Методические рекомендации «Берегите здоровье» по работе с карточками для дошкольников 5-7 лет
методическая разработка (старшая группа)

В  методических рекомендациях «Берегите здоровье» представлены интересные, познавательные и увлекательные карточки, с помощью которых дети научаться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать привычки здорового образа жизни. Беседы по этим карточкам  помогут знакомить детей с медицинскими профессиями, пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_beregite_zorove.doc400.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

                 

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»

                     

                        «Берегите здоровье»

 

                  Методические рекомендации

по  работе с карточками для дошкольников 5-7 лет,

рекомендованы педагогам ДОУ и родителям

                                     

                                   

                                              2020 год

                 

                                           Петрова

Елена Владимировна

воспитатель первой

квалификационной категории,

стаж педагогической работы 9 лет, образование высшее.

                                         

В  методических рекомендациях «Берегите здоровье» представлены интересные, познавательные и увлекательные карточки, с помощью которых дети научаться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать привычки здорового образа жизни. Беседы по этим карточкам  помогут знакомить детей с медицинскими профессиями, пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.

Методические рекомендации предназначены практическим работникам дошкольного образования, логопедам и родителям.

                                 

Предисловие

Здоровье  рассматривается, как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоническое состояние организма, которое позволяет человеку быть активным  в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо  учиться заботиться  о своём здоровье с детства. Очень важно, чтобы взрослые на этом пути были рядом.                                                    

С карточками, можно заниматься как в детском саду, так и дома.                                                                                                             Поэтому  данные рекомендации помогут  педагогам и родителям: 1.Развивать у дошкольников общее представление  о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться; 2. Формировать мотивы, понятия, убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления; 3. Понять детям, что многие болезни не возникают из ничего (ими заражаются); формировать  правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься  от инфекции; 4. Знакомить детей с работой медицинских учреждение, расширять и уточнять представления  разных видах медицинской деятельности; 5. Развивать умения рассуждать, делать умозаключения, активизировать словарь детей.

       Занятие по карточкам  поможет воспитывать в детях  привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности,                                                                            при этом учитывая  принцип интеграции образовательных областей  на основе партнёрской   деятельности взрослых и детей.

 В методических рекомендациях материал подобран таким образом, что  может легко использоваться как на занятиях, так и вне занятий.                

   

Содержание комплекта карточек «Берегите здоровье»

Блок 1

Чтобы быть  здоровыми

Я здоровью берегу - сам себе я помогу.

                                                   

       Спросите детей – знают ли они, что такое здоровье? Здоровье – когда у тебя ничего не болит, когда нет температуры, когда ты весел, у тебя всё получается и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки. Рассмотрите картинку. Попросите подумать, здоровы ли ребятишки, изображённые на ней? Чем они занимаются? А чем отличается больной, человек от здорового? Почему плохо болеть? Чтобы оставаться здоровыми, нужно понимать,  как возникают болезни и как от них уберечься.

         Обязательно детям нужно сказать: «Чтобы быть здоровыми, нужно заниматься физкультурой, закаляться, гулять и играть на свежем воздухе, в холодную погоду не ходить без шапки, беречь ноги от холода и сырости, пить достаточно воды, почаще мыть руки с мылом, мыть овощи и фрукты и принимать витамины. Витамины, как солдаты, охраняют наш организм от вредных микробов и разных болезней.

       И так - теперь мы знаем, что здоровье – это самое большое богатство каждого человека, которое всегда нужно беречь.

               Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок

       Рассмотреть вместе с детьми внимательно картинку. Обратить внимание детей, что делает девочка. Рассказать детям о том, как растут зубы, как выглядит здоровый зуб и как больной, что бывает с зубами, если за ними не ухаживать.      Хорошо пережёвывать еду может тот человек, у которого здоровые зубы.

        А что нужно делать, если заболел зуб? Конечно  идти к врачу. А как можно ещё назвать зубного врача? (Стоматолог). К зубному врачу ( стоматологу) нужно ходить два раза в год. Тогда зубы всегда будут целыми.

       А что ещё нужно делать, чтобы зубы не болели? Вот главные правила: полощи зубы теплой водой после каждого приёма пищи; чисти зубы утром и вечером перед сном; не ешь очень горячую и очень холодную пищу; ешь поменьше сладостей; никогда не грызи твёрдые предметы.

       Зубы нужно чистить только своей щёткой, которую следует хранить в чистоте, хорошо промытую, в специальном стаканчике ручкой вниз.

          Если стало плохо нам – на приём идём к

                               врачам.

           Расскажите детям, что поликлиника – это учреждение, где медицинские работники помогают заболевшим людям. А люди, которые посещают врача, называются пациентами.

         Мы заходим в поликлинику и обращаемся в кабинет регистратуры. Спросите детей, знают ли они для чего мы это делаем? ( Чтобы взять медицинскую карту и талон к врачу).

         Поясните, что в медицине есть много специальностей. Есть универсальные врачи – педиатры и терапевты, а есть врачи – специалисты, которые лечат конкретные органы человеческого тела: кардиологи, стоматологи, офтальмологи, ЛОР – врачи, хирурги. Обсудите с детьми, в чём заключается их работа.

Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой

         Спросить детей, если человек  так сильно заболел, что не  может сам пойти к врачу, или заболел ночью? Что же делать в  таком случае? (Нужно позвонить по телефону 03 и вызвать «Скорую помощь».)

         Попросить детей вспомнить, во что обычно одеваются врачи? Кто такая медсестра и что она делает? ( Главный помощник любого врача. Она порой проводит с пациентом больше времени, чем сам врач. Она делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, смазывает ранки, забинтовывает.

         Рекомендуется после беседы поиграть с сюжетно – ролевую игру. Для неё понадобиться игрушечная машина «Скорая помощь», чемоданчик с инструментами для врача. Ребёнок вызывает «Скорую помощь» по телефону, дежурный принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач на машине, мама приглашает пройти в квартиру, помыть руки, даёт мыло, полотенце. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. Врач сидит какое-то время у постели больного, задаёт ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине. Желательно, чтобы все дети по очереди играли разные дети.

Блок № 2

Это важно знать

                                    Берегись не подавись

     

             Объяснить ребёнку, почему не стоит спешить, когда ешь. Кушать нужно не торопясь, лучше пережёвывать пищу медленно и долго. Тогда пища лучше усваивается.

        Спросить детей, знают ли они?  Что может произойти, если неаккуратно выбрать косточки из рыбы и торопливо её есть? В каких фруктах и ягодах крупные косточки? Какими предметами можно подавиться, если нечаянно их взять в рот? Напомнить  детям, что нельзя себе в уши, нос, рот разные предметы, брать в рот батарейки, окурки, мелкие части игрушек, цветы и мусор.

       Но если ситуация уже произошла, она требует мгновенной реакции и правильного поведения. Во многих экстремальных случаях уметь быстро и грамотно оказать помощь и вызвать «Скорую». И не в коем случае нельзя сильно стучать по спине – «бабушкин» метод приведёт к тому, что вы забьёте инородное тело ещё дальше в бронхи. Грудничка нужно положить на живот и, придерживая голову, слегка постучать по нижней части спины. Ребёнка постарше перегните через своё колено и также постучите по спинке.            Прежде чем вызвать врачей, даже спасатели проводят первичный осмотр пострадавшего с целью выяснить, от чего ему может стать хуже здесь и сейчас, пока ребёнок дожидается квалифицированной помощи.

 

                     Когда болит животик

                                     

                Предложить детям посмотреть на  грустного. невесёлого ребёнка: по какой причине он так крепко «задумался» на горшке? Что-то не то выпил или съел – вот живот и заболел? Или просто плохо помыл руки перед едой? Или вообще забыл помыть? Выслушайте предложения детей.

        Сделайте вместе с детьми вывод: дети, которые всегда следят за  своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют, то очень редко. Поэтому следует выполнять гигиеническое правило: мыть руки перед едой, чтобы вредные микробы не попали к нам в организм. Чистота ногтей тоже очень важна.

        Спросить детей: знают ли они, почему нельзя пробовать незнакомую еду, чем можно отравиться? Чем опасны испорченные продукты?

        При отравлении детей мучают различные боли в области животика. 85% отравлений связано с тем, что малыш съел или выпил что-то не то. Так что  нужно промыть желудок и вызвать рвоту (3-5 стаканов тёплой кипячёной воды и никаких препаратов!) Промывать желудок до тех пор, пока вода, идущая обратно, не  станет прозрачной. После этого можно дать стакан прохладной  воды и отвезти к врачу.

         

                      Осторожно – горячо

      Уже в раннем детстве ребёнку следует ясно дать понять, что ему можно, а что нельзя. Весь вопрос в том, как это лучше сделать. Постоянное «нельзя» рано  или поздно даст обратный результат. Не говорите просто «нет», обязательно объясняйте малышу, в чём именно заключается опасность. Используйте конкретные понятия: это острое, горячее, жжётся, колется.

       Обратите внимания детей на плачущего мальчика около газовой плиты на картинке. Спросите: «Как вы думаете что могло произойти с мальчиком?» Выслушать ответы детей.

Объяснить  детям, что к газовой плите не стоит подходить без необходимости. За процессом приготовления пищи на плите и горелками должны наблюдать взрослые.

      Психологи рекомендуют в процессе объяснения использовать знакомые ребёнку слова, вызывающие негативные ассоциации: боль, кровь, больница, укол и т.д. Дотронувшись до огня на плите, можно получить ожог. Нужно доходчиво объяснить ребёнку опасность ожога.

Если ожог тяжёлый, надо немедленно ехать в больницу, а если кожа только покраснела – подержать обожженное место под холодной водой, затем продезинфицировать.

Блок №3

Будь внимателен на прогулках.

В жару

        Рассказать детям, что кожа защищает  нас от жары и холода. Но  долгое пребывание на солнце может привести к беде. От солнца могут быть  ожоги и солнечный удар.  Спросить детей- что помогает коже защитить нас от холода и жары? (Одежда) Одежда меняется в зависимости от сезона. Какую одежду надо носить  летом и почему?

    Объясните ребёнку, что сладкая газировка, соки и даже ледяное мороженое не помогут ему в борьбе с жарой. Выручат в зной минеральная вода, тёплый, несладкий чай, и кисломолочные напитки, прополоскать рот водой с лимонным соком. Дома можно сделать ванну с прохладной или чуть тёплой водой, добавив в неё полчашки пищевой соды или обтереть кожу раствором воды и уксуса в соотношении 1:1.

                             Бродячие кусачие

       Объясните детям, что  можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например,  можно кормить бездомных  собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки. Даже, если боишься собак, нельзя это показывать. Собака это может почувствовать и напасть. Если укусили собака или кошка, ребёнок должен сразу же сказать об этом родителям.

      Попросить детей рассказать о своих домашних животных, как они их кормят, играют с ними. Говорят ли им родители о мерах предосторожности при обращении с животными.

      Кусачими могут быть не только «бродячие», но и «ползучие» и «летучие» существа. Чрезвычайно опасны укусы змей. Очень опасными могут укусы клещей. И если вдруг возникло подозрение, что укусил клещ, не нужно  пытаться  вытащить его самим, следует    отвезти ребёнка в больницу, где опытный врач вытащит паразита и введёт лекарство.

                Будь внимателен в играх

      Обсудите с детьми, какие опасные ситуации на прогулке изображены на рисунке. Предложите задуматься, сделать выводы о неправильном поведении детей на прогулке. Порассуждайте,  к каким последствиям могут привести самые безобидные, на первый взгляд шалости. Чтобы ребёнок усвоил и соблюдал  правила безопасного поведения на прогулке, необходимо обсуждать возможные ситуации, рассказать как их избежать. Делать это нужно аккуратно и последовательно, чтобы не напугать ребёнка, что нельзя проходить близко  от качелей, когда на них кто-то  качается, - можно получить сильный ушиб головы. Нельзя стаскивать друг друга с горки , со стенки из перекладин, дёргать за ноги или  тащить за капюшон и т.д.

      Конечно, как правило, дети до семи  лет гуляют на детской площадке с родителями. Но уследить за всем невозможно, как невозможно все запретить и водить ребёнка за ручку, лишая радостей детства. Поэтому приучайте детей не только запоминать и следовать правилам безопасного поведении, но и не боясь и не стесняясь, останавливать товарищей, если они делают что-то опасное для здоровья.

                 Как гулять детворе зимой во дворе

  Обратите внимание детей на весёлых и забавных ребятишек на картинке в зимнее время. Спросить почему  им так весело? Ответы детей. Правильно они здоровы, не болеют и могут гулять зимой на улице.

        Попросите ребёнка внимательно посмотреть на себя в зеркало и сказать, чем покрыто его тело. Правильно, кожей. Кожа – наша природная одежда и защита. И если долго находиться на холоде, не защищая кожу одеждой, варежкой, обувью, то может произойти переохлаждение, обморожение. В этом случае нужно легко растереть щёчки шарфиком или рукавичкой, но не снегом. Если есть мороженное в холодную погоду, то можно простудиться и заболеть.

        Гуляя на улице нужно следить, чтобы ноги всегда были тёплыми. Ещё древние греки заметили связь между состоянием ног и насморка. Промочил ноги – схватил насморк. Но  оказывается нос можно закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой ( на стакан воды комнатной температуры    половину чайной ложки соли).

                              Заключение

    Теперь мы знаем, что здоровье – это самое большое богатство каждого человека, которое нужно всегда беречь. Здоровье – это когда ты весел, когда у тебя всё получается, когда нет температуры и ходишь в садик, гулять на свежем воздухе. И люди, если только захотят, вполне могут сделать так, чтобы болеть мало, а если всё-таки болеть, то иметь возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями.

      Будьте здоровы!

 Литература 

1. Материалы из опыта работы воспитателя.

2. Материалы – интернет сайтов.

3. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008.                                                                  4. М.В. Анисимова, «Музыка здоровья»,издательство «ТЦ СФЕРА», 2014год.
5. В.В. Воскобовича, Л.С., Вакуленко «Развивающие игры Воскобовича», издательство «ТЦ СФЕРА, 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие к проекту занятия«Визитная карточка Санкт-Петербурга»

Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В своей работе его могут использовать воспитатели  подготовительных общеобразовательных групп детского сада....

Методическое сопровождение построения развивающей предметно - пространственной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.

Презентация материалов по методическому сопровождению построения развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....

Методические рекомендации для работы с тематическими карточками при реализации проектной деятельности.

В методических рекомендациях представлены материалы по разработе тематических карточек....

Методическая разработка: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"

Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируе...

Методическая копилка: «Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»

laquo;Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...