Мастер-класс для родителей с детьми ОВЗ
материал (средняя группа)
Мастер-класс "Развиваем речь с помощью скороговорок"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass-_skorogovorki.docx | 20.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер - класс для родителей с детьми ОВЗ
«Развиваем речь с помощью скороговорок».
Чем полезны скороговорки?
Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной, а ребенок - успешной в будущем личностью. Это главная цель скороговорок, но не единственная.
Несмотря на то, что скороговорки читаются обязательно быстро, они учат ребенка, торопящегося в речи, произносить фразы более медленно, не «съедая» окончания, так, чтобы его понимали.
Разучивая скороговорку, ребенок учится осмысленно относиться к тому, что говорит, взвешивать каждое слово, если не слог, чувствовать связь между словосочетаниями, улавливать очень тонкие нюансы в интонации, смысле, значении.
Он также учится не только говорить, но и слушать. Это очень полезно и пригодится уже в школе, когда учитель выдает много различной информации. Дети любят переспрашивать, они рассеяны и невнимательны. Прослушивание скороговорок улучшает их способность концентрироваться на том, что они слушают. И не только слышать, но понимать смысл
высказывания.
Так же это отличная идея для семейного времяпрепровождения или для детского праздника.
Как проговаривать скороговорки с ребенком?
Скороговорки придуманы исключительно для проговаривания их вслух. Вначале вы демонстрируете ребенку это, а потом начинаете
вместе разучивать стишок. Но при этом существует ряд правил, последовательность действий, которые необходимо соблюдать для того, чтобы добиться положительных результатов в развитии дикции.
Итак, проделывайте все пошагово:
1.Вначале произнесите скороговорку очень медленно и четко, разбивая на слоги.
Задача: первого шага –
правильно выучить скороговорку. Обращайте внимание на произношение всех звуков: и гласных, и согласных. Очень важно
на этом этапе не допустить неправильного произношения ни единого из них. Сейчас вы учите и слова, и произношение. Медленно, но уверенно, как говорится.
2.После того, как этот этап успешно пройден и ребенок выучил текст и может произносить его правильно, учитесь делать все то же, но в беззвучном режиме. Сейчас работает только артикуляционный аппарат
– без голоса, лишь губы, язык и зубы.
3.Третий шаг
– чтение скороговорки шепотом. Очень важно, чтобы именно шепотом, а,
не шипя или тихо, ребенок четко и понятно мог произнести всю фразу.
4.Теперь произносите текст вслух, но медленно. Слитно, всю фразу целиком, без ошибок, но не торопясь.
5. Поиграйте с интонацией произношения: утвердительно, вопросительно,
восклицательно, грустно и радостно, задумчиво, агрессивно, напевая, разными голосами. Очень полезно и в смысле развития актерских способностей.
И вот настало время устроить конкурс на самый лучший результат: быстро и без ошибок произносите всю скороговорку целиком.
(Родители выполняют задание)
Пусть ваш ребенок говорит красиво! Пусть он вырастет успешным! Пусть совместные занятия принесут вам не только пользу, но и удовольствие
Практикум с элементами тренинга
«Артикуляционная гимнастика в домашних условиях»
(Проводится с родителями имеющими детей с речевыми нарушениями)
1. Вступительная часть
- Уважаемые мамы и папы, сегодня мы с вами поговорим о развитии речи детей.
Правильная, выразительная речь
– звуковой портрет человека. Речь –это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь -это залог успешного общения.
У многих взрослых и детей наблюдается смазанная, неясная речь. Это следствие вялых, неэнергичных движений губ и языка, малой подвижности нижней челюсти. Скажите, пожалуйста, что мы делаем, когда хотим, чтобы окрепли мышцы наших рук и ног?
Родители:
Выполняем зарядку, занимаемся физкультурой, ходим на массаж.
- Да, вы правы. В наших щеках, губах, языке тоже есть мышцы. Вот эти мышцы речевого аппарата мы можем тренировать с помощью
артикуляционной гимнастики.
Артикуляционная гимнастика –это специальные упражнения, которые укрепляют мышцы речевого аппарата, развивают их силу и подвижность.
Сегодня мы с вами научимся выполнять такие упражнения. Но для начала давайте познакомимся.
2. Игра на знакомство:
ребенок представляет свою маму и на первую букву имени
называет прилагательное -характеристику мамы (напр., Даша -добрая и т.п.)
3. Основная часть:
Артикуляционные упражнения подбираются, исходя из правильной артикуляции звука, поэтому их лучше объединять в комплексы. Каждый комплекс готовит определенные движения и положения губ, языка, вырабатывает направленную воздушную струю, т.е. все
то, что необходимо для правильного образования звука.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее делать перед завтраком в течение 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 3 упражнений.
Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, т.к. в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении. Размещать надо ребенка так, чтобы он
видел лицо взрослого, которое должно быть хорошо освещено.
Взрослый должен следить за качеством выполняемых ребенком движений, в противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сейчас, мы с вами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики
- Упражнение «Лягушка».
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук - и
Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!
∙ Упражнение «Слон».
Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук - у
Подражаю я слону
-Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
∙ Упражнение «Лягушка--слон».
Чередование положений губ: в улыбке -трубочкой.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
∙ Упражнение «Рыбка».
Спокойное широкое открывание и закрывание рта.
Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
- Упражнение «Качели».
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка:
1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними
резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
∙ Упражнение «Часики».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка
поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик -так, тик-так, ходят часики вот так.
∙ Упражнение «Лопаточка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий,
расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается
5 -10 сек.
Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...
∙ Упражнение «Иголочка».
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...
∙ Упражнение «Лопаточка-иголочка».
Чередование положений языка: широкий - узкий.
- Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
- Упражнение «Горка».
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается
в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой.
Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние
зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.
4. Заключение: Давайте подведём итог нашей встречи. Появилось ли у вас желание проводить дома с ребёнком артикуляционную гимнастику?
5. Упражнение «Подарок».
Детям и взрослым раздаются сердечки, вырезанные из бумаги и цветные карандаши.
Задание: напишите или нарисуйте что - либо приятное в память о сегодняшней встрече и подарите друг другу (упражнение в паре «ребенок
- мама»)
Мы благодарим вас за участие в практикуме, надеемся, что вы узнали много интересного, а самое главное, что у вас появилось желание поиграть с детьми в такие игры, которые помогут эффективному
развитию речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект мастер-класса Тема: Совместная деятельность с детьми младшего, среднего, старшего возраста и родителями « Бусы из макарон»
План-конспект мастер-класса.Тема: совместная деятельность с детьми младшего,среднего,старшего возраста и родителями «Бусы из макарон» Педагог-мастер: Вильданова Наталия Анатольевна Дата пров...
Мастер- класс «Капитошка» для родителей с детьми. На тему нетрадиционная техника рисования (выдувание трубочкой) «кляксография».
Продолжать закреплять умение выполнять работу в нетрадиционных техниках....
Мастер-класс совместно с родителями и детьми «Весенние крокусы»
Мастер-класс совместно с родителями и детьми «Весенние крокусы»...
Мастер-класс совместно с родителями и детьми "Шерстяная акварель"
Мастер-класс "Шерстяная акварель"...
Мастер – класс «Снегири» для родителей с детьми группы в онлайн формате WhatsApp.
Цель: Создание композиции «Снегири на ветке».Создать условия для совместной деятельности детей, родителей и воспитателя....
Мастер – класс совместно с родителями и детьми Тема: «Открытка для папы» к 23 февраля
Укрепление партнёрских взаимоотношений детей и родителей в процессе творческой деятельности....
Мастер-класс совместно с родителями и детьми "Открытка для папы" к 23 февраля. Для детей 3-4 лет.
Мастер-класс совместно с родителями и детьми "Открытка для папы" к 23 февраля. Для детей 3-4 лет....