"Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ 5-7 лет". Памятка для родителей.
материал (старшая, подготовительная группа)
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Памятка для родителей по развитию мелкой моторики рук у детей с ОВЗ | 209.62 КБ |
Предварительный просмотр:
"Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ 5-7 лет".
Памятка для родителей.
Подготовила учитель-логопед: Бязрова Лилия Юрьевна.
Словесная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности. Особенно важно развивать двигательную активность пальцев рук с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Причины двигательных нарушений:
- патология тонуса мышц,
- ограничение или невозможность произвольных движений,
- наличие насильственных движений,
- заболевание матери,
- несовместимость матери и плода по резус-фактору,
- затяжные роды с обвитием пуповины вокруг шейки плода.
У детей трудно формируется согласованность двигательной и чувственной сферы, так как недостаточно развит каждый орган чувств в отдельности. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположений в пространстве.
Многие родители, заботясь о том, как лучше подготовить детей к школе, обращают внимание, в основном, на чтение и счет. Но именно в сфере моторики произвольного внимания чаще всего наблюдаются низкие показатели при обследовании шестилетних детей на готовность к школе. Почему же так важны для малышей игры, тренирующие мелкую моторику и движения пальцев и кистей рук?
Разучивание текстов с использованием "пальчиковой" гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Пальчиковые игры помогут детям с задержкой в развитии речи. Моторная потребность, или потребность в движении, имеет огромное значение для человека. Движения совершенствуют функции центральной нервной системы, при движении интенсивнее протекают все физиологические процессы (дыхания, кровообращение, пищеварение, процессы обмена), что ведет к улучшению работы соответствующих органов. Мышцы нарастают в объеме, увеличивается их сила, повышаются эластичные и сократительные свойства. Костное вещество становиться более твердым, позвоночник принимает правильное положение. Дело в том, что двигательный, моторный компонент является необходимой составляющей всех функциональных систем организма, и их развитие невозможно без соответствующего моторного развития. Развивать мелкую моторику и общую моторику рекомендуется параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возможностям. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. На примере простых упражнений на развитие мелкой и общей моторики можно научить ребенка выслушивать, и запоминать, а потом и выполнять инструкции. С одной стороны -двигательная активность ребенка помогает интенсивней развивать его речь, а с другой стороны – формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно - пространственных упражнениях. Развитию мелкой моторики следует уделять специальное внимание. Такое развитие положительно влияет на становление детской речи, повышает работоспособность ребёнка, внимательность, повышает активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность. Для укрепления и развития детской руки, координации движений, а также развития навыков мелких движений рук рекомендуются различные упражнения и действия с предметами: расстегивание и застегивание пуговиц, завязывание и развязывание ленточек, узелков, шнурков, перекладывание мелких предметов, плетение из ниток различных поделок, аппликации, конструирование, лепка, рисование и штриховка, пальчиковая гимнастика и массаж.
Прежде чем приступить к выполнению упражнений, нужно учесть четыре основных принципа проведения занятий:
- Принцип деятельности. Следует неоднократно показывать ребенку, как выполняется упражнение для того, чтобы он научился понимать и запоминать. Чем лучше ребенок этому научится, тем точнее и правильнее он будет выполнять поставленные перед ним задачи.
- Принцип дробления. Объем внимания детей ограничен. Поэтому ставьте перед ребенком только одну задачу. Если задача будет для него непосильной, то она может отбить всякое желание заниматься.
- Принцип нагрузки. Сущность этого принципа заключается в получении максимального тренировочного эффекта, с помощью предельной для данного уровня развития ребенка нагрузки.
- Принцип деятельности. Этот принцип обратный принципу дробления. Сочетание текста и выполнения разных упражнений позволит добиться максимального тренировочного эффекта.
Такие занятия нравятся детям, в них удачно соединяются потребность в рифмованной речи и потребность в движении, присущие дошкольному возрасту. По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно. Естественно, это должно использоваться в работе с детьми с ОВЗ. Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Игры на развитие мелкой моторики рук детей дошкольников.
Развитие мелкой моторики рук играет важную роль в общем развитии дошкольников, позволяет сформировать координацию движений пальцев, развивает речевую деятельность, готовит ребенка к школе, развивает т...
Пластилинография, как средство развития мелкой моторики и речи детей раннего возраста. Круглый стол с родителями.
laquo;Истоки способностей и дарованийдетей находятся на кончиках пальцев» ...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей как средство развития речи»
Цель консультации: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи ...
Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях"
Предложены виды детской деятельности; умения, которыми должен обладать ребёнок и "настоящие" дела по дому, которые должены выполнять дети для развития мелкой моторики рук....
Памятка для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей 6 - 7 лет"
Уважаемые родители, предлагаю Вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики...
Памятка для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей в домашних условиях»
Перечень игр и упражнений для активизации мелкой моторики рук...
Памятка "Игры для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Развитие мелкой моторики и координации движений рук у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности....