Методическая разработка "Семейные конфликты: родители и дети"
методическая разработка
В данной разработке представлены материалы по причинам возникновения конфликтных ситуаций между родителями и детьми, профилактике и конструктивным способам решения конфликтных ситуаций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konflikty.docx | 22.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 26 компенсирующего вида Красносельского района
Методическая разработка на тему
«Семейные конфликты: родители и дети».
Составитель:
педагог-психолог
Деменцова Е.С.
Санкт – Петербург
2021г
Конфликт - явление, возникающее в результате столкновения противоположных действий, взглядов, интересов, стремлений, планов различных людей или мотивов, потребностей одного человека.
Конфликты между родителями и детьми – явление частое, неизбежное даже в самой идеальной семье, сопровождающее взросление ребенка и формирование его личности.
А значит, паниковать и обвинять себя не стоит, это закономерное явление. Нужно попытаться понять причины и рассмотреть способы их решения, чтобы минимизировать отрицательные последствия.
Рассмотрим возможные причины возникновения конфликтов между родителями и детьми.
- Дисгармоничный тип внутрисемейных отношений – негативный характер супружеских взаимоотношений, конфликтное взаимодействие. Для такой семьи характерны постоянно нарастающий уровень психологического напряжения, невротические реакции членов семьи, постоянное беспокойство у детей.
- Деструктивные стили семейного воспитания: разногласия старших членов семьи по вопросам воспитания; противоречивость, непоследовательность, неадекватность требований; чрезмерная опека; запреты во многих сферах жизни детей; завышенные требования; частое применение угроз и осуждений.
- Возрастные кризисы являются фактором повышенной конфликтности:
- кризис первого года жизни (переход от младенчества к раннему детству);
- кризис трех лет (переход от раннего детства к дошкольному возрасту)
- кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту)
- кризис 12-14 лет, кризис полового созревания (переход от младшего школьного возраста к подростковому)
- подростковый кризис 15-17 лет.
- Личностный фактор. Личностные особенности родителей (например, консервативный способ мышления, авторитарность, приверженность вредным привычкам) и детей (например, упрямство, эгоцентризм, самоуверенность) могут стать причиной частых конфликтов. В таких случаях необходима работа над собой, постоянный самоанализ.
- Психологическая незрелость родителей.
- Различие интересов. Оба интереса одновременно не могут быть удовлетворены, а значит нужно сделать выбор в пользу одного из них. Удовлетворение потребностей одной стороны без учета желаний другой неминуемо ведет к конфликту.
- Бытовые и социальные проблемы, груз которых родители невольно переносят в общение с детьми.
Зная причины возникновения конфликтов, можно попытаться их избежать. Профилактикой возникновения конфликтных ситуаций может стать:
- Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания, что позволит учитывать эмоциональные, психологические особенности детей каждого возрастного периода;
- Наличие в семье общих планов, перспектив, трудовых обязанностей, традиций, увлечений;
- Соответствие устных требований действиям каждого члена семьи;
- Искренний интерес к внутреннему миру детей, их переживаниям и увлечениям;
- Контроль собственных эмоциональных состояний;
- Осознание, что каждая новая ситуация требует нового решения, а для перемен нужно время.
Тем не менее, как отмечалось выше, конфликты – вполне закономерный процесс. Можно снизить их частоту и эмоциональную насыщенность, но избежать их полностью не удастся. Известный итальянский педагог, автор книги «Не кричите на детей», Даниэле Новара видит в конфликтах обучающую ценность. При конструктивном решении конфликтных ситуаций с родителями ребенок учится саморегуляции, аргументации в пользу своей точки зрения, восприятию мира с различных позиций, что несомненно поможет ему в будущем.
Для того чтобы конфликт протекал в конструктивном русле, можно воспользоваться несколькими правилами.
- Не каждая проблема может решиться незамедлительно. Анализируйте и задавайте вопросы. В каждом конфликте есть скрытая часть, поэтому первая реакция часто ошибочна. Нужно время для понимания истинных причин.
- Досчитайте до десяти… Часто конструктивному выходу из ситуации мешают эмоции. Для того чтобы справиться с ними, необходимо взять паузу.
- Концентрируйтесь на сути разногласия, не переходя на личности. Мы склонны воспринимать оппонента в качестве отрицательного персонажа. Надо научиться отделять человека от ситуации: человек не перестает быть хорошим, ситуация – неприятная.
- Не ищите виноватых. Определение виновного не поможет в решении конфликта, а лишь вызовет разочарование, недоверие и нежелание взаимодействовать.
- Найдите общую выгоду.
Следуя данным правилам, можно создать условия для конструктивного выхода из конфликта.
Общие принципы конструктивного разрешения конфликтной ситуации предполагают:
- Осознать истинную причину своих негативных эмоциональных переживаний (раздражения, гнева, обиды), взять эмоции под контроль;
- Понять цели ребенка, вступающего в конфликт;
- Объяснить ребенку причины своего недовольства, проанализировав краткосрочные и долгосрочные последствия ситуации;
- Дать возможность ребенку высказаться, внимательно выслушав его точку зрения;
- Разобрать конфликт, не пытаясь переубедить ребенка;
- Выслушать предложения ребенка по решению конфликта и высказать свои;
- Выбрать наиболее приемлемый вариант, который устроил бы обе стороны конфликта.
Продолжайте любить и безусловно принимать своего ребенка в любой ситуации, что поможет найти выход из любого затруднительного положения.
Список литературы:
- https://roditeliz.ru/family/konflikty-mezhdu-roditelyami-i-detmi-beskonfliktnoe-obshhenie.html
- https://zen.yandex.ru/media/ya_roditel/konflikty-mejdu-roditeliami-i-detmi-osnovnye-prichiny-5deecb889c944600ade70775
- https://mbou140.edusite.ru/p867aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конфликты родителей и детей: варианты разрешения
Рекомендации для родителей...
Методические рекомендации для родителей "Права детей"
Главным правом наш ребенокНаделяется с пеленок.Ты родился и живи,Маму с папою люби.Год тебе всего один.Но уже ты гражданин.За тобой стоит закон,Защищает всех нас он.Каждый маленький ребенок,Выра...
Статья на тему: "Конфликты родителей и детей"
Как и почему возникают конфликты между родителями и детьми, как этого избежать....
Методическая консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ
Методическая консультация для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ...
Методическая разработка - Рекомендации родителям "Почитаем детям о дружбе"
В памятке рассказывается о значении художественной литературы в формировании дружеских отношений у детей. Предлагается список художественной литературы для чтения детям....
Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"
Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...
Доклад на тему: «Конфликты родителей и детей: причины и решение»
Доклад на тему: «Конфликты родителей и детей: причины и решение»...