консультация для родителей " Значение экологического воспитания дошкольников"
консультация (старшая группа)

консультация для родителей о значении экологического воспитания детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya_dlya_rodit.docx22.9 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                     «Берегите эти воды, эти земли,

                                        Даже милую былинку любя,

                                        Берегите всех зверей внутри природы

                                        Убивайте лишь зверей внутри себя…»

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема нашего времени, С каждым годом её звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесён живой природе. Деваться нам некуда от этой проблемы. Там – лес порубили, там – лугов лишились, там – земля очерствела,  и нет хлебных полей…

И никто как будто специально этим черным делом не занимался. Так хочется развести руками – мол, само как-то так вышло… Нет, не само. А по нашему незнанию, а порой и нежеланию это знать. Как ведь жили: земля на то и земля, чтобы нас  обеспечивать пищей. А про то, что мы  сами – часть этой земли, не вспоминали, не думали. Не все люди, конечно, но тех, кто думал, горсточка, а нас – не думавших – миллионы. И совсем не по злому умыслу, а по недомыслию, по незнакомству с этой самой землёй, на которой мы живём. Что поразительно; болезнь эта не только горожанина одолела, но плохо знакомы с этой самой землёй и многие сельские жители, и взрослые и дети. Им вроде бы и рассказывают, что земля нас и кормит, и одевает, и согревает. Получается, что это как бы само собой происходит. Часто мы не видим настоящей жизни земли. Детям нашим  машина, скажем, друг и брат, а обыкновенная полынь – это где-то, где-то…

Мы со всей очевидностью начинаем осознавать, что стихийно и бесконтрольно использовать природные ресурсы нельзя. Сбываются пророчества слов Ф.Энгельса, который ещё в прошлом веке пытался предостеречь: «…не будем, однако слишком обольщаться нашими победами над природой, за каждую победу она нам мстит». К чему это привело, нам всем известно. Очевидно и то, что от детской экологической вседозволенности (сорвать цветок, погубить бабочку…)  до взрослой (вырубить кедровый лес, извести море, повернуть реки вспять)  дорога очень короткая, особенно если она очень накатана. Но дальше…Дальше дорога обрывается пропастью. И бездна…

Важнейшая задача в решении этой проблемы, вопроса сохранения земли – это образование людей в области окружающей среды, экологическое воспитание всего населения, включая и подрастающее поколение. Началом формирования экологической направленности личности по праву можно считать дошкольное детство, так как в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности,  накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти человека.

Но вседозволенность по отношению к природе прощалась и поощрялась. Формы поощрения оказывались  бесконечно разнообразными: от детских стихов

                «Мы были за речкой, на том берегу,

                На большом, душистом заливном лугу.

                Бабочек ловили, венки плели

                На колхозном сене отдохнуть легли…

                Стрекозу поймали, крылья хороши!

                За кувшинкой лезли через камыши…»

До безудержных, экологически безграмотных, безумных проектов. Любовь к земле всегда связана с любовью к родным местам – к своему городу, селу, где человек родился и живет.

        В любое время года наблюдательный человек, проходя полем или лесом и изучая следы зверя, увидит, как интересно меняется окружающий мир, как тропинка, озеро, болото становится ареной многих событий и происшествий, а заросшая излучина вмещает целый подводный мир. Реки, луга, леса с разнообразием растений и животных – это наше богатство. Его надо беречь. Однако за последнее время резко увеличило загрязнение рек  и озёр, пропадает рыба в реках. Защиты просят не только рыбы, но и птицы и звери, обитающие в лесах, и сами леса. Топор не щадит лесные насаждения, водо-охранные посадки, прекращающие обмеление рек и озёр, рост оврагов.

Он губит деревья, защищающие транспортные пути, поля от разлива.

        Известно, что к использованию естественных богатств,  следует подходить с особой осторожностью. Немного  времени требуется, чтобы срубить самое толстое дерево, а вырастить его надо много десятков лет. Ничего нет легче, как  поймать рыбу во время нереста: она теряет в это время осмотрительность. Но одновременно гибнет и её многочисленное потомство. Разорить птичье гнездо – и не прилетят в него на другое лето птицы, а без них начнут пропадать окрестные леса и рощи.

        О родной природе, о её богатствах  нужно воспитывать в детях заботу. Как редко мы задумываемся над тем, как лес, луг,  река, даже пустырь за городскими домами, т.е. всё то, что обычно называют природой, помогают нам воспитывать малышей. Именно малышей, потому что стоит им повзрослеть чуть-чуть, как в дело вступают другие силы. А пока дети малы: все цветы и травы, жучки-паучки. Птицы, кошки, собаки – всё это им близко.

        Пробуждать симпатии к растениям и животным. Раскрывая их свойства, повадки, их суть – один из путей воспитания доброго отношения к ним. Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейник, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы; ему необходимо внушить любовь к муравью и лягушке, колокольчику и дубу – ко всему, что его окружает. Дети сами  нуждаются в доброте  и ласке. И вместе с тем они способны бескорыстно и безмерно отдавать свою доброту всему живому. Только бы в этом не мешали, не отвращали, а наоборот, помогали сохранить свою доброту на всю жизнь. Это и будет экологическое воспитание.

        «Любовь к природе – это эстетическое чувство, формирующее взгляды, вкусы, - писал Ч.Дарвин,- утрата этих вкусов равносильна утрате счастья и может вредно отразиться на умственных способностях, а ещё вероятнее на нравственных качествах…».

А может быть стоит задуматься ещё и над тем, как в разные времена затрагиваются разные струнки в душах детей?

        В старшей группе представления детей о природных явлениях в живой и неживой природе должны расширяться и умножаться. В это время формируется реалистическое понимание этих явлений и умений устанавливать взаимосвязь между ними. Ушинский говорил. Что логика природы есть самая доступная и самая полезная логика для детей. Но ведь логика природы как раз и состоит во взаимосвязи, взаимодействии составляющих природу компонентов.

        Современную экологию можно определить как науку о взаимодействиях живых систем различных уровней с окружающей средой, о взаимодействии человека и природы. Экологические связи, по моему мнению, отражают самую сущность экологии. Без их раскрытия окажется, попросту, невозможным полноценное экологическое воспитание подрастающего поколения.

ЦЕЛЬ экологического образования – научить детей экологически целесообразному образу жизни.

        

Чтобы осуществлять экологическое воспитание,  необходимо решить,  по крайней мере,  ТРИ ЗАДАЧИ:

  1. Доказать детям, что в природе всё взаимосвязано.
  2. Помочь детям понять для чего нужны природные связи; для того, чтобы их не нарушать, иначе нарушение людьми природных связей влечет за собой плохие последствия (и для природы, и для человека). Зная же эти связи можно использовать природные богатства разумно и бережно.
  3. Помочь детям научиться строить своё поведение в природе. На основе знаний о взаимосвязях в ней и соответствующей оценки возможных своих поступков. Здесь же мы выходим на правила поведения в природе.

И для изучения природы и защиты её можно себе представить

                                           три уровня:

        

     1.Объекты природы рассматриваются в отдельности, не обращая внимания на их связи.

        2.Объекты природы рассматриваются в их взаимной связи, внимание обращается на то, например, чем питаются те или иные животные или птицы, или выясняется значение леса для реки и т.д..

        3.Объекты природы не только рассматриваются, но и какие изменения происходят в ней.

Какие изменения в природе нас интересуют при знакомстве с природой, прежде всего?

   Во-первых, сезонные, в основе которых лежат действия естественных факторов.

   Во-вторых, те, которые вызваны деятельностью человека.

Для решения таких задач, как:

  1. Сообщение новых, закрепление и обогащение имеющихся знаний о природе нашего края.
  2. Воспитание привычки заботиться о природе и его обитателях; нахождение взаимосвязи  явлений природы, умения делать выводы.
  3. Воспитание любви к природе и всему живому вокруг.

                                        ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Работу по экологическому воспитанию необходимо начинать уже с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему миру.

Очень важно формировать у детей  потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу можно, создавая педагогическую развивающую среду экологического направления, в котором ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости, существующие в природе; наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы и активно взаимодействуя с ними.

        Планирование работы по экологическому воспитанию построено с учетом сезонных изменений и местных условий. Важно сочетать ознакомление детей с яркими объектами растительного и животного мира, сезонными явлениями и видами труда в природе. Учитывая особенности возраста, а также специфику этой развивающей среды, при организации работы по экологическому воспитанию, педагоги используют разнообразные формы:

        - экскурсии;

        - занятия;

        - занятия-опыты;

        - экологические игры;

        - конкурсы;

        - праздники.

Работа в этом направлении проводится целенаправленно, взаимосвязано с трудовым воспитанием.

        В результате освоения детьми дошкольного возраста программы значительно повышается уровень их экологической воспитанности, который выражается, прежде всего,  в качественно-новом отношении к природе.

Бережное, внимательное отношение к природе – положительная черта, характеризующая степень воспитанности человека. И если ребенка с детских лет воспитывать в дружбе с природой, наша планета ЗЕМЛЯ будет экологически чистой.

                ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. «МЫ» программа экологического образования детей.

                         Программа «Детство» 2001г.

  1. «Тропинка в природу»

       В.В.Смирнова, Н.И.Балуева, Г.М.Парфенова    2001г.

      3. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников

                 А.П.Молодова    2001г.

      4. «Неизведанное  рядом»

           О.В.Дыбина, Н.П.Рахманова, В.В.Щетинина  2001г.

       5.  «Добро пожаловать в экологию»

                       О.А.Воронкевич                      2001г.

        6. Подшивки журналов «Дошкольное Воспитание»

        7. Журналы  «Обруч»

        8.  Материалы конференции молодых ученых Гос.научно – исследовательского института семьи и воспитания. 2002-2004г.г.

        9. Сборник Всероссийского общества охраны природы

    «Проблемы и перспективы экологического воспитания в детском саду и начальной школе».   М.2001г.

        10. книга С.Н.Николаева  «Экологическое воспитание дошкольников»

                   1998г.

        11.книга  «Подружись с природой»        М. 2003г.

        12. из серии «Знакомство с окружающим миром»

              Развитие речи автор Т.А.Шорыгина

  1. Домашние животные. Какие они?
  2. Деревья. Какие они?
  3. Какие месяцы в году?
  4. Цветы. Какие они?
  5. Птицы. Какие они?
  6. Какие звери в лесу?
  7. Насекомые. Какие они?
  8. Овощи. Какие они?

13.  «Экологические праздники для детей»

                 Л.П.Молодова

                       

                

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей"

Консультация для родителей о роли оригами в развитии детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей: "Значение подвижных игр"

Консультация для родителей: "Значение подвижных игр"...

Консультация для родителей «Значение и организация утренней гимнастики в семье»

В данной консультации даются рекомендации родителям как можно организовать и провести утренную гимнастику в домашних условиях....

Консультация для родителей "Значение оригами для всестороннего развития ребенка"

Систематические занятия с детьми оригами - гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению....

Консультация для родителей. Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте.

Консультация для родителей.Значение сюжетно-ролевой игры в дошкольном возрасте. Во все времена игра для детей дошкольного возраста была ведущим видом деятельности.Невозможно  представить себе ра...

Консультация для родителей «Значение закаливания для детей и родителей» 22.03.2018г.

Консультация для родителей  «Значение закаливания для детей и родителей» 22.03.2018г....

Консультации по ИЗО деятельности. Рисуем вместе с ребенком. Консультация для родителей "Значение рисования для всестороннего воспитания и развития ребенка-дошкольника".

Подготовила воспитатель: Короленко И.В. Консультации по ИЗО деятельностиРисуем вместе с ребенком    Прививать ребенку любовь к рисованию – значит показать ему замечательный путь к...