«Фольклор как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)
К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я – сам»; «Я – могу»; «Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.
Особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
buklet_folklor_konsultatsiya.docx | 23.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Фольклор
– это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культуры и верования.
М. И.Калинин так говорил о народном творчестве: «Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, что народом сохранено, что народ пронёс через столетия, в народе не может сохраниться то искусство, которое не представляет ценности».
Первые три года жизни являются решающими в развитии речи. С самого первого дня дети впитывают в себя звуки речи, собирают и накапливают свой пассивный запас слов, которым позднее начинают активно пользоваться.
К трём годам завершается формирование ребёнка как личности, происходит осознание своей самостоятельности и значимости: «Я – сам»; «Я – могу»; «Я – хочу». Именно в этот период у малыша появляется большая потребность в общении и познании.
Особое место в системе работы по развитию речи детей этого возраста занимает устное народное творчество, применение которого возможно лишь при широком включении в жизнь детей младшего дошкольного возраста произведений фольклора.
Детский фольклор даёт возможность уже на ранних этапах жизни ребёнка приобщить его к народной поэзии.
Что же относится к детскому фольклору?
Колыбельные песни.
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребёнком.
Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы.
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – весёлые, шутливые стишки.
Прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необыкновенностью веселят детей.
Сказки, загадки, пословицы и поговорки и т. д.
Потешки вызывают у ребёнка положительные эмоции. Ведь многие потешки позволяют вставить любое имя, не изменяя содержание.
Чтобы успокоить ребёнка можно использовать такие потешки:
Не плачь, не плачь, детка,
Прискачет к тебе белка.
Принесёт орешки,
Для маминой потешки.
Или:
Не плачь, не плачь,
Куплю калач.
Не ной, дорогой,
Куплю другой.
Не плачь, не кричи,
Куплю тебе три.
Фольклорные произведения оказывают благоприятное влияние на общение с ребёнком в разные режимные моменты.
Например, когда ребёнка укладывают спать:
Баю-баю, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули
Мою Дашу не буди.
***
Сни-ка, усни,
Дитя Ванюшенька!
Все ласточки спят!
И касаточки спят!
И куницы спят!
И синицы спят!
Нашему Вапнюшеньке
Спать велят.
***
Баю-баю-баиньки
В огороде заиньки
Зайки траву едят,
Малым деткам
Спать велят.
Ай, Бай-бай-бай.
При умывании:
Водичка, водичка.
Умой Насте личико.
Чтобы глазки блестели.
Чтобы щёчки краснели.
Чтоб смеялся роток.
Чтоб кусался зубок.
***
Ай, лады, лады, лады.
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся.
Маме улыбаемся.
***
Нужно мыться непременно.
Утром, вечером и днём.
Перед каждою едою.
После сна и перед сном.
При приёме пищи:
Умница, Анечка,
Ешь кашу сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
***
Травка-муравка со сна поднялась.
Птица-синица за зерно взялась,
Зайки - за капустку,
Мышки за корку,
Ребятки – за молоко.
***
Гу-ту-ту! Гу-ту-ту!
Вари кашу круту,
Подливай молочка,
Накорми казачка.
При расчёсывании волос:
Уж я косу заплету.
Уж я русу заплету.
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
- Ты расти, расти, коса
Всему городу краса.
***
Расти коса до пояса
Не вырони ни волоса
Расти, коса, не путайся
Маму, дочка, слушайся.
При одевании:
Вот они сапожки:
Этот – с левой ножки.
Этот – с правой ножки.
Если дождик пойдёт,
Наденем сапожки:
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
***
Вот как хорошо!
Валенки! Валенки!
Невелички, маленьки.
Опушка бобровая.
Маша чернобровая.
***
Раз, два, три, четыре, пять
Собираемся гулять.
Завязала Катеньке
Шарфик полосатенький.
Наденем на ножки
Валенки-сапожки
И пойдём скорей гулять,
Прыгать, бегать и скакать.
Фольклор – это богатейший материал словесного творчества народа, который можно и нужно использовать для развития речи детей младшего и старшего дошкольного возраста.
МАУДО «Детский сад №7»
Консультация для родителей
«Фольклор как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста»
Подготовила воспитатель:
Пажитнова Н.Ю.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
МБДОУ № 17г. Таганрог КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Тема: Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Воспитател...
Консультация для воспитателей "«Детский фольклор, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для воспитателей...
Консультация для родителей "Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста"
Вы родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах развития, непререкаем и абсолютен. Детский фольклор дает возможность родителям уже на ранних э...
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Материал для родителей и воспитателей...
«Фольклор как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»
Консультация для родителей....