«Особенности воспитания ребёнка с проблемами речи»
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Центр развития ребёнка «Детский сад № 1 «Жар-птица»
658227, г. Рубцовск, проспект Ленина, 271
тел. (38557) 7-00-75, тел/факс (38557) 7-00-76
e-mail: 1-dsad@mail.ru
на тему
«Особенности воспитания ребёнка с проблемами речи»
Подготовила:
Прохода Вера Викторовна, воспитатель первой квалификационной категории
г. Рубцовск, 2021
Цель: привлечь родителей к вопросу и проблеме речевого развития детей в современных условиях.
Речевые нарушения у детей являются достаточно серьезной проблемой нашего времени. При этом отклонения могут быть как незначительными, которым родители часто и не придают значения, так и серьезными (общее недоразвитие речи). Воспитание детей с нарушением речи должно проходить с учетом рекомендаций специалистов, что поможет в несложных случаях полностью восстановить нарушенные функции или максимально адаптировать ребенка к дальнейшей жизни в ситуации, когда нарушения носят серьезный характер.
Многие родители, к сожалению, не придают серьёзного значения нарушению речи их детей и упускают драгоценное время, надеясь на то, что «с возрастом всё само пройдёт».
Неполноценность речи и, связанная с этим неуспеваемость в обучении, (некоторые дефекты в произношении звуков, не устранённые до начала обучения ребёнка грамоте, в дальнейшем неизбежно отражаются на письме) приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка.
В нашем обществе стараются скорее не замечать детей с различными отклонениями, чем помогать им. К сожалению, подобные взгляды довольно часто распространяются и на семью, которая не обеспечивает на должном уровне воспитание детей с нарушением речи. Выделяют ряд основных причин, приводящих к такому отношению:
- Низкий уровень психолого-педагогических знаний родителей, необходимых для правильно воспитания ребенка с речевыми отклонениями;
- Личностные особенности родителей, которые выражаются в неприятии ребенка и его проблем;
- Невозможность родителей преодолеть стереотипы общества, навязывающие определенную модель отношения к больным детям, что приводит к замыканию родителей на собственных проблемах;
- Сложности внутри семьи, которые связаны с непониманием родителями роли отца и матери, несовместимость нравственных позиций родителей, неорганизованный быт, состояние собственного здоровья, материальные проблемы и загруженность на работе.
Это приводит к тому, что ребенка практически не замечают, а он остается один на один со своими проблемами и оказывается абсолютно неготовыми к взрослой жизни.
При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.
Как показывает практика, в дошкольном возрасте речевые нарушения легче и быстрее преодолеваются, а это в свою очередь создает условия для полноценного речевого и психического развития детей. Устранение дефектов речи у детей, осуществляемое логопедом, необходимо в дошкольном возрасте. При этом очевидно, что именно помощь родителей является обязательной и чрезвычайно ценной, так как, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения со своим малышом и обязательного выполнения домашних заданий, которые предлагает логопед.
В настоящее время огромное значение придается привлечению родителей к обучению и воспитанию своего ребенка правильной речи. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность их работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна.
Традиционно считается, что общее недоразвитие речи является видом речевого нарушения, при котором у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте наблюдается нарушение формирования не только звуковой стороны речи (фонетики), но и смысловой (грамматики и лексики).
Врачи выделяют различные причины, которые могут вызывать подобные отклонения. Наиболее часто это происходит из-за инфекций, токсикоза матери во время беременности, травм при родах, несовместимости резус-фактора крови матери и ребенка, различных болезней центральной нервной системы, травм головного мозга в младенчестве, наследственной предрасположенности.
Воспитание детей с речевыми нарушениями должно быть направлено на формирование трудовых навыков. Начинать необходимо в раннем детстве с элементарных требований – уборки игрушек, вещей и санитарно-гигиеническому уходу за собой. Именно эти навыки постепенно прививают у ребенка любовь к труду и потребность участвовать в общественно-полезной деятельности.
Конечно, воспитание детей с нарушением речи требует проявления большей любви и понимания, чем в семьях, воспитывающих здоровых детей. Родители должны постараться рассмотреть у ребенка таланты, увидеть его индивидуальность и самобытность. Как правило, дети с речевыми отклонениями достаточно часто обладают способностью к творчеству. Это может быть рисование, лепка, танцы или моделирование. Необходимо помочь ребенку рассмотреть свой талант и развить его, что поможет ему в дальнейшем увеличить собственную самооценку.
Уважаемые родители! Любите своих детей и помогайте им преодолевать трудности!
Статьи о детях [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6533-vospitanie-detej-s-narusheniem-rechi.php
Статья[Электронный ресурс]. –Режим доступа https://infourok.ru/statya-osobennosti-vospitaniya-rebyonka-v-seme-s-rechevoy-patologiey-2130210.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "особенности воспитания ребёнка в неполной семье"
В данной статье рассматриваются основные психологические аспекты воспитания ребёнка в неполной семье: особенности детско-родительских взаимоотношений и моделей поведения субъектов общения....
«Особенности обучения и воспитания детей с проблемами речевого и интеллектуального развития»
методическая разработка...
Особенности обучения и воспитания детей с проблемами речевого и интеллектуального развития
реферат...
Консультация для родителей "Особенности воспитания детей с проблемной речью в семье"
Рекомендации для родителей по развитию речи детей дошкольного возраста, с правильным звукопроизношением, подбором речевых игр....
Буклет для родителей для родителей "Особенности воспитания ребёнка шестого года жизни"
Несколько практических советов от воспитателя родителям....
Рекомендации для родителей «Воспитание ребёнка с нарушением речи».
Материалы для родителей, как воспитывать детей с нарушением речи....
Консультация для родителей: "Воспитание ребёнка с нарушениями речи в семье"
Консультация для родителей: " Воспитание ребёнка с нарушениями речи в семье"...