Методические рекомендации «Берегите здоровье» по работе с карточками для дошкольников 5-7 лет
методическая разработка (старшая группа)
В методических рекомендациях «Берегите здоровье» представлены интересные, познавательные и увлекательные карточки, с помощью которых дети научаться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать привычки здорового образа жизни. Беседы по этим карточкам помогут знакомить детей с медицинскими профессиями, пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_beregite_zorove.doc | 400.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Ромодановский детский сад комбинированного вида»
«Берегите здоровье»
Методические рекомендации
по работе с карточками для дошкольников 5-7 лет,
рекомендованы педагогам ДОУ и родителям
2020 год
Петрова
Елена Владимировна
воспитатель первой
квалификационной категории,
стаж педагогической работы 9 лет, образование высшее.
В методических рекомендациях «Берегите здоровье» представлены интересные, познавательные и увлекательные карточки, с помощью которых дети научаться бережно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих, формировать привычки здорового образа жизни. Беседы по этим карточкам помогут знакомить детей с медицинскими профессиями, пробуждать любознательность детей, интерес к деятельности взрослых.
Методические рекомендации предназначены практическим работникам дошкольного образования, логопедам и родителям.
Предисловие
Здоровье рассматривается, как полное физическое, психическое и социальное благополучие, как гармоническое состояние организма, которое позволяет человеку быть активным в своей жизни, добиваться успехов в различной деятельности. Для достижения гармонии с природой, самим собой необходимо учиться заботиться о своём здоровье с детства. Очень важно, чтобы взрослые на этом пути были рядом.
С карточками, можно заниматься как в детском саду, так и дома. Поэтому данные рекомендации помогут педагогам и родителям: 1.Развивать у дошкольников общее представление о здоровье как ценности, о которой необходимо постоянно заботиться; 2. Формировать мотивы, понятия, убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления; 3. Понять детям, что многие болезни не возникают из ничего (ими заражаются); формировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции; 4. Знакомить детей с работой медицинских учреждение, расширять и уточнять представления разных видах медицинской деятельности; 5. Развивать умения рассуждать, делать умозаключения, активизировать словарь детей.
Занятие по карточкам поможет воспитывать в детях привычку безопасного поведения и научить их видеть моменты неоправданного риска в повседневности, при этом учитывая принцип интеграции образовательных областей на основе партнёрской деятельности взрослых и детей.
В методических рекомендациях материал подобран таким образом, что может легко использоваться как на занятиях, так и вне занятий.
Содержание комплекта карточек «Берегите здоровье»
Блок 1
Чтобы быть здоровыми
Я здоровью берегу - сам себе я помогу.
Спросите детей – знают ли они, что такое здоровье? Здоровье – когда у тебя ничего не болит, когда нет температуры, когда ты весел, у тебя всё получается и ты можешь ходить в садик, гулять на свежем воздухе, кататься с горки. Рассмотрите картинку. Попросите подумать, здоровы ли ребятишки, изображённые на ней? Чем они занимаются? А чем отличается больной, человек от здорового? Почему плохо болеть? Чтобы оставаться здоровыми, нужно понимать, как возникают болезни и как от них уберечься.
Обязательно детям нужно сказать: «Чтобы быть здоровыми, нужно заниматься физкультурой, закаляться, гулять и играть на свежем воздухе, в холодную погоду не ходить без шапки, беречь ноги от холода и сырости, пить достаточно воды, почаще мыть руки с мылом, мыть овощи и фрукты и принимать витамины. Витамины, как солдаты, охраняют наш организм от вредных микробов и разных болезней.
И так - теперь мы знаем, что здоровье – это самое большое богатство каждого человека, которое всегда нужно беречь.
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок
Рассмотреть вместе с детьми внимательно картинку. Обратить внимание детей, что делает девочка. Рассказать детям о том, как растут зубы, как выглядит здоровый зуб и как больной, что бывает с зубами, если за ними не ухаживать. Хорошо пережёвывать еду может тот человек, у которого здоровые зубы.
А что нужно делать, если заболел зуб? Конечно идти к врачу. А как можно ещё назвать зубного врача? (Стоматолог). К зубному врачу ( стоматологу) нужно ходить два раза в год. Тогда зубы всегда будут целыми.
А что ещё нужно делать, чтобы зубы не болели? Вот главные правила: полощи зубы теплой водой после каждого приёма пищи; чисти зубы утром и вечером перед сном; не ешь очень горячую и очень холодную пищу; ешь поменьше сладостей; никогда не грызи твёрдые предметы.
Зубы нужно чистить только своей щёткой, которую следует хранить в чистоте, хорошо промытую, в специальном стаканчике ручкой вниз.
Если стало плохо нам – на приём идём к
врачам.
Расскажите детям, что поликлиника – это учреждение, где медицинские работники помогают заболевшим людям. А люди, которые посещают врача, называются пациентами.
Мы заходим в поликлинику и обращаемся в кабинет регистратуры. Спросите детей, знают ли они для чего мы это делаем? ( Чтобы взять медицинскую карту и талон к врачу).
Поясните, что в медицине есть много специальностей. Есть универсальные врачи – педиатры и терапевты, а есть врачи – специалисты, которые лечат конкретные органы человеческого тела: кардиологи, стоматологи, офтальмологи, ЛОР – врачи, хирурги. Обсудите с детьми, в чём заключается их работа.
Сам не справишься с бедой – вызывай врача домой
Спросить детей, если человек так сильно заболел, что не может сам пойти к врачу, или заболел ночью? Что же делать в таком случае? (Нужно позвонить по телефону 03 и вызвать «Скорую помощь».)
Попросить детей вспомнить, во что обычно одеваются врачи? Кто такая медсестра и что она делает? ( Главный помощник любого врача. Она порой проводит с пациентом больше времени, чем сам врач. Она делает уколы, закапывает капли в глаза, уши, смазывает ранки, забинтовывает.
Рекомендуется после беседы поиграть с сюжетно – ролевую игру. Для неё понадобиться игрушечная машина «Скорая помощь», чемоданчик с инструментами для врача. Ребёнок вызывает «Скорую помощь» по телефону, дежурный принимает вызов и сообщает врачу. Приезжает врач на машине, мама приглашает пройти в квартиру, помыть руки, даёт мыло, полотенце. По ходу игры врач осматривает больного, ставит ему градусник, предлагает сделать укол. Врач сидит какое-то время у постели больного, задаёт ему вопросы о здоровье. Члены семьи провожают его, прощаются. Врач уезжает на машине. Желательно, чтобы все дети по очереди играли разные дети.
Блок № 2
Это важно знать
Берегись не подавись
Объяснить ребёнку, почему не стоит спешить, когда ешь. Кушать нужно не торопясь, лучше пережёвывать пищу медленно и долго. Тогда пища лучше усваивается.
Спросить детей, знают ли они? Что может произойти, если неаккуратно выбрать косточки из рыбы и торопливо её есть? В каких фруктах и ягодах крупные косточки? Какими предметами можно подавиться, если нечаянно их взять в рот? Напомнить детям, что нельзя себе в уши, нос, рот разные предметы, брать в рот батарейки, окурки, мелкие части игрушек, цветы и мусор.
Но если ситуация уже произошла, она требует мгновенной реакции и правильного поведения. Во многих экстремальных случаях уметь быстро и грамотно оказать помощь и вызвать «Скорую». И не в коем случае нельзя сильно стучать по спине – «бабушкин» метод приведёт к тому, что вы забьёте инородное тело ещё дальше в бронхи. Грудничка нужно положить на живот и, придерживая голову, слегка постучать по нижней части спины. Ребёнка постарше перегните через своё колено и также постучите по спинке. Прежде чем вызвать врачей, даже спасатели проводят первичный осмотр пострадавшего с целью выяснить, от чего ему может стать хуже здесь и сейчас, пока ребёнок дожидается квалифицированной помощи.
Когда болит животик
Предложить детям посмотреть на грустного. невесёлого ребёнка: по какой причине он так крепко «задумался» на горшке? Что-то не то выпил или съел – вот живот и заболел? Или просто плохо помыл руки перед едой? Или вообще забыл помыть? Выслушайте предложения детей.
Сделайте вместе с детьми вывод: дети, которые всегда следят за своей чистотой, никогда не болеют, а если и болеют, то очень редко. Поэтому следует выполнять гигиеническое правило: мыть руки перед едой, чтобы вредные микробы не попали к нам в организм. Чистота ногтей тоже очень важна.
Спросить детей: знают ли они, почему нельзя пробовать незнакомую еду, чем можно отравиться? Чем опасны испорченные продукты?
При отравлении детей мучают различные боли в области животика. 85% отравлений связано с тем, что малыш съел или выпил что-то не то. Так что нужно промыть желудок и вызвать рвоту (3-5 стаканов тёплой кипячёной воды и никаких препаратов!) Промывать желудок до тех пор, пока вода, идущая обратно, не станет прозрачной. После этого можно дать стакан прохладной воды и отвезти к врачу.
Осторожно – горячо
Уже в раннем детстве ребёнку следует ясно дать понять, что ему можно, а что нельзя. Весь вопрос в том, как это лучше сделать. Постоянное «нельзя» рано или поздно даст обратный результат. Не говорите просто «нет», обязательно объясняйте малышу, в чём именно заключается опасность. Используйте конкретные понятия: это острое, горячее, жжётся, колется.
Обратите внимания детей на плачущего мальчика около газовой плиты на картинке. Спросите: «Как вы думаете что могло произойти с мальчиком?» Выслушать ответы детей.
Объяснить детям, что к газовой плите не стоит подходить без необходимости. За процессом приготовления пищи на плите и горелками должны наблюдать взрослые.
Психологи рекомендуют в процессе объяснения использовать знакомые ребёнку слова, вызывающие негативные ассоциации: боль, кровь, больница, укол и т.д. Дотронувшись до огня на плите, можно получить ожог. Нужно доходчиво объяснить ребёнку опасность ожога.
Если ожог тяжёлый, надо немедленно ехать в больницу, а если кожа только покраснела – подержать обожженное место под холодной водой, затем продезинфицировать.
Блок №3
Будь внимателен на прогулках.
В жару
Рассказать детям, что кожа защищает нас от жары и холода. Но долгое пребывание на солнце может привести к беде. От солнца могут быть ожоги и солнечный удар. Спросить детей- что помогает коже защитить нас от холода и жары? (Одежда) Одежда меняется в зависимости от сезона. Какую одежду надо носить летом и почему?
Объясните ребёнку, что сладкая газировка, соки и даже ледяное мороженое не помогут ему в борьбе с жарой. Выручат в зной минеральная вода, тёплый, несладкий чай, и кисломолочные напитки, прополоскать рот водой с лимонным соком. Дома можно сделать ванну с прохладной или чуть тёплой водой, добавив в неё полчашки пищевой соды или обтереть кожу раствором воды и уксуса в соотношении 1:1.
Бродячие кусачие
Объясните детям, что можно и чего нельзя делать при контактах с животными. Например, можно кормить бездомных собак и кошек, но нельзя их трогать и брать на руки. Нельзя подходить к незнакомым собакам, беспокоить их во время сна, еды, ухода за щенками, отбирать то, во что играют собаки. Даже, если боишься собак, нельзя это показывать. Собака это может почувствовать и напасть. Если укусили собака или кошка, ребёнок должен сразу же сказать об этом родителям.
Попросить детей рассказать о своих домашних животных, как они их кормят, играют с ними. Говорят ли им родители о мерах предосторожности при обращении с животными.
Кусачими могут быть не только «бродячие», но и «ползучие» и «летучие» существа. Чрезвычайно опасны укусы змей. Очень опасными могут укусы клещей. И если вдруг возникло подозрение, что укусил клещ, не нужно пытаться вытащить его самим, следует отвезти ребёнка в больницу, где опытный врач вытащит паразита и введёт лекарство.
Будь внимателен в играх
Обсудите с детьми, какие опасные ситуации на прогулке изображены на рисунке. Предложите задуматься, сделать выводы о неправильном поведении детей на прогулке. Порассуждайте, к каким последствиям могут привести самые безобидные, на первый взгляд шалости. Чтобы ребёнок усвоил и соблюдал правила безопасного поведения на прогулке, необходимо обсуждать возможные ситуации, рассказать как их избежать. Делать это нужно аккуратно и последовательно, чтобы не напугать ребёнка, что нельзя проходить близко от качелей, когда на них кто-то качается, - можно получить сильный ушиб головы. Нельзя стаскивать друг друга с горки , со стенки из перекладин, дёргать за ноги или тащить за капюшон и т.д.
Конечно, как правило, дети до семи лет гуляют на детской площадке с родителями. Но уследить за всем невозможно, как невозможно все запретить и водить ребёнка за ручку, лишая радостей детства. Поэтому приучайте детей не только запоминать и следовать правилам безопасного поведении, но и не боясь и не стесняясь, останавливать товарищей, если они делают что-то опасное для здоровья.
Как гулять детворе зимой во дворе
Обратите внимание детей на весёлых и забавных ребятишек на картинке в зимнее время. Спросить почему им так весело? Ответы детей. Правильно они здоровы, не болеют и могут гулять зимой на улице.
Попросите ребёнка внимательно посмотреть на себя в зеркало и сказать, чем покрыто его тело. Правильно, кожей. Кожа – наша природная одежда и защита. И если долго находиться на холоде, не защищая кожу одеждой, варежкой, обувью, то может произойти переохлаждение, обморожение. В этом случае нужно легко растереть щёчки шарфиком или рукавичкой, но не снегом. Если есть мороженное в холодную погоду, то можно простудиться и заболеть.
Гуляя на улице нужно следить, чтобы ноги всегда были тёплыми. Ещё древние греки заметили связь между состоянием ног и насморка. Промочил ноги – схватил насморк. Но оказывается нос можно закалить. Для этого нужно два раза в день промывать его подсоленной водой ( на стакан воды комнатной температуры половину чайной ложки соли).
Заключение
Теперь мы знаем, что здоровье – это самое большое богатство каждого человека, которое нужно всегда беречь. Здоровье – это когда ты весел, когда у тебя всё получается, когда нет температуры и ходишь в садик, гулять на свежем воздухе. И люди, если только захотят, вполне могут сделать так, чтобы болеть мало, а если всё-таки болеть, то иметь возможность сопротивляться болезням и выздоравливать с минимальными потерями.
Будьте здоровы!
Литература
1. Материалы из опыта работы воспитателя.
2. Материалы – интернет сайтов.
3. Шорыгина Т.А. Беседы о здоровье. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2008. 4. М.В. Анисимова, «Музыка здоровья»,издательство «ТЦ СФЕРА», 2014год.
5. В.В. Воскобовича, Л.С., Вакуленко «Развивающие игры Воскобовича», издательство «ТЦ СФЕРА, 2015 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие к проекту занятия«Визитная карточка Санкт-Петербурга»
Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. В своей работе его могут использовать воспитатели подготовительных общеобразовательных групп детского сада....
Методическое сопровождение построения развивающей предметно - пространственной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Презентация материалов по методическому сопровождению построения развивающей предметно-пространственной среды для дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....
Методическая разработка мероприятия с родителями «Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников»
Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников...
Система методической работы по теме: «Физическая культура в развитии дошкольников и формирование здорового образа жизни»
«Методическое сопровождение физического образования дошкольников»...
Методические рекомендации для работы с тематическими карточками при реализации проектной деятельности.
В методических рекомендациях представлены материалы по разработе тематических карточек....
Методическая разработка: "Формирование здорового образа жизни у дошкольников"
Здоровый образ жизни - один из важнейших факторов сохранения здоровья и благополучия ребенка, он определяет качество жизни, а дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируе...
Методическая копилка: «Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»
laquo;Методы и методики психолого-педагогического обследования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья»...