некоторые учителя 1) в число орфографических ошибок включают грамматические ошибки и описки, 2) учитывают негрубые и однотипные ошибки как обычные, 3) все исправления считают за ошибку».

Практически всех ставят в тупик дисграфические ошибки. Учитывать или не учитывать такой тип ошибок

Что конкретно подразумевают под собой термины «дисграфическая ошибка» и «дисграфия».

Дисграфия – это частичное специфическое нарушение процесса письма. Она является серьезным препятствием в овладении учениками грамотой на начальных этапах обучения, а на более поздних – в усваении грамматики родного языка.

Некоторые учителя считают дисграфические ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников неумением слушать объяснения учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьезные причины несформированность фонетико-фонематической и лексико-грамматической сторон речи. Так, пропуски гласных и согласных букв – «трва», «тава» вместо трава; перестановки букв в слове – «тко» вместо кто, «онко» вместо окно; перестановки и выпадение слогов – «кокродил», «кродил» вместо крокодил; появление лишних букв и слогов в слове – «тарава» вместо трава, «мотоцикил», «монотоцикил» вместо мотоцикл; недописывание букв или слогов в слове – «о» вместо он, «красны» вместо красный и т.п. обусловлены несформированностью фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова.

Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся не различают фонем родного языка. На письме это выражается в виде их смещения и замены букв, например «ожик» вместо ежик, «трупочка» вместо трубочка, «корький» вместо горький, «шушки» вместо сушки, «тайник» вместо чайник и т.п., а также неумение правильно применять на письме некоторые грамматические правила. Так некоторые ученики не чувствуют ударную гласную и поэтому затрудняются в определении безударной и в подборе проверочного слова на оглушение согласных. Даже подобрав правильно проверочное слово ребенок допускает ошибку «столпы» вместо столбы, «юпочка» вместо юбочка. Знание правил им не помогает. Много ошибок в написании предлогов, приставок и союзов.

Отставание в развитии лексико-грамматической стороны речи приводит к аграмматизму. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи. Учащиеся не умеют согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже и существительные с числительными в числе, например у меня нет красная платий, пять белый грибы; неправильно выбирают падежные формы существительных в словосочетаниях глагол + существительное, например пошли с карзинки, катались на санки.Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения, как следствие, не применяют правило постановки точки в конце предложения и написания заглавной буквы в начале.

Бедность словарного запаса, неумение выразить свою мысль в виде распространенного предложения, непонимание причинно-следственных связей приводит к тому, что учащиеся на более поздних этапах обучения не умеют писать изложения и сочинения.

И так, дети – дисграфики уже с первого класса отстают в овладении письмом, в усвоении и применении на письме грамматических правил. Но у каждого ребенка может быть специфическое нарушение письменной речи. Существует несколько классификаций дисграфий. Наиболее обоснованной является классификация, в основе которой лежит несформированность определенных операций процесса письма. Выделяются следующие виды дисграфий артикуляторно-акустическая, на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая и оптическая.

В основе артикуляторно-акустической дисграфии лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Ребенок пишет так, как произносит. Это вид дисграфии проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме остаются и после того, как они устранены в устной речи.

Дисграфия на основе нарушений фонемного распознавания проявляется в заменах букв, соответствующих фонетически близким звукам. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и их компоненты, твердые и мягкие. Частыми ошибками являются замены гласных даже в ударном положении.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки в структуре слова пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных; перестановки, добавления букв; пропуски, добавления, перестановка слогов.

Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, особенно предлогов с другими словами; раздельном написании приставки и корня слова.

Аграмматическая дисграфия связана с недоразвитием грамматического строя речи. Аграмматизмы проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушении предложных конструкций, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования; отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, нарушении последовательности слов в предложении.

Оптическая дисграфия связана с недорозвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в просранстве (в – д, т – ш); включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными (и – ш, п – т, х – ж, л – м); зеркальное написание букв ( - « », - « »); пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент ( - « »), лишние ( - « ») и неправильно расположенные элементы ( - « », - « »). К оптической дисграфии относится и зеркальное письмо, которое отмечается у левшей.

У ребенка может быть и смешанный тип дисграфии.

Нужно отметить, что элементы дисграфии встречаются у всех людей при стрессовых состояниях, утомлении и т.д.

Итак, понятие «дисграфическая ошибка» очень широкое. Иногда учителю трудно провести границу между дисграфическими ошибками на основе нарушений фонемного распознавания, на почве нарушения языкового анализа и синтеза или аграмматической дисграфий и орфографическими и грамматическими ошибками. Для этого нужно провести обязательное обследование каждого школьника у логопеда.

Логопедическая работа направлена на устранение у детей недоразвития устной речи и нарушения письма и чтения, между которыми существует тесная связь, с помощью единой системы коррекционного воздействия. Основные направления логопедической работы

Развитие фонематического восприятия. Дифференциация оппозитивных звуков и слогов проводится не только на слух, но и закрепляется в письменной речи. Формирование фонематического восприятия проводится с обязательным участием также и речедвигательного анализатора. Поэтому одновременно с развитием фонематического слуха осуществляется и работа над звукопроизношением.

Работа над звукопроизношением. Прежде всего, необходимо устранить все недостатки в произношении фонем. Иногда встречаются дети, у которых звукопроизношение сохранено, тогда следует отрабатывать более четкую артикуляцию. Кроме того, необходимо помнить, что при нарушенном фонематическом слухе даже сохранные звуки не могут артикулироваться абсолютно четко.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза. Основные виды работы

а) выделение из предложения слов, из слов слогов, а затем и звуков;

б) дописывание недостающих букв, слогов;

в) отбор слов по количеству слогов;

г) придумывание слов на заданный звук и запись их, подбор к каждому слову другого с оппозиционным звуком и т.д.

Обогащение словарного запаса и развитие практического умения пользоваться им. Обычно этот этап начинают с того, что учат детей разным способам образования новых слов, например образованию слов с помощью приставок от одной глагольной основы. Другой вид работы – подбор однокоренных слов. Такая работа резко улучшает правописание безударных гласных, так как облегчает ребенку подбор проверочных слов. Таким образом на протяжении всех занятий расширяется, уточняется, закрепляется словарный запас детей. Главная задача – сочетать упражнения по звуковому анализу каждого слова с уточнением его значения и упражнениями в письме и чтении. Большая работа проводится по активизации словарного запаса.

Развитие грамматических навыков. Основными задачами этого этапа являются работа над пониманием и употреблением предлогов, составление предложений по картинкам, сериям картинок, распространение и сокращение предложений и т.д.

Развитие связной речи, как устной, так и письменной. Занятия по устранению недостатков письма и чтения проводятся на протяжении всего учебного года. Необходимым условием их эффективности является развитие устной и письменной речи.

Коррекция недостатков письма и чтения требует постоянных систематических занятий, отнимает у детей много сил и времени, в результате чего может снизиться общая успеваемость. Поэтому значительно легче и целесообразнее предупреждать нарушения, чем их преодолевать.

Одно из необходимых условий предупредительного воздействия – раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития.

Ключевым моментом в определении возможных затруднений в письме и чтении и в организации коррекционных мероприятий является изучение фонематического развития детей с речевой патологией.

У многих учителей возникает вопрос как же учитывать дисграфические ошибки.

В «Нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку» в 5 – 9 классах сказано «Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например «рапотает» вместо работает, «дулпо» вместо дупло, «мемля» вместо земля», т.е. некоторые виды дисграфических ошибок не учитываются. Но за ошибки, касающиеся структуры слова, предложения, аграмматизма, оценка снижается.

А вот в «Нормах…» оценки знаний в начальной школе записано «Негрубые ошибки исключение из правил; повторение одной и той же буквы («букваарь»); перенос слов; единичный пропуск буквы на конце слова.

2 негрубые ошибки = 1 ошибка…

Ошибкой в диктанте следует считать… пропуск и искажение букв в словах…»

Другими словами, многие дисграфические ошибки учитываются!

В разделе «Проверка письменных работ учащихся начальных классов коррекционно-развивающего обучения» читаем следующее «Ошибками считаются… дисграфические ошибки на пропуск, перестановку, замену и вставку лишних букв в словах.» Каким образом учитель может оценить знания ребенка по русскому языку, если этот ребенок родился дисграфиком и без дополнительных логопедических знаний не будет иметь даже «3» по данному предмету, хоть и выучит все орфографические правила наизусть. Поэтому учителя, имеющие смутное представление о дисграфии, нуждаются в дополнительных занятиях по логопедии.

Таким образом, квалификация дисграфических ошибок – дело сложное и тонкое. Поэтому и к этому виду ошибок относиться известное методическое правило ошибки надо не только считать, но и взвешивать.

Список используемой литературы:

Алгазина Н. Н.Формирование орфографических навыков Пособие для учителя. – М. Просвещение, 1987.

Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов Книга для логопедов. – М. Прсвещение, 1991.

Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда но школьном логопункте Пособие для логопеда. – М. Просвещение, 1991.

Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей. – М., 1972.

Колповская И. К., Никишина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушение письма у детей с недоразвитием речи Основы теории и практики логопедии Под ред. Р. Е. Левиной. – М., 1968.

Логопедия Учебное пособие для студентов педагогических институтов по спец. «Дефектология» Л. С. Волкова, Р. И. Лалаева, Е. М. Мастюкова и др. Под ред. Л. С. Волковой. – М. Просвещение, 1989.

Львов В. В. Обучение нормам произношения и ударения в средней школе Книга для учителя. – М. Просвещение, 1989.

Никеров А. И. Предупреждение пунктационных ошибок учащихся Пособие для учителя. – М. Просвещение,1985.

Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку в начальной школе.

Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку (Сборник статей из опыта работы) Пособие для учителя Сост. В. И. Каптнос, Т. А. Костяева. – 2 изд., перераб. – М. Просвещение, 1986.

Филичева Т. Б. И др. Основы логопедии Учебное пособие для студентов пед. Институтов по спец. «Педагогика и психология (дошк.)» Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М. Просвещение, 1989.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по использованию разнообразных упражнений, направленных на развитие связной речи.

Рекомендации посвящены необходимости развития связной речи, поскольку речь является необходимым звеном для взаимодействия и общения, для дальнейшего обучения ребенка в школе. Предлагаются игры и упражнения, направленные на развитие связной речи, которые можнопроводить с ребенком и в домашних условиях, и на прогулках.

Большое внимание приобретает связная речь среди навыков, необходимых дошкольникам для дальнейшего развития ребенка и получения им знаний в учебе в школе. Поскольку речь является средством общения, формирования мысли и, взаимодействия с окружающими.

Умения и навыки связной речи не развиваются спонтанно, и без специального обучения ребёнок не достигнет того уровня развития связной речи, который необходим для полноценного обучения в школе.

Работы, проводимой в детском саду или на подготовительных к школе занятиях для полноценного развития связной речи недостаточно, обязательно усилия педагогов дошкольных учреждений должны подкрепляться домашними занятиями. Однако в современных условиях, при напряженном ритме жизни, в семье речевому развитию ребёнка уделяется катастрофически мало внимания. Общение ребёнка с родителями чаще всего происходит в формате "вопрос — ответ". Если ребёнок рассказывает что-то родителям, то взрослые, что вполне естественно, обращают внимание в первую очередь на смысл его речи, нежели на оформление — связность, словарный запас, грамматические ошибки.

В результате к моменту поступления в школу самостоятельная связная речь детей оказывается недостаточно сформированной, они не умеют связно и последовательно излагать содержание своих мыслей, правильно сформулировать вопрос, дать развернутый ответ.

Как же могут родители помочь своему ребёнку овладеть умениями и навыками связной речи?

Использовать можно все, что видит ребенок вокруг себя. Это и дома, и на прогулке, и в детском саду. Очень важно направлять внимание ребенка не только на предметы, но и на их детали. Необходимо рассматривая предмет, задавать ребенку вопросы: "Какого цвета? Из чего сделан предмет? Какой величины?" Следите, за тем, чтобы ребёнок отвечал полным предложением. Также ребенок учится сравнивать, обобщать, понимать значение слов "ширина", "высота", "длина", "высокий", "низкий". Можно использовать привлекательные для ребенка игрушки. Например, предложить для сравнения две куклы и две машины. Сначала ребенку необходимо внимательно изучить, рассмотреть предметы, а затем рассказать, чем они отличаются и чем похожи друг от друга. Для некоторых детей проще дается описание различий, чем сходные признаки.

Таким образом, называя самые разные признаки предметов, вы побуждаете развитию связной речи у детей.

Примеры игр и упражнений, которые могут использовать родители в домашних условиях.

Упражнение "Диалог" Исследование коммуникативной функции, возможностей использовании речи, как средства общения.

Старайтесь стимулировать ребенка вступать с вами в диалог. Для этого, задав вопрос, делайте длинные паузы до 5-10 секунд в расчете на то, что малыш ответит. Например, возможен такой диалог:

Взрослый: Принеси, пожалуйста, кубик. Что ты принес?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Дай кубик. Что ты дал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Лови кубик! Что ты поймал?

Ребенок: Кубик.

Взрослый: Молодец!

 Игра "Что мы видим во дворе?" Вместе с ребенком посмотрите в окно. Поиграйте в игру "Кто больше увидит". По очереди перечисляйте то, что видно из вашего окна. Описывайте все увиденное в деталях.

Например: "Я вижу дом. Возле дома стоит дерево. Оно высокое и толстое, у него много веток, а на ветках листочки". Если ребенку трудно описать предмет, помогите ему наводящими вопросами. "Ты увидел дом? Он низкий или высокий?". Игра способствует развитию активной речи, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы видели вчера?

Вместе с ребенком вспомните, где вы были вчера, что делали, кого встречали, о чем разговаривали. Фиксируйте внимание на деталях. Игра способствует развитию памяти, внимания, наблюдательности, пополнению словарного запаса. Что мы будем делать завтра?

Игра "Профессии" С помощью этой игры у ребенка будут формироваться элементы ролевой игры, вырабатываться речевая активность.

Покажите малышу, как с помощью разнообразных сюжетных игрушек можно играть в доктора, парикмахера, шофера, продавца. Разложите в комнате атрибуты для разнообразных сюжетных игр.

Пусть малыш самостоятельно поиграет. Понаблюдайте за его игрой, а потом спросите малыша: "Кто ты?"

Малыш назовет свою роль в соответствии с выполняемым действием, например: "Я врач". Уточните у ребенка, какими инструментами он пользуется и для чего они нужны.

Чтобы помочь ребенку с рассказом о профессиях необходимо задавать наводящие вопросы об этих профессиях, например такие как:

- Как называется человек этой профессии на картинке?

- Как одет человек на этой работе? Носит ли он специальную форму?

- Чем занимается человек на этой работе?

- Где он работает?

- Какие инструменты ему необходимы в этой профессии?

- Зачем нужна эта профессия? Приносит ли она пользу людям?

Например, можно рассказать о нужной профессии врач. Что врач одет в белый халат – это его врачебная форма. Врач работает в больнице и лечит детей и взрослых от болезней. Для его работы ему нужны специальные инструменты, такие как шприц, градусник. Профессия врач нужна для того, чтобы защищать и лечить людей от различных болезней.

 Игра "Коллекция" Действенным способом в процессе усвоения детьми слов, обогащающих качества предметов (конфигурацию, цвет величину), считаются игры по классификации предметов, изображений, геометрических фигур в согласовании с данным качеством.

Начинаем работу с классификации игрушек. Для таких игр удобно применять коллекции маленьких игрушек, к примеру:

- подбери все машины;

- подбери всех кукол.

Разрешено систематизировать геометрические тела:

- подбери все шарики;

- принеси все кружки.

Геометрические фигуры по цвету (принеси все синие фигуры) и по размеру (принеси все большие фигуры).

 Упражнение "Давай поговорим" Является обычной беседой на бытовые темы.

Инструкция. Я задаю вопросы, а ты отвечай. Если хочешь, можешь и ты задать мне вопрос, а я тебе отвечу. Ты сегодня завтракал? А что ты ел? Какая сегодня погода? Тебе нравится заниматься со мной?

В зависимости от активности ребенка его участие может быть квалифицировано как инициативное или пассивное, а речевые ответы как развернутые или краткие, самостоятельные или с опорой на лексику вопроса. Лучше всего вопросы задавать разные по содержанию, внеконтекстные, не связанные с общей темой.

Упражнение "Назови действие" Ребёнок называет слова, обозначающие действия.

Вам понадобится картинный материал и вопросы.

Ребёнку задают вопросы:

- Что делает ветерок? (Ласкает, напевает, дует, шумит).

Какими словами можно сказать о том, что делает кошка? (Царапается, играет, мурлычет, мяукает).

Что делает щенок?

Что делает птичка?

Упражнение "Повтори скороговорку" Скороговорки являются эффективным средством развития речи. Они позволяют отрабатывать навыки правильной и четкой артикуляции, совершенствовать плавность и темп речи.

Упражнение "Выучи стихотворение" Разучивание стихов является средством закрепления правильного звукопроизношения, расширения словарного запаса, развития речи.

Все дети любят слушать стихи, стараются их запомнить. Подбирая стихотворения нужно учитывать речевые возможности ребенка. Сначала нужно проговаривать каждую строчку стихотворения. Можно разучивать стихотворение с опорой на наглядные картинки, тем самым развивать и зрительную память.

Упражнение "Загадки" Отгадывание загадок активизирует словарь детей. Ребенок учится выделять существенные признаки предметов. Загадки расширяют кругозор детей, тренируют внимание и память, развивают наблюдательность и логическое мышление . В процессе отгадывания загадок детям следует задавать наводящие вопросы. Многие загадки рекомендуется заучить наизусть.

 Упражнение "Посмотри, что увидел, расскажи" Упражнение направлено на развитие связной речи и текстообразования.

Ребенку показывается картинка, которую ему нужно внимательно рассмотреть. Через некоторое время картинку убирают. Затем ребенку предлагается ответить на вопросы: "Кто изображен на картинке?", "Во что одета девочка?"

Затем ребенка следует попросить рассказать, что он понял по картинке. Конечно, сначала ребенок дает краткие ответы: "Видел девочку". Далее ребенку следует предложить описать увиденное более подробно. Если не удается получить более развернутого ответа, можно предложить ребенку снова посмотреть на картинку. Если и при непосредственном просматривании картинки ребенок затрудняется с описанием, следует предложить ему перерисовать картинку в альбом. При перерисовывании их следует раскрасить, что позволит ребенку отдельно воспринимать детали. Когда ребенок раскрасил картинку следует задать ему ряд дополнительных вопросов, используя его рисунок:

Какого цвета у мальчика брюки? Во что еще он одет? Какого цвета платье, туфли? Во что одета девочка? Что держит девочка? Зачем ей мяч? Чем больше вопросов будет задано, тем лучше будет подготовлен следующий этап работы: формирование сюжетной целостности рисунка.

Игра "Угадай по описанию" Для начала следует предложить ребёнку послушать описание и отгадать, что именно мы описываем. Например, лимон: "Этот фрукт желтого цвета. По форме он слегка продолговатый, на ощупь — шершавый. На вкус он кислый. От него чай становится вкуснее и полезнее".

Затем можно предложить ребёнку описать его любимую игрушку, животное в зоопарке, рыбку в аквариуме. И уже наступит ваша очередь угадывать, что или кого именно описывает ребёнок.

Упражнение "Рисуем словами" Мы должны рассказать ребёнку, что любое описание строится по определенному плану: сначала нужно назвать предмет, затем следует описать его самые главные, наиболее очевидные, признаки (вид, материал, форму, цвет, предназначение), затем можно описать признаки второстепенные, не очень важные; и наконец, дать оценка описываемого предмета.

Объясните ребенку, что таким образом, с помощью слов, мы словно "рисуем" этот предмет. И предложите "нарисовать" словесный портрет какого-нибудь предмета.

Игра "А что было дальше?" В условиях семьи нужно как можно больше внимания уделять формированию самостоятельной связной речи. Например, можно предложить ребёнку придумать продолжение рассказа, или сочинять рассказ вместе с ним, по очереди:

— Жила-была девочка Маша. Летом Маша отдыхала у бабушки на даче.

— Как-то раз пошла Маша в лес за ягодами. Набрала Маша полную корзину малины. Устала, села на пенек отдохнуть, смотрит по сторонам.

— Вдруг слышит — за кустами что-то шуршит и топает!

— Маша спросила "Кто тут?" (Что было дальше?)

Как мы видим, ежедневное общение родителей с ребёнком предоставляет множество возможностей для развития связной речи. Немного терпения и настойчивости, немного изобретательности и родительского внимания, — и ваш ребёнок придёт в школу с хорошо развитой речью.



Предварительный просмотр:

В каком возрасте вести ребенка к логопеду?

Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в образовании звуков речи. Чтобы звукопроизношение было правильным, важна точность, подвижность и согласованность этих органов. Каждый родитель с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ожидая первых слов от них. Иногда это ожидание может затянуться, в результате чего у мамы возникают опасения, и она задумывается о том, чтобы показать ребенку логопеду.

Считается, что несовершенство речи до 4-5 лет считается естественным явлением, поэтому нет необходимости обращаться к специалисту. Это не совсем так. Вопрос о том, в каком возрасте пора показать ребенка специалисту, зависит от конкретной причины.

В большинстве случаев основным поводом для беспокойства родителей является отсутствие речи. В норме ребенок начинает говорить с 1 года, у него появляются первые слова, при этом он может не выговаривать какие-то звуки до определенного возраста. К примеру, сонорные звуки Л, Р, Р’ относятся к звукам позднего онтогенеза, т.е. они появляются в речи малыша в более поздний период его развития. В 3-4 года дети заменяют их на более простые или пропускают их. В норме к 6 годам ребенок полностью овладевает нормами родной речи.

Оценить ребенка можно по следующим критериям:

3-4 года – он должен правильно произносить [ц], [с], [с’], [з], [з’].

4-5 лет – [г], [ж], [к], [х], [ч], [ш], [щ].

5-6 лет – [л], [л’], [р], [р’].

К 7 годам ребенок должен выговаривать все звуки русского языка, а также произносить их без дефектов. Его словарный запас должен быть достаточно обширен (порядка 3500 слов), он должен составлять рассказ по картинке и пересказывать текст.

Поводы для обращения к логопеду

Консультация логопеда необходима в следующих случаях:

  • Если в возрасте одного года ребенок не лепечет, не гулит и не произносит повторяющиеся слоги (мама, баба и т.д.). В этом случае необходимо проведение комплексного обследования. Для исключения глухоты нужно обратиться к детскому отоларингологу, затем к невропатологу и после этого, если никаких нарушений развития не выявлено, нужно отвести ребенка к логопеду.
  • Для ребенка 2 лет. В этом случае нужно обратиться к специалисту в том случае, если ребенок произносит менее 10 слов или молчит, даже если кажется, что он «все понимает».
  • Для ребенка 3 лет. В этом возрасте консультация логопеда обязательна. Кроме того, обращение к специалисту необходимо, если ребенок не говорит фразами, заменяет один звук другим (к примеру, т на к), разговаривает на непонятном для окружающих языке. Если в этом возрасте ребенок вообще не произносит никаких слов, то у него могут быть диагностированы даже грубые нарушения общего развития.
  • Для ребенка 4 лет. Обычно дети старше четырех лет уже должны разговаривать правильно, поэтому помощь специалиста необходима, если малыш произносит не все звуки родного языка, его речь невнятная и нечеткая, у него есть проблемы с ответами на простые вопросы.
  • Для ребенка 5 лет. Обращение к логопеду необходимо в случае, есть шепелявость, гнусавость, бедный словарный запас. Помощь специалиста также необходима, если у малыша слишком мягкое произношение звуков. К примеру, «щапка», «тяйник», «лямпотька». 
  • Для ребенка 6 лет. Помощь нужна, если ребенок не может пересказать даже небольшой текст, перекручивает слова, не может запомнить стихотворение, отвечает на вопросы односложно, а также не может составить простой рассказ по картинке.

Обратите внимание, что у 6-летнего дошкольника нельзя игнорировать даже незначительные, на первый взгляд, отклонения от нормы. Впереди его ждет школа, поэтому его речь должна быть правильной – это залог успешного обучения и нормальной коммуникации со своими сверстниками. Если речь будет невнятной, нечеткой, с каким-либо дефектами, то велика вероятность насмешек со стороны одноклассников.

Когда нужно показать ребенка логопеду в первый раз?

Если раньше все в один голос утверждали, что ребенка необходимо показать логопеду только в возрасте пяти лет, то сейчас эти временные рамки сдвинулись.

Поход к специалисту должен быть не вынужденным, а профилактическим, поэтому первый раз нужно сходить к нему, когда ребенку будет 3-4 года (даже если нет видимых отклонений). Если же отклонения от нормы есть, то обращаться за логопедической помощью нужно раньше. Кроме того, родителям просто будет полезным проконсультироваться у специалиста по поводу того, как им правильно нужно работать над развитием речи малыша, каких ошибок стоит избегать и т.д.

Небольшая памятка для родителей

Есть ряд определенных рекомендаций, к которым стоит прислушаться родителям, если они хотят, чтобы речь их ребенка была четкой, плавной и выразительной. Их несколько:

  • Следите за своей речью. Не нужно говорить слишком громко и быстро, следите за правильностью произношения звуков. Дети подражают своим родителям, поэтому именно вы должны быть примером для него.
  • Не злоупотребляйте соской-пустышкой. Знакомая всем с детства пустышка действительно может причинить вред, если ребенок будет подолгу и часто держать ее во рту. Она может привести к формированию высокого нёба, что приведет искаженному звукопроизношению. Кроме того, соска элементарно мешает малышу говорить.
  • Подражать должен ребенок, а не вы, поэтому воздержитесь от повторения за ним его детской речи: баиньки, ам-ам, бибика и т.д. Общайтесь с ним нормальным взрослым языком – так он будет понимать, что именно такая речь является правильной.
  • Если малыш проявляет упрямство, отказывает говорить, хотя он это умеет, то игнорируйте его жесты и мимику. Откликайтесь только в том случае, если он использует речь.
  • Если в своей речи он совершает ошибки, то не нужно его критиковать, ругать и тем более наказывать. Подобные действия приведут к обратному эффекту – он просто откажется от общения и станет молчать.

Только такой подход позволит избежать возможных проблем в формировании речевых навыков. Обратите внимание, что обращение к логопеду все равно является обязательным, даже если вам кажется, что у вашего малыша нет никаких проблем. Поэтому в возрасте 3 лет и до поступления в школу посещение должно быть ежегодным, что позволит вовремя выявить нарушение и устранить его.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Охи Консультация логопеда для родителей Дислексия учитель-логопед Кислова Е.К.

Слайд 2

учитель-логопед Кислова Е.К. Что такое дислексия ? Дислексия – это расстройство, связанное с навыками чтения. Из-за проблем с определенными психическими функциями, которые должны участвовать в формировании таких навыков, ребенок может испытывать самые разные сложности при работе с текстом. Чаще всего сложно распознавать отдельные символы, знаки – в результате смысл слов, словосочетаний или предложений не улавливается либо искажается. Почему возникает дислексия ? В основном причины дислексии имеют нейробиологический характер. Это важно для понимания, потому что нередко от незнания родители и учителя списывают сложности с чтением на «лень» или «невнимательность» ребенка, только запуская ситуацию. Но при таком отклонении определенные зоны мозга отличаются меньшей активностью, а также имеют пониженную плотность .

Слайд 3

учитель-логопед Кислова Е.К. Дополнительными причинами дислексии (провоцирующими факторами) становятся: - нарушения, которые влияют на равновесие между двумя полушариями мозга; - серьезные, тяжелые инфекции, влияющие на мозг – самым распространенными примером является менингит; - черепно-мозговые травмы; - осложнения при родах и беременности: от инфекций до асфиксии плода. При беременности ухудшают ситуацию и вредные привычки матери: курение, употребление спиртного, а также наркотических средств. Серьезное влияние имеют на это отклонение и факторы социального характера. Причем они могут быть абсолютно противоположными по своей направленности. Так, симптомы дислексии могут проявиться и от слишком большой учебной нагрузки, и от запущенности – полного игнорирования развития ребенка. При изоляции, дефиците общения, не очень хорошем окружении ситуация только ухудшается. Однако напомним, что дислексия – это необязательно болезнь детей из неблагополучных семей. Из-за чисто биологических причин она может проявляться у детей, которые живут в отличных условиях и получают от взрослых достаточно внимания.

Слайд 4

учитель-логопед Кислова Е.К. Профилактические меры Как только у ребенка обнаружены проблемы с чтением, письмом, запоминанием и другими важными функциями, необходимо тут же обратиться к логопеду, а также обеспечить ему комфортную среду для обучения, начать использовать рекомендованные логопедом упражнения. Развивающие игры, упор на визуальную информацию в детском возрасте, всестороннее ( НО НЕ ИЗНУРЯЮЩЕЕ ) внимание со стороны взрослых – все это будет хорошей профилактикой заболевания . Пособия для преодоления дислексии . Оглоблина И.Ю. Логопедическая тетрадь для коррекции дисграфии и дислексии у младших школьников, Владос , 2019 г . Крутецкая В. Упражнения для коррекции дислексии и дисграфии у младших школьников. 1-4 классы, Литера, 2020 г ., Воронина Т.П. Дислексия , или Почему ребенок плохо читает?, Феникс, 2020 г . При подборе пособий использовался интернет ресурс: https ://www.labirint.ru /

Слайд 5

учитель-логопед Кислова Е.К. Главное о дислексии Есть мнение, что дислексия — это психическое заболевание. Оно в корне неверно, как и термин лечение дислексии . С точки зрения психологии, при дислексии нарушены или частично недоразвиты психические функции, необходимые для осуществления процесса чтения. По сути, существуют две глобальных причины дислексии : врождённая и приобретённая. По данным исследований специалистов, в её появлении большую роль играет наследственность — да, дислексия передаётся по наследству. Не бывает дислексии у дошкольников! Чтобы поставить этот диагноз, нужно сначала попытаться научить ребёнка читать, а делают это с 7 лет. Раньше не считается. Если вам поставили такой диагноз в дошкольном возрасте, стоит обратиться к другому специалисту. В норме он уместен к окончанию 2 класса начальной школы. Очень полезно чаще читать ребёнку вслух, даже если он сам начал читать. Лексикон, употребление ярких эпитетов, правильное построение фраз, согласование слов в предложениях, — всему этому дети учатся, слушая лучшие произведения художественной литературы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...