Консультация для родителей: Шумовой оркестр «Разноцветные листочки». Старшая группа
консультация (старшая группа)

Торгашова Ирина Владимировна

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости,

любознательности, активности;

овладению необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shumov._orkestr.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

Шумовой оркестр «Разноцветные листочки»

Старшая группа

Через элементарное музицирование на детских музыкальных инструментах формируются ритмические способности: речь становится более совершенной, развиваются математические способности.

В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей.

Развитие чувства ритма влияет на становление развернутой (слитной) речи. Слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Игра на музыкальных инструментах - это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети слышат и сопоставляют звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности.

Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.

В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности, улучшается качество пения, музыкально-ритмических движений, они чётче воспроизводят ритм.

Игра на музыкальных инструментах способствует развитию у детей эмоциональной отзывчивости, любознательности, активности; овладению необходимыми умениями, навыками для осуществления музыкальной деятельности.

Для многих детей игра на самодельных и детских музыкальных инструментах – это средство преодоления застенчивости, скованности, формирования умения передать чувства, внутренний духовный мир, развития музыкальной памяти, внимания, творческой инициативы, расширения сферы музыкальной деятельности.

Итак, игра на самодельных музыкальных инструментах, позволяет ребенку:

1.  Знакомитьсявозникновения музыкальных инструментов.

2.  Развивать музыкальный слух и внимание, метроритмическое чувство, музыкальную память

3.  Способствует   становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка , настойчивость , целеустремлённость , усидчивость , развивается память и умение сконцентрировать внимание. Развивается мускулатура и мелкая моторика пальцев рук. Игра на шумовых музыкальных инструментах развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку

4.  Способствовать практическому усвоение музыкальных знаний.

5.  Формировать качества способствующие самоутверждению личности: самостоятельности и свободы творческого мышления, ассоциативного воображения, индивидуальности восприятия.

6.  Воспитывать потребность к музицированию.

7.  Развивать способности детей в креативных отношениях на занятии.

8.  Учить детей свободно импровизировать, делать экспромты в системе «педагог-ребенок».

9.  Способствовать воспитанию лидерских качеств личности ребенка на основе самоорганизации и самоконтроля, волевую сферу ребёнка.

10. Игра на детских шумовых инструментах доставляет ребёнку радость музыкального творчества, эмоционально – эстетическое удовлетворение.

Принципы работы с шумовым оркестром:

Работа по обучению игре в шумовом оркестре должна быть организована

так, чтобы она удовлетворяла четырём важным условиям:

  • быть лёгкой для детей
  • быть интересной для них    
  • быть систематической формой обучения
  • быть групповой формой обучения  

Работа по ознакомлению с инструментами и последующему обучению на них

проводится последовательно и организованно, применяются разнообразные методы и приёмы: показ иллюстраций, игрушек, использование музыкально – дидактических игр. В каждой группе должна быть создана предметно – развивающая среда, в которой находятся различные шумовые музыкальные инструменты, соответствующие возрасту детей. Систематическое применение в музыкальной деятельности музыкальных игрушек и инструментов вызывает у детей интерес к ним, расширяет их музыкальные впечатления, способствует творческой активности.

Чтобы ребёнок сосредоточился  именно на одном инструменте, знакомство

с ним нужно вводить постепенно. Нужно, чтобы ребёнок мог внимательно

рассмотреть его, привыкнуть к обращению с ним, извлечению соответствующего звука , а также познакомиться с тембром звука , который характерен данному инструменту.

Музыкальный репертуар для детских шумовых музыкальных инструментов

должен отличаться художественным качеством и доступностью. Он составляется из произведений (или из отрывков)  классиков, современных композиторов и народной музыки  самых разнообразных по тематике и жанрам.

 Репертуар можно условно разделить:

  • на маленькие пьески  для первоначальных упражнений
  • попевки, песенки для индивидуальной работы
  • пьесы для коллективного исполнения.

Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания  различных инструментов, совершенствуются в выразительности

исполнения. Они с удовольствием слушают рассказы о происхождении того или иного инструмента, способах игры на нём. Затем в свободной самостоятельной деятельности воплощают свои умения и навыки. При помощи шумовых инструментов ребёнок может выполнять различные игровые задания, которые условно можно разделить на несколько групп:

  • Игра под фонограмму, подбор ритмического аккомпанемента  к детским песенкам
  • Импровизация звуковых картин на заданную тему
  • Звуковая иллюстрация стихов
  • Сказки –шумелки.

Сказки-шумелки

В настоящее время стали актуальными проблемы развития внимания в дошкольном возрасте. Предлагаемые сказочки с шумовым оформлением являются весёлыми и эффективными упражнениями для слухового восприятия, а также развития мелкой моторики, слуховой памяти и фантазии у детей от 2 до 5 лет. Проводить занятия с малышами можно как в семье, так и в дошкольных учреждениях.

Благодаря такой деятельности осуществляется комплексное развитие ребёнка:

1. Ребёнок реализует свои представления, образы в шумах, звуках, ритмах в игровом сказочном оформлении, что всегда сопровождается положительными эмоциями.

2. Звукоподражание на различных шумовых и детских инструментах различными способами, с различной громкостью и оттенками способствует развитию творческой фантазии.

3. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения.

4. Развивается слуховая память, дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.

5. Развивается слух детей, они различают даже небольшие оттенки звучания: громкости, продолжительности, высоты, тембра, акценты и ритмы.

6. Формируются навыки сотрудничества и сотворчества. Развивается выдержка.

Проведение занятия

Сказочка или история должны быть выучены так, чтобы можно было рассказывать наизусть.

Не следует перегружать рассказ звуковыми эффектами, на первом месте должна оставаться всё же сама история, а не игра на инструментах.

Благодаря использованию инструментов история или сказочка должна стать более интересной и яркой.

  • Проверьте звучание ударных инструментов, найдите необходимый звуковой эффект, подберите для игры подходящие звучащие предметы.
  • Перед занятием раздайте инструменты с учётом возможностей малышей, можно также предложить детям выбрать инструмент и дать время проверить звучание.
  • Обеспечьте благоприятную, спокойную обстановку для проведения занятия, такую, чтобы и Ваш рассказ, и шумовое оформление произвели впечатление на детей.
  • Во время исполнения используйте жесты и мимику, говорите медленно и выразительно, выдерживайте паузы.
  • Во время рассказа чаще глядите детям в глаза.
  • Игра на инструменте должна звучать в паузах, иллюстрируя текст.
  • Инструмент берите в руки только для игры и затем откладывайте.
  • Инструмент должен отзвучать прежде, чем Вы продолжите рассказ.
  • Побуждайте детей к игре на инструментах. Вступление можно подсказывать взглядом, жестом или заранее условленным сигналом.
  • Мимикой и жестами можно подсказывать детям громкость и скорость игры. Лучше не прерывать без особой необходимости игру ребёнка.

Взрослый должен подготовить указания для игры на инструментах заранее, но в то же время быть готовым поддержать незапланированное вступление ребёнка, его творческую инициативу детей, идеи детей.

Следует тщательно продумывать окончание историй. Стремиться к тому, чтобы оно было ярким, оригинальным. Если возможно, надо дать детям закончить историю по своему усмотрению с соответствующим звуковым оформлением.

Дети должны постепенно запомнить названия инструментов, узнавать их по слуху, а с 4 лет с помощью взрослого научиться сравнивать и характеризовать звучание знакомых инструментов.

Для изготовления самодельных инструментов подойдёт всё, что угодно:

·  Бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.);

·  Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки;

·  Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от киндер-яиц, ячейки);

·  Леска, нитки простые и шерстяные, проволока, ткань;

·  Природные материалы: желуди, каштаны, шишки, орехи, скорлупки от них, крупа, камешки, ракушки;

·  Кусочки пластика, небольшие металлические предметы (ключи, скобочки, палочки, гайки, кольца и пр.);

·  Металлические банки разных размеров;

·  Стеклянные бутылки и фужеры;

·  Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчёски.

И многое другое, из чего можно извлечь звуки. 

Музыкальные шумелки

Погремушка (шумелки)

В качестве шумелок могут быть использованы любые маленькие коробочки и пластмассовые баночки (из-под «киндер-сюрпризов», из-под кремов и шампуней), заполненные на одну треть рисом, фасолью, горохом и т.п. материалами, способными шуметь.

Барабан

Его можно смастерить из пустых майонезных баночек или коробок из - под лапши, либо натянуть смоченную в воде плотную бумагу на маленькое ведёрко или банку, крепко перевязать резинкой или тесьмой и дать бумаге просохнуть.

Колокольчик

Для него потребуются цветные пуговицы, бусинки и маленькая бутылочка из-под минеральной воды. На нитки нанизывается пуговицы или бусинки, затем концы ниток закрепляются вверх под крышкой бутылочки – колокольчик готов.

Веселые дуделки

Для этого нужно взять всего лишь использованную катушку из под скотча,  картон, цветную бумагу. Вставить дуделку из старой игрушки и проделать 2 дырочки.

Деревянные палочки

Палочки, которые можно использовать в разных видах музыкальной деятельности, связанных с ритмом и ритмическим рисунком. Изготовляются из фломастеров и коробочек от бахил.

Коробочка

Нужно взять маленькую коробочку и раскрасить её или оклеить цветной бумагой. Играть на инструменте можно деревянной палочкой.

Треугольник

Для этого инструмента потребуются три металлические трубочки от металлофона и тесьма, которая продевается через них. На инструменте можно играть деревянной или металлической палочкой.

Бубен

Для изготовления данного инструмента нам понадобится: металлическая круглая коробка из-под конфет. Внутрь выкладываем различный материал (крупы, бисер, горох, бобы, маленькие пуговицы и т.д.) Плотно закрываем крышку и украшаем.

Румба

Нам потребуется (рогатка, леска или металлическая проволока, и материал для нанизывания шашки, ключи, и.т.д.)

Шейкеры

Можно сделать из банок от чипсов, детского чая: внутрь насыпать мелкую крупуили горох, сверху раскрасить или обклеить цветной самоклеющейся бумагой.

Шумовые браслетики

Можно изготовить из цветных резинок для волос и бубенчиков.

Кастаньеты из скорлупы грецкого ореха

Рубель

Дрова

Дискофон

Ложкарики (использованы пластиковые ложки, которые, как оказалось, издают красивый, щелкающий, мягкий звук, и два диска)

Каштаньеты (из деревянной дощечки и пары каштанчиков)

Тарелочки-шумелочки  (склеены две пластиковые тарелки, между ними любой наполнитель: крупа, камешки, бусинки и пр.) 

Крышкофоны  (название говорит само за себя: использованы разнообразные крышки)

Перчатки-кастаньетки  (из детских перчаток, к пальчикам которых пришиты крупные пуговицы)

Зубастики  (из детских носочков и пуговиц)

Музыкальные инструменты можно украшать разными способами, и позволить это сделать детям. Это позволяет ребенку развивать мелкую моторику, фантазию. В процессе украшения музыкальных инструментов у детей развиваются коммуникативные, творческие способности, воображение и мышление. Данные инструменты станут прекрасным  украшением музыкального уголка, и будут использоваться детьми в свободной, игровой, театрализованной деятельности и на занятиях. Практическое применение самодельным музыкальным инструментам, выступать в оркестре на праздниках и развлечениях детского сада.

Литература

Боровик Т. “Звуки, ритмы и слова” - Минск, 1991г.

Зимина А.Н. “Мы играем, сочиняем!” - Москва, ЮВЕНТА, 2002г.

Кононова Н.Г. “Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах” - Москва, Просвещение, 1990г.

Симукова В. “А вы ноктюрн сыграть смогли бы?” - “Музыкальный руководитель” №3, 2005г.

Трубникова М. “Играем в оркестре по слуху” - Москва, 2000г.

Тютюнникова Т. “Уроки музыки. Система Карла Орфа” - Москва, АСТ, 2000г.

Тютюнникова Т. “Шумовой оркестр снаружи и изнутри” - “Музыкальная палитра” №6, 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Шумовой эффект"

Очень полезно для развития ритма играть с ребенком в специальные игры, знакомые каждому из нас с самого детства и бережно передаваемые из поколения в поколение....

Консультация для родителей "Шумовые инструменты"

Малозначительное способно обрести ценность, если посмотреть на мир как на огромное художественное полотно. Время меняет взгляд. Понадобились тысячелетия, чтобы воспринимать предметы эпохи ...

Консультация для родителей «Шумовой оркестр для детей»

Консультация для родителей «Шумовой оркестр для детей»...

Мастер-класс для родителей "Шумовой оркестр"

Цель: Рассказать родителям о возможности развития музыкальных способностей в домашних условиях, продемонстрировать родителям разнообразие шумовых инструментов, познакомить их со способа...

Консультация для родителей "Шумовой оркестр"

Советы родителям по музыкальному воспитанию детей в семье...