Консультация для родителей "Ознакомление дошкольников с природой"
консультация (подготовительная группа)

Бикмурзина Елена Михайловна

Материал для консультации родителей по ознакомлению старших дошкольников с природой как одного из важных составляющих в процессе воспитания дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon консультация для родителей54 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

  • «В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. Мир, окружающий ребенка, это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой».  В.А. Сухомлинский
  • Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира.
  • Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребёнок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Ценность дошкольного детства очевидна:  первые семь лет в жизни ребенка – это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. В этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры.
  • Для решения задач экологического воспитания и развития я опираюсь на программы "Юный эколог" С.Н. Николаевой, "Наш дом - природа" Н.А. Рыжовой.  В результате проделанной работы есть положительные результаты:
  •  -формируются начала экологической культуры у детей;
  •  -формируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
  •  -дети учатся практическим действиям по охране природы;
  •  -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
  •  -у детей появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Знакомясь с окружающим в ходе игр и развлечений, ребенок активно познает окружающий мир. А если игра интересная, он обязательно захочет узнать побольше. Главная цель моей работы – воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому. Кроме того, я стремлюсь сформировать у детей умения и навыки ухода за растениями и животными.

Очень тесно ведется работа по экологическому воспитанию с семьей. Постоянно нужно искать новые пути сотрудничества с родителями. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую, как традиционные формы (родительские собрания, консультации, беседы), так и нетрадиционные (конкурсы, посещение открытых мероприятий, дни открытых дверей). Ведь у нас с ними одна цель - воспитывать будущих созидателей жизни. Осенью проводился конкурс на тему: «Осень золотая с витаминами к нам пришла», где родители с удовольствием приняли участие

Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит  игра.  Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Занятия с детьми я строю  в форме игры. Главное звено игры-занятия – воображаемая ситуация, которую я поддерживаю в течение всего занятия.

  • Особое место в моей работе я уделяю играм с природным материалом, т.к. в таких играх создаются благоприятные условия для развития органов чувств, пробуждая мысль, совершенствуя речь. Многочисленны игры с песком, в этих играх дети узнали о таких свойствах песка, как цвет, сыпучесть, форма:  влажный – лепится, сухой – рассыпается.
  • Со свойствами снега дети познакомились во время игр в снежки, при расчистке дорожек от снега. Они узнали, что он бывает влажным, сыпучим в зависимости от погоды.
  • Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я старалась использовать больше опытов. Проводятся опыты чаще всего в старших группах, а в младшей и средней группах используются отдельные поисковые действия.  Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.) Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
  • Одним из аспектов работы является ознакомление детей с природой на участке и за его пределами.  В течение  учебного года вместе с детьми ведём постоянные наблюдения за изменениями в природе. Мы знакомим детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). Ежедневно осматриваем растения на участке: вот появились первые жёлтые листья, деревья и кустарники покрылись инеем, набухли почки  и т.д. Мы обращаем внимание на форму и окраску листьев, учим по этим признакам определять, с какого дерева они упали. Предлагаю побегать по опавшим листьям, послушать, как они шелестят и шуршат под ногами.
  • Наблюдения – это важнейший источник знаний о природе. Они развивают в детях важное умение – смотреть, видеть, делать выводы и обобщения. Несомненную ценность имеют повторные наблюдения одного и того же места в разное время года и при разном освещении (солнечный день, пасмурный, туман, сумерки и т. д.).  При этом важно не просто констатировать факты, а использовать различные приемы, чтобы задержать внимание детей на том или ином явлении. Например, снег падает хлопьями, спокойно ложится на землю. Например, я предлагала детям проследить, как летят снежинки, как опускаются на землю.
  • Во время наблюдений за деревьями и кустарниками, учила находить высокие и низкие деревья, рассматривала с детьми разные по форме и цвету листья, цветы, следили за их движениями во время ветра и в покое, слушали шум деревьев, дождя и др.
  • Особенно удобны для обследования и наблюдения комнатные растения – их форма во все сезоны не меняется. Я предлагала не только рассмотреть растение, но и обследовать его: потрогать, ощутить гладкость листьев фикуса и бархатистость герани. Сравнивая растения, отмечали, чем отличатся листья, стебли, это учит не только любить природу, но и делать выводы, логически мыслить
  • Одним из средств закрепления полученных знаний являются словесные дидактические игры и речевые логические задачи. Так, например, я использую игру «Меню для птиц», целью которой является уточнение  представлений о том, чем питаются пернатые и научить составлять «меню» для конкретной птицы. Игровое действие заключалось в следующем: воспитатель называет птицу, а дети должны были сказать, чем она питается и где можно найти этот корм. Такие словесные игры как «Птички на кормушках», цель которой – уточнить знания детей о зимующих птицах (чем они питаются), природоохранительные представления. С целью формирования, закрепления и проверки полноты и осознанности усвоения детьми  правил поведения в природе использую дидактические игры, а именно:  «Угадай правило», целью, которой является описание поведения человека по отношению к объектам природы, умение объяснять эти действия; «Выбери правильно дорогу» – цель: уточнить экологические знания детей, раскрывающие взаимосвязь между объектами природы, а также определяющие отношения между природой и человеком на основе конкретных правил поведения (в лесу, на лугу).
  •  На прогулках мы организуем игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды).  Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как песочницы, совочки, формочки, печатки.
  • Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды. Кроме этого используются разнообразные игровые упражнения  " Найди по описанию", "Что, где растёт", "Узнай и назови", "Вершки- корешки».
  • Труд как часть прогулки является одновременно и важной составляющей экологического воспитания.  Давая посильные поручения детям, я одновременно побуждаю их рассказать о проделанной работе. Радует, что малыши стали правильно называть части растений, их цвет, форму, размер, постепенно учатся более четко формулировать свою мысль.
  • Часто на занятиях  я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего нужно использовать литературу, рекомендованную программой детского сада. Это произведения А. Пушкина, Ф. Тютчева, А. Фета, Н. Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки, Н. Сладкова и другие. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг. Очень приятно, когда дети задают вопросы, где проявляется у них забота  и любовь о друзьях наших меньших: "А его кто-нибудь спасёт?", "А они не замёрзнут?", "А почему ему никто не помог?" Очень важно донести до детей смысл произведения.
    И, конечно, закрепляются знания о природе на занятиях по художественному творчеству. Рисуя, занимаясь лепкой и аппликацией, дети  закрепляют знания о строении животных и растений, окрасе, отличительных особенностях.

Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей

  • Однако работа еще не завершена. Она продолжается в следующих группах. И я  надеюсь, что мои воспитанники на всю жизнь сохранят любовь ко всему, что их окружает.
  • Всё хорошее в людях - из детства!
    Как истоки добра пробудить?
     Прикоснуться к природе всем сердцем:
     Удивиться, узнать, полюбить!
     Мы хотим, чтоб земля расцветала,
     И росли, как цветы, малыши,
  •  Чтоб для них экология стала
     Не наукой, а частью души!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"

Консультация для воспитателей "Дидактические игры по ознакомлению дошкольников с природой родного края"                          ...

Консультация для родителей "Эстетическое воспитание дошкольников средствами природы"

Консультация для родителей по эстетическому воспитанию дошкольников посредствам природы....

Консультация для воспитателей. Тема: Ознакомление дошкольников с природой летом.

Цель: напомнить воспитателям некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период времени....

Консультация для родителей дошкольников: «Воспитание у детей любви к природе через художественную литературу».

В консультации говориться о значении художествнного слова в экологическом воспитании дошкольников: что литература помогает ребенку разобраться в природных явлениях, развивает эстетическое отношен...

Консультация для педагогов " Наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников"

Консультация для педагогов "наблюдение за природой в рамках экологического воспитания дошкольников" представлена в виде презентации.  Использовались яркие и красочные фото, иллюстрации из сети Ин...

Консультация для воспитателей. Тема: Ознакомление дошкольников с природой летом

Консультация для воспитателей.Тема: Ознакомление дошкольников с природой летомЦель: напомнить воспитателям некоторые основы работы с детьми по ознакомлению с природой в летний период времени.Зад...