Двигательная активность детей на прогулке
консультация

Корнеева Людмила Яковлевна

Двигательная активность детей на прогулке

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dvigatelnaya_aktivnost_na_progulke.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Двигательная активность на прогулке

Здоровый ребенок – успешный ребенок. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, закаливание организма – вот главная цель всех педагогов ДОУ. И бесспорным помощником в реализации этой цели является движение. Зарядка, подвижные игры, физические упражнения (ходьба, бег, прыжки и др., катание на лыжах, самокатах, велосипедах – все эти занятия укрепляют здоровье человека, делают его ловким, сильным, быстрым, выносливым.

Значение подвижных игр и физических упражнений на прогулке.

Двигательная активность на свежем воздухе имеет важное значение для физического развития дошкольника. Двигательная активность на прогулке является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

На прогулке дети играют, много двигаются. В ходе двигательной деятельности усиливается кровоток, В следствие чего активизируется работа внутренних органов, усиливается обмен веществ. Двигательная активность способствует совершенствованию деятельности основных физиологически систем организма (мышечной системы, дыхательной и кардиосистемы и и др.).

Движения улучшают аппетит. При физической нагрузке ребенок тратит много энергии, сил. А физическая нагрузка на свежем воздухе энерго затратна вдвойне. Чтобы восполнить дефицит энергии для дальнейшей активности, необходимо поесть.

Двигательная активность на прогулке способствует развитию физических качеств (ловкость, быстрота, выносливость, координация движении и др.). Дети учатся преодолевать различные препятствия в природном окружении, в естественных условиях, что очень значимо для подрастающего поколения. Это адаптирует к окружающей среде и развивает. Благодаря физическим нагрузкам дети становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми.

В ходе двигательной деятельности у дошкольников совершенствуются двигательные умения и навыки.

Повышается жизненный тонус. Двигательная активность на прогулке – закаливает, укрепляет, развивает, помогает стать сильным, выносливым и здоровым, уверенным в себе.

Воспитательно-образовательные задачи:

На каждой прогулке решается, как правило, комплекс взаимосвязанных задач: оздоровительных, воспитательных и образовательных.

1) Оздоровительные задачи на формирование здорового образа жизни и воспитание осознанного отношения к проявлению своей двигательной активности.

2) При разработке содержания воспитательных задач важно обратить внимание на развитие самостоятельности, активности и общения, а также на формирование эмоциональной, моральной и волевой сферы детей в процессе двигательной активности.

3) Вместе с тем оптимальной особенностью прогулок в старших группах является акцент на решение образовательных задач: овладение необходимым программным материалом по развитию движений, формированию доступных знаний об основах физической культуры и здоровом образе жизни.

Структура прогулки:

В режиме дня детского сада предусматривается две прогулки: в первой половине дня и во второй.

Структуру прогулки условно можно представить следующим образом:

• Наблюдение, рассматривание;

• Подвижные игры;

• Трудовая деятельность детей;

• Индивидуальная работа; самостоятельная деятельность детей.

В какой части прогулки организовать двигательную активность?

Если прогулке предшествовала деятельность подвижного характера (физкультура или музыка, то лучше прогулку начать с наблюдения. А подвижные игры лучше провести в конце прогулки.

Если дети вышли на прогулку после интеллектуальной, творческой и статической деятельности, то целесообразно организовать двигательную деятельность в начале прогулке со всей группой. Это поможет снять статическое и эмоциональное напряжение, утомление и повысить работоспособность.

Возможно и в середине прогулки, если погода прохладная.

В другое время проводится подгрупповая и индивидуальная двигательная деятельность. С целью закрепления и усовершенствования двигательных навыков, развития физических качеств.

На прогулке желательно планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и две-три игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы. Весь этот материал желательно подбирать в соответствии с основными движениями, включенными в программу.

Содержание двигательной активности на прогулке

Основным средством организации двигательной активности является подвижная игра. Кроме подвижных игр, на прогулке необходимо использовать разнообразные упражнения в основных видах движений (бег и ходьба, прыжки, метание, бросание и ловля мяча, упражнения на полосе препятствий). Во время прогулки также необходимо отводить значительное место спортивным упражнениям и играм. А также для поддержания интереса к физической культуре необходимо проводить развлечения (досуги, праздники, игры-соревнования, эстафеты).

Подвижные игры и физические упражнения планируются и проводятся воспитателем самостоятельно, с учетом пожеланий детей, по рекомендациям узких специалистов и тематически.

Во всех возрастных группах на прогулке должны планироваться подвижные игры и игровые упражнения разной степени интенсивности (малой, средней, большой).

Время проведения подвижных игр и упражнений на утренней прогулке: в младших группах – 6-10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших группах – до 10 минут, в старших – до 15 минут.

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражательные игры).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который сможет справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе активно используются эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

В любом возрасте подвижные игры заканчиваются ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Факторы, влияющие на содержание прогулки:

При подборе и организации игр физических упражнений на прогулке необходимо:

• Учитывать сложность игр и упражнений, целесообразность сочетания их между собой, соответствие уровню физической подготовленности детей;

• Подбирать игры и упражнения, содержание которых соответствует времени года, состоянию погоды;

• Подбирать варианты усложнения упражнений и подвижных игр;

• Использовать разные способы организации детей;

• Заботиться о рациональном использовании оборудования и инвентаря, предметов окружающей среды;

• Стремиться к созданию дружеской атмосферы, располагающей детей к непринужденному участию в играх и упражнениях, к проявлению активности, творческой инициативы.

В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанные с бегом, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду.

В сырую, дождливую погоду следует организовывать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства (игры-хороводы, на удержание равновесия и др.).

В теплый (летний) период - хорошо бы оборудовать дорожки для езды на самокатах, велосипедах. Игры «Не задень», «Змейка», «Восьмерка», «Заезд парами» вызывают значительный интерес у детей.

Роль и участие педагога в организации двигательной активности детей на прогулке:

Какова роль педагога в организации активной деятельности на прогулке? Педагогу необходимо грамотно спланировать подвижные игры и упражнения. С учетом вышеперечисленных факторов, влияющих на содержание прогулки. Также необходимо создать условия, выбрать место проведения игр и упражнений, подготовить атрибуты (самодельные, природные). Обязательное наблюдение за игрой (в младшем возрасте непосредственное участие). Т. К. Совместная игра – это уникальный вид сотрудничества. Только в совместной игре между взрослыми и детьми возможны подлинно демократические отношения. Педагог также осуществляет руководство игрой, наблюдает за состоянием играющих и регулирует нагрузку, обеспечивает безопасность. Подводит итоги игры, оценивает выполнение детьми игровых ролей и соблюдение правил.

Подводя итоги, хочется еще раз отметить, что двигательная активность на прогулка – одна из важнейших составляющих прогулки, во время которой дети могут достаточно полно реализовать свои двигательные потребности. А также проявить свои лучшие черты характера. Потому что в ходе подвижных игр создаются благоприятные условия для воспитания дружеских отношений в коллективе, взаимопомощи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение двигательной активности детей на прогулке

В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, физкультурные праздники и т.д.) направлен...

«Педагогическое руководство двигательной активностью детей на прогулке»

Планирование работы по развитию движений на прогулке должно способствовать закреплению, совершенствованию игр и физических упражнений, повышать двигательную активность детей. При этом важно прав...

Обеспечение двигательной активности детей на прогулке.

В детском саду используются разные формы работы по физическому воспитанию (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и физические упражнения, спортивные празд...

Двигательная активност детей на прогулке

консультация для воспитателей...

Конспект прогулки в старшей логопедической группе на тему: Реализация двигательной активности детей на прогулке.

Конспект прогулки, реализация двигательной активности на прогулке, старшая группа.  Цели:·        укрепление здоровья,·...