Консультация " Роль родителей в развитии связной речи"
консультация (средняя группа)

В статье даны рекомендации родителям  по развитию связной речи в повседневной жизни.Закреплены правила речевого обучения с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx15.2 КБ

Предварительный просмотр:

Роль родителей в развитии связной речи.

Владение  родным языком - это не только умение правильно произносить звуки, строить  предложения. Ребенок должен научиться рассказывать: не просто называть предмет, но и описывать его, рассказывать о каком- то событии, явлении, о последовательности событий. Это уже связная речь, т.е. речь содержательная, логичная, последовательная, понятная окружающим. Овладение ребенком такой речью является важным условием его умственного развития. В семье родители понимают своего ребенка с полуслова, поэтому он дома не испытывает неудобств от несовершенства своей речи. Но расширяется круг его общения с окружающими и посторонние не понимают искаженную речь ребенка. Такая речь затрудняет общение с людьми, способствует развитию замкнутости, накладывает отпечаток на развитие характера. Чем лучше и свободнее будет говорить ваш ребенок, тем легче он будет приобретать знания и умения ,а, значит, будет хорошо учиться в школе. В формировании речи детей пример родителей имеет особое значение. Ребенок подражает речи близких людей, иногда даже точно копирует интонацию. Поэтому родители должны тщательно следить за своей речью, она должна быть выразительной, грамматически правильной. Речь не  является врожденной способностью человека, она формируется вместе с развитием ребенка. В детском саду этому уделяется много времени: проводятся занятия по развитию речи, в режимных моментах проводятся обговаривание правил, названий, цветов, форм и т.д. Но, чтобы работа была результативной  нужна помощь родителей. Вам необходимо закреплять навыки развития связной речи, получаемые в детском саду. Правильно называя то, что видят и слышат – дети познают окружающую действительность, а родители должны помочь ребенку понять  сущность того, что выражает слово. Можно использовать для этого картинки о каком-либо предмете, загадки, стихи, пословицы. Особое влияние на развитие речи ребенка оказывает обговаривание во время домашних заданий. Важно также поддерживать интерес к художественной литературе. Она служит могучим средством для развития всех сторон личности ребенка, оказывает огромное влияние  на развитие т обогащение речи ребенка. В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, развивает воображение и дает прекрасные образцы литературного языка/ лаконичность, точность слов, музыкальность, ритмичность русской речи, меткость и образность русского языка. Ведь наши дети пока слушатели, а не читатели. Художественное произведение доносим до них мы: педагоги и родители. Перед нами стоит сложная задача- каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить ребенка эмоциональным отношением к персонажам. А для этого мы должны познакомиться с произведением, понять и почувствовать его. И конечно родители должны владеть техникой чтения, четкой дикцией, интонационной выразительностью: уметь делать паузы, ускорять или замедлять темп, в нужных местах повышать или понижать голос. Это очень сложная задача - донести до ребенка сущность литературного произведения, но это необходимо. Каждое прочитанное произведение нужно проанализировать: задать вопрос по содержанию прочитанного. Но нужно соблюдать чувство меры: не стараться объяснить ребенку каждое слово, не навязывать ему свое толкование произведения, а дать ему возможность самому понять, объяснить.

Дети задают большое количество об окружающем. Вопросы - показатель любознательности. Умение задавать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление ,установить разные связи. Характер вопросов меняется с возрастом ребенка. В 2-3 года ребенок задает в основном ориентировочные вопросы: «Кто/что/это?», « Зачем?», т.е. спрашивает о том, что непосредственно видит в данный момент. В 4-5 лет, когда запас представлений становится значительным, ребенок задает вопросы, не связанные с тем, что он непосредственно видит. Задают дети вопрос:  «Почему?».  Содержание детских вопросов очень разнообразно: об окружающих предметах, их назначении, о природе, технике ,происхождении человека, о поступках людей. Дети требуют ответа и от них отмахиваться нельзя. Максим Горький сказал: «Сказать ребенку на его вопрос: « Подожди, вырастишь- узнаешь», значит гасить его стремление к знанию». Толково ответить на вопрос ребенка большое искусство, и оно требует осторожности. На детские вопросы надо отвечать ,но не всегда  эти ответы надо давать в готовом виде, т.к это не развивает самостоятельности мышления . Если ребенок при некотором усилии и вашей помощи может сам найти ответ, то не следует спешить с готовым ответом. Только когда вы видите, что ребенок не находит ответа или этот ответ неправильный, помогите, дайте правильное объяснение. Ответ должен быть немногословным, исчерпывающим. Если вы не знаете ответа на какой-либо вопрос, можете сказать ребенку, что поищите ответ в книге или в интернете. Детские вопросы нельзя равнодушно обходить, так же, как и смеяться над ними. Они важны для умственного развития ребенка: благодаря им развивается мышление ,расширяется кругозор, формируется речь .Через два года ваш ребенок пойдет в школу. И школа с первых дней предъявляет высокие требования к уровню развития связной речи: он должен уметь рассказывать, пересказывать прочитанное, составлять разные виды рассказов.  И от вас во многом зависит степень подготовленности ребенка к обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

родителям о развитии связной речи своего ребенка

«Связная речь — это не просто последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях... Связная речь как бы вбирает в себя все достиже...

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Консультация для родителей по развитию связной речи детей. Как общаться с ребёнком....

Консультация для родителей по развитию связной речи детей

Уважаемые родители! Больше разговаривайте со своими детьми. Спрашивайте у них, как прошёл день в детском саду, как ему понравилась прогулка с вами, поход в гости… Не удовлетворяйтесь односложными отве...

План работы с родителями по развитию связной речи и творческих способностей детей с нарушениями речи

Работая по проектам нельзя недооценивать роль родителей  в осуществлении поставленных задач. Поэтому всегда следует планировать работу с законными представителями. чтобы ознакомить с темой,помочь...

Статья для родителей на тему: «Роль родителей в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка — одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку.Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, ...