Фонематический слух является основным компонентом восприятия звуков речи, узнавание и их различение. Возрастные нормы развития фонематического слуха: От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Первый год жизни — уже на третьей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя. К концу первого года жизни при нормальном развитии фонематического слуха малыш различает частоупотребимые слова. На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что речь еще далека от совершенства, ребенок уже может различать все фонемы родного языка. К концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует. Самое важное достижение третьего года жизни — возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением. На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется, становится более дифференцированным. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух и в собственном произношении, что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза. На пятом году формируется звуковой анализ — умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо. |
| Формирование фонематического слуха у дошкольников.
Успешное развитие речи возможно только при опережающем формировании фонематического слуха, восприятия и фонематических процессов, которые положительно влияют на становление речевой системы в целом.
Подготовила учитель- логопед МДОУ «Родничок» Животенко Н. П. |
При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то правильно, а что-то очень приблизительно. Это приводит к неправильному восприятию слов (изначально) и в дальнейшем к неправильному произношению(например: дом-том, рак-лак, лук-люк, жук--щук). «Миска» превращается в«мишку», «Саша» в «Саса-Шаша» или «лебедь» в «мепеть», «Мишина машина» в «мыши на машине» и т.д. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму. Поэтому развитию фонематического слуха и предупреждению аккустической дисграфии в дошкольный период следует уделять много времени. Но не всегда эта работа протекает легко и успешно. Иногда родители добросовестно пытаются выполнять все рекомендации логопеда, но не получают ощутимого результата. Скорее всего это означает, что недостаточно проработан предыдущий этап - развитие неречевого слуха, слухового восприятия, внимания и памяти. Уровневая система упражнений для развития фонематического слуха
* Первый уровень — узнавание неречевых звуков (с ясельной группы) Различение на слух неречевых звуков является фундаментом и основой развития фонематического слуха. Игры: «Угадай, что звучало»? (звучащие игрушки, музыкальные инструменты, предметы), «шумящие мешочки», «волшебная палочка», «жмурки», «похлопаем», «где звонит телефон?», «молчанка», свободные игры со звучащими игрушками. * Второй уровень — различение звуков речи по тембру, силе и высоте (с младшего дошкольного возраста). «Узнай свой голос», «громко-тихо», «три медведя», «Ау!», «Эхо». |
| * Третий уровень — различение сходных по звучанию слов (слов близких по звуко- слоговому составу, ударение, последовательность одних и тех же звуков в слове) (со средней группы) «Слушай и выбирай», «верно- неверно», «небылицы», «подбери картинку к слову», «повтори похожие слова парами», «договори словечко», «рифмы» (найди пару). * Четвертый уровень — различение слогов (со старшей группы) Игра «Похлопаем». Взрослый объясняет ребенку, что есть короткие и длинные слова, «Магазин игрушек», «Сказочный лес», «Похлопаем и посчитаем», «Зоопарк», «Пирамидка», «Измени слово на заданное количество слогов по образцу», «Слоги перепутались», «слоговые дорожки» (из 3 слогов повторить в заданном порядке). *Пятый уровень — различение звуков (Звуковая культура речи) Объяснить ребенку, что слова состоят из звуков. У каждого слова только свои звуки, если в слове звуки поменяются местами или потеряются то могут получиться совсем другие слова или смешные непонятные слова. «хлопни если слово подходит к картинке», «Хлопни если услышишь правильно сказанное слово», «какой звук часто повторяется»?, «подбери слова на заданный звук», «выбери из текста слова на заданный звук», «Пограничники», «Каждому слову свой домик»,использование логических кругов Эйлера. * Шестой уровень — освоение навыков анализа и синтеза (грамота) «Где спрятался звук»? (начало слова, середина и конец), Назови первый звук в слове, назови последний звук в слове, Назови звук в середине слова (в словах состоящих из трёх звуков: усы, дом, кит, мак, дуб), собери из звуков слово, назови звуки по порядку (до 4 звуков), сосчитай количество звуков (звуковые линейки, схемы), сосчитай количество гласных и согласных, сосчитай количество слогов (сколько гласных столько и слогов), угадай слово и скажи его правильно (с пропущенным звуком или слогом), «назови первый, второй, последний слог в слове», решение задач: какое новое слово получится если…(заменить одну букву на другую, или добавить букву к слову, поменять буквы местами), «словесные цепочки». |