«Организация дыхательной музыкотерапии – путь к оздоровлению детей и взрослых»
консультация (младшая группа)
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_po_dyh._muzykoterapii.doc | 51.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Сланцевский детский сад № 4 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей»
«Организация дыхательной музыкотерапии –
путь к оздоровлению детей и взрослых»
Подготовила:
Музыкальный руководитель
Михайлова Галина Сергеевна
г. Сланцы
2021 г.
Введение
В настоящее время для нас, педагогов современного общества, остро встала проблема роста количества детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями в поведении, а также в психическом и личностном развитии. В детских садах над данной проблемой работают психологи, воспитатели и другие специалисты. Многие ищут новые нетрадиционные методы педагогической помощи детям. В свою очередь, я, как музыкальный руководитель, решила также не оставаться в стороне, и обратилась к такому мало изученному коррекционному методу, как музыкальная терапия.
Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях, а также для лечения различных соматических и психосоматических заболеваний.
Особую роль сегодня в формировании сознания дошкольников играет телевидение, особенно реклама, порой, к сожалению, в отрицательном направлении. Родители, занятые работой, часто не являясь для ребенка положительным примером здорового образа жизни, ничем не противостоят отрицательному воздействию средств массовой информации. Современные компьютерные технологии и видеофильмы на многие часы приковывают любопытных малышей к экрану, ухудшая их зрение. Вторжение современной рок - музыки травмирует сознание маленьких детей, ломает еще не устоявшиеся, несформированные биоритмы.
Нарушения в общении, конфликтность и обособленность – признаки слабой адаптации ребенка к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
Экологические проблемы, накапливающееся раздражение в обществе, связанное с неудовлетворительными экономическими условиями, - вот лишь некоторые факторы, агрессивно действующие на эмоциональное состояние дошкольника.
В связи с этим необходимо вести поиск новых подходов в вопросах коррекции эмоционального благополучия дошкольников. Выход из создавшейся ситуации заключается в разработке новых образовательно-оздоровительных программах для дошкольных учреждений, позволяющих сотрудничать между собой педагогам, медикам, родителям и детям. Такие программы сегодня есть – это и «Детство», и «Развитие», и «Радуга», и «Истоки», и многие другие.
К сожалению, ни в одной из этих программ не уделено должного внимания музыке как средству оздоровления.
Музыкотерапия есть наиболее древней и естественной формой коррекции эмоциональных состояний, которой многие люди пользуются (осознанно или нет) - чтобы снять накопленное психическое напряжение, успокоиться, сосредоточиться.
Слово «музыка» происходит от греческого корня (мюзе). Специалисты по мифологии говорят, что девять муз, небесных сестер, правящих пением, поэзией, искусствами и наукой, были рождены от Зевса и Мнемозины, богини памяти; таким образом, музыка – это дитя естественной любви, обладающая грацией, красотой и необычными целебными свойствами, которые неразрывно и изначально связаны с божественным порядком и памятью о нашей сути и судьбе.
Терапия – в переводе с греческого «лечение». Таким образом, термин «музыкотерапия» обозначает использование музыки в целях восстановления и укрепления здоровья.
В том, что музыка способна воздействовать на человеческий организм, убеждать никого не нужно: недаром матери испокон века поют детям колыбельные песни. Современная медицина воспользовалась давно накопленными наблюдениями и разработала метод лечения музыкой. Так родилась музыкотерапия. Но на самом деле музыкальная терапия существует едва ли не столько же, сколько и человек разумный. Русский психолог Рубинштейн объяснял возникновение музыки тем, что в природе все подчинено определенным внутренним ритмам, и только психика человека неритмична. Человек придумал музыку, чтобы строить и жить помогала, в самом прямом смысле. Чтобы придать ритм и гармонию своей психической жизни.
Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека.
Музыкотерапия официально признана в Европе в девятнадцатом веке, когда ее стали использовать в практике передовые врачи.
Расцвет музыкотерапии приходится на двадцатое столетие.
В 1961 году в Англии разработали первую программу музыкотерапии, а через пятнадцать лет там создали центр музыкотерапии.
В Германии с музыкой медики стали серьезно работать с 1978 года, а в 1985 году основали институт музыкотерапии. В Америке ассоциация музыкальной терапии возникла в 1950 году и на сегодняшний день она объединяет более трех тысяч врачей - музыкотерапевтов.
В Голландии используют музыку в клиниках сердечно -сосудистых заболеваний. А в Австралии - для лечения тех, кто страдает болями в суставах и позвоночнике. Ну, а съезды и конференции по всему миру - уже давно самое обычное дело.
Сегодня музыкальную терапию применяют практически во всех странах Западной Европы.
Музыкотерапия применима ко всем независимо от возраста, здоровья или музыкальных способностей. Детям с умственными или физическими трудностями она помогает в преодолении поведенческих проблем, эмоциональных беспокойств и беспокойств, связанных с возрастным развитием.
Музыкотерапия помогает людям с умственными или физическими недостатками, неврологическими проблемами, помогает пожилыми переживать проблемы острых или хронических болезней.
Как наилучший способ лечения выступает, как оказалось, не просто прослушивание музыки, а само ее воспроизведение: игра на музыкальных инструментах, а еще лучше - пение.
В процессе игры человек совершает какие-то движения в такт музыке (нажим на клавиши, растягивание мехов, движение смычка). Напрямую с дыхательной системой это связано у духовых музыкантов. Чтобы воспроизвести мелодию, музыканту приходится дышать в ее темпе. Исследования показали, что организм (дыхательная, кровеносная системы) подстраивается под музыкальный темп лучше у музыкантов, и психологическое восприятие музыки у них тоньше: они могут заметить те оттенки, которые не замечают простые слушатели. Такое умение является следствием постоянного прослушивания и воспроизведения музыкальных мелодий, когда организм привыкает к их воздействию и уже лучше выбирает, что для него полезно.
При пении, непосредственно механические колебания голосовых связок передаются по организму, несомненно, с большей амплитудой, чем при прослушивании, где звуковой сигнал должен пройти еще толщу воздуха. С другой стороны, если делать звук громким, то это может отрицательно сказываться на слуховом аппарате и психологическом восприятии. Стоит отметить, что музыкант и певец сам может регулировать темп и громкость мелодии, в зависимости от того, что нужно организму. Таким образом, пение - идеальный способ лечения.
Работая в детском саду, можно наблюдать большое количество детей, которые самостоятельно не могут справиться с нервно-психическими нагрузками и перегрузками, получаемыми как в детском саду так и дома. Именно это приводит многих детей к различным формам отклоняющегося поведения. И педагоги должны всеми возможными средствами решать эти проблемы. Одним из таких средств является музыкотерапия.
Музыкотерапия – метод, использующий музыку, как средство нормализации эмоционального состояния, устранения страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Основными и главными задачами, определяющими музыкотерапию, являются формирование и развитие музыкальных и творческих способностей, расширение и развитие эмоциональной сферы, обучение средствами музыки ауторелаксации, развитие нравственно-коммуникативных качеств.
Организация занятий музыкотерапией требует от педагога и музыкального руководителя специального психологического образования, знания основ общей и клинической психологии, наличия музыкального педагогического образования.
Музыкотерапия ориентирует педагога на сотрудничество с ребенком, на интеграцию различных видов художественной деятельности.
Поэтому музыкотерапию, как метод коррекции, рекомендуется использовать не только на музыкальных, но и на физкультурных занятиях, на утренней гимнастике, бодрящей гимнастике после дневного сна, на вечерах досуга, на занятиях по развитию речи, изобразительной деятельности, в повседневной деятельности, самостоятельных играх и т.д.
Таким образом, каждый педагог может использовать данные упражнения в сочетании с другими играми и упражнениями, «конструировать» из отдельных композиций необходимую форму занятий.
Все элементы упражнений по музыкотерапии дают возможность использовать их не только как средство развития музыкальных и двигательных способностей детей на занятиях ритмикой, но и как игровой тренинг психических процессов: внимания, памяти, воли, творческого воображения и фантазии, а так же, как средство расслабления, переключения внимания или повышения психофизического тонуса и т.д., в самых различных формах организации педагогического процесса в детском саду.
Если воспитатель имеет определенный навык, он может за считанные минуты снять умственную усталость, взбодрить, раскрепостить, повысить настроение, сконцентрировать внимание.
Например, на занятиях с высокой умственной нагрузкой и малой подвижностью следует использовать танцевальные композиции в качестве физкультминуток. Использование композиций на основе быстрой, веселой музыки позволяет поднять настроение детей, активизировать их внимание.
Занятия по музыкотерапии строятся по определенной схеме:
1. Разминка. Двигательные и ритмические упражнения.
2. Основная часть. Восприятие музыки.
3. Музыкальная релаксация. Аутотренинг.
В занятие включаю различные виды музыкальной деятельности детей: пение, слушание, музыкально-ритмические движения, игры на музыкальных инструментах и обязательно элементы театрализации.
Танец, мимика, жест, как и музыка, является одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Помимо того, что они снимают нервно – психическое напряжение, помогают ребёнку быстро и легко установить дружеские связи с другими детьми группы, воспитателем, а это также дает определённый психотерапевтический эффект.
Развитие дыхания - один из очень важных этапов коррекционного воздействия на детей, независимо от вида их речевого дефекта.
Цель дыхательных упражнений - способствовать выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы и постепенности.
Развитие дыхания: работа над силой и продолжительностью выдоха, темпом и ритмом дыхания, осуществляется на логоритмических занятиях в процессе двигательных упражнений сначала без речи (формируется физиологическое дыхание), а затем с речью (воспитывается речевое дыхание).
В работе с первой и второй младшей группой, я провожу следующие упражнения: «пузырики», «шарик», «ветерок», «часики», «гуси», «паровоз», «в лесу».
В средней группе часто использую комплекс № 2: упражнения «дыши одной ноздрей», «ежик», «губы трубкой».
В старшей группе занимаемся упражнениями на дыхание по сюжету.
Заключение
Музыкотерапия эффективный метод, использующий музыку в качестве средства коррекции нарушений в эмоциональной сфере, поведении, при проблемах в общении.
Я отметила, что музыка в состоянии помочь сбалансировать психоэмоциональное состояние и поведение ребенка. Мажорные мелодии помогли уменьшить чувство тревоги и неуверенности. Народная и детская музыка дает ощущение безопасности. Расслабляющим действием обладают звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано. Успокаивающий эффект носят звуки природы. Через чур подвижный и расторможенный ребенок, благодаря восприятию музыки, успокаивается, а не решительный и неконтактный ребенок значительно повысил свой собственный тонус, уровень бодрости. А так же в целом музыкальная «подсказка», звучащая во время того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, возникновению добрых и положительных ассоциаций.
Следовательно, занятия по музыкотерапии дают богатый опыт общения, наполняют жизнь радостными и яркими впечатлениями. Я считаю, что музыкотерапия – это пожалуй, действенный метод регуляции эмоционального благополучия. Думаю, что это метод будущего. Со своей стороны я буду продолжать исследование и внедрение данного метода в свою педагогическую деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкотерапия как средство оздоровления детей.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».
ДОКЛАДМузыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста». ...
Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».
ДОКЛАДМузыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста». ...
Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста».
Доклад музыкального руководителя по теме: «Музыкотерапия, как метод оздоровления детей дошкольного возраста»....
Музыкотерапия,как средство оздоровления детей.
Эмоциональная сфера ребенка не может гармонично сформироваться сама по себе, а нуждается в мудрой и бережной помощи взрослых.Одним из методов является музыкотерапия....
Консультация: "Здоровьесберегающая технология - дыхательная гимнастика, как средство оздоровления детей дошкольного возраста и уменьшения заболеваний дыхательной системы"
В связи с актуальной тенденцией ухудшения здоровья детей необходимо вести целенаправленную работу по обучению правильному дыханию. Это поможет избавить ребенка от болезней и не допустит их появления....
Дыхательная гимнастика как средство оздоровления детей 4 – 5 лет в дошкольной образовательной организации
Цель: изучение возможностей дыхательной гимнастики как средства оздоровления детей 4 – 5 лет в дошкольной образовательной организации.Задачи:1.Изучить теоретические аспекты оздоровления детей 4 ...