Консультация для родителей "Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста"
консультация
Рекомендации родителям для развития любознательности детей. Если вы хотите подробнее узнать о развитии познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста, читайте:
http://detstvogid.ru/category/pedagogam-2/poznavatelnoe-razvitie.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация "Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста" | 273.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Ромашка» городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Околитенко Надежда Владимировна
ЗАТО Светлый
2021г
Любознательность играет важную роль в процессе развития ребенка, в его познавательной деятельности. Она является одним из признаков познавательной активности ребенка и отражает его стремление осуществлять поиск новой информации, осваивать ее в процессе познания окружающего мира.
Дошкольный возраст – возраст почемучек. Чем больше в Вашем доме «почему», тем лучше развит ребенок.
Как вы думаете нужно ли на вопрос ребенка сразу давать готовый ответ? Может какие – то вопросы можно было проверить опытным путём, и тогда ответ запомнился – бы лучше. Есть вопросы, на которые не нужно давать готового ответа, можно предложить найти ответ самому, понаблюдав за интересующим его явлением.
Мы с вами живём в век компьютерных технологий, когда любая информация легкодоступна. Но очень часто элементарные вещи не понятны нашим детям и только мы можем научить их понимать, осознавать их, находить правильные ответы на вопросы.
Необходимо помнить, что любознательные дети растут у любознательных родителей. Не поддавайтесь иллюзии, что вы все обо всём уже знаете. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком:
- говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов.
- объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
- задавайте ребёнку старшего возраста как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»
- всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не иронизируйте над ними. Уважайте его интеллектуальный труд.
- отыскивайте и приносите домой любопытные вещи, книги, истории. Делитесь этим с ребёнком. Пусть он не всё и не сразу поймёт: развивающее общение – это всегда общение «на вырост».
- по возможности много путешествуйте с ребёнком.
- приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».
- организуйте совместные походы в театры, на выставки, в музеи.
- проводите совместные наблюдения и опыты.
- эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка.
- поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
- сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
Помните, что большое значение для умственного развития ребенка имеет исследовательская деятельность. Проведение опытов - увлекательное занятие для ребят, в процессе которого они высказывают свои предположения, используют разные способы проверки, делают выводы, маленькие научные открытия.
Несложные опыты и эксперименты можно при желании организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и, конечно, некоторые научные знания.
- Любое место в квартире может стать местом для опытнической деятельности, например, ванная комната. Во время купания ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее растворяется: морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и т. д.
- Кухня - это место, где ребенок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Если у вас двое или трое детей можно устроить соревнования между «физиками». Поставьте на стол несколько одинаковых емкостей, низкую миску с водой и поролоновые губки разного размера и цвета. В миску налейте воды примерно на 1,5 см. Пусть дети положат губки в воду и угадают, какая из них наберет в себя больше воды. Отожмите воду в приготовленные баночки, У кого воды оказалось больше? Почему? Можно ли набрать в губку воды, сколь хочешь? Пусть дети сами ответят на эти вопросы. Важно только, чтобы вопросы не остались без ответа.
- Можно использовать рассказы из реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?…» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.
Важно знакомить ребенка с предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.
Например, для мальчиков, которые любят играть с машинками, можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация о разных авто, книжки-раскраски и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления.
- Новая информация должна отталкиваться от опыта ребенка и имеющихся у него представлений об окружающем мире: «Мы едим ложками и вилками, а есть такие страны – Япония, Китай, где люди едят с помощью палочек»; «У нас мальчики и мужчины носят брюки, а есть страны (Шотландия), где мужчины могут надевать клетчатые юбки» и т.д. Помните, предлагать ребенку нужно то содержание, в котором Вы сами хорошо ориентируетесь. Если же у вас возникают трудности в ответах на вопросы «почемучек» не стесняйтесь сказать ребенку, что вы не знаете ответа. Предложите вместе поискать ответ в энциклопедии или интернете.
Развивать любознательность у детей, можно используя игры и упражнения.
- Цепочки вопросов.
Можно поменяться с ребенком ролями и начать задавать вопросы ему по выбранной теме и в виде непрерывной логической цепочки. Первым вопросом, например, будет: «Откуда берется вода в пруду?» Ребенок, отвечает, что она накапливается, когда идет дождь. Следующим вопросом может быть: «Почему идет дождь?» Ребенок должен отвечать на вопросы до тех пор, пока знает ответ. Если цепочка прерывается, и малыш не знает ответа на очередной вопрос, можно ответить самим и объяснить ребенку. Ваш родительский авторитет возрастет, а у ребенка повысится тяга к знаниям.
Если вы и сами не знаете ответа на какой-то вопрос, признайтесь в этом малышу. Возможно, позже вы вместе найдете правильный ответ. Цепочки вопросов могут быть построены на совершенно любые темы. Первый вопрос вы можете придумать сами или взять за основу вопрос ребенка. Ведь наверняка у него уже есть кокой-то ответ.
- Новые идеи.
Предложите ребенку придумать новое применение обычным предметам - пластиковым стаканчикам, пустым коробочкам, полиэтиленовым крышкам, гвоздикам и т. п.
Очень эффективно любознательность развивается и с помощью художественной литературы, загадок, которые развивают наблюдательность, учат многогранно и образно развивать мир. Детская художественная литература воздействует как на сознание ребёнка, так и на его чувства. Яркий образный язык произведений создаёт у детей определённое настроение, повышает интерес к окружающему миру.
Следовательно, чем большими знаниями ребёнок обладает, тем больше растёт и его любознательность.
Таким образом, любознательные дети более инициативны, целеустремлены, трудолюбивы, настойчивы, уверены в себе, что в дальнейшем поспособствует хорошей успеваемости в школе. Следовательно, развитие любознательности является одной из важных задач, как педагогов, так и самих родителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дипломная работа по педагогике "ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ( НА ПРИМЕРЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЖИВОТНЫМ МИРОМ ОЗЕРА БАЙКАЛ)
СодержаниеВведение. 3Глава 1. Теоретические основы развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста.. 81.1.Сущностная характеристика понятия «любознательность».. 81.2.Проблема раз...
Конспект родительского собрания на тему: «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Родительское собрание в форме круглого стола, посвященное развитию любознательности детей, с привлечением к подготовке родителей и с участием детей старшей группы....
Коллекционирование как средство развития любознательности у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрывается система работы воспитателя по развитию любознательности посредством коллекционирования...
Родительское собрание в старшей группе «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение педагогической компетентности родителей в приобщении детей старшего дошкольного возраста к познавательно-исследовательской деятельности.Задачи:- формировать представление родителей о н...
Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста средствами геокешинга»
Консультация знакомит родителей с новым направлением в познавательной деятельности - игрой геокешинг....
Консультация для родителей «Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста посредствам использования геокешинга».
Каждый родитель часто задумывается и задает на внутреннем уровне себе вопросы «Чем увлечь ребенка в выходные или свободное время? Какие новые игры купить или придумать?» Ведь хочетс...
Консультация для родителей "Развитие любознательности у детей старшего дошкольного возраста" (март 2024 года)
Показателем познавательного отношения к окружающей действительности детей в дошкольном возрасте является любознательность. Любознательность ребенка служит основой возникновения устойчивого познаватель...