Консультация для родителей "Роль игры в развитие речи детей с ОВЗ"
консультация (средняя группа)

Ноздрина Ольга Викторовна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx19.9 КБ

Предварительный просмотр:

                 КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Роль игры в развитии речи детей с ОВЗ»

      «Для детей дошкольного возраста игра  имеет исключительное значение: игра для них - учёба, игра для них - труд, игра для них - средство воспитания, игра для дошкольников - способ познания окружающего». Н. К. Крупская.

Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что даёт игра ребёнку? Помните, во что играли вы в своём детстве?

Игра - это свободная деятельность детей, которая осознаётся как «ненастоящая», но способная полностью захватить играющего, которая не диктуется какой- либо материальной пользой. Игра становится частью жизни не только детей, но и взрослых, дополняет и украшает жизнь.

Игра необходима ребёнку. Она способствует самовыражению.

Игры не просто полезны, они жизненно необходимы человеку вообще, но особенно - детям. Игры любые - подвижные и тихие, интеллектуальные и такие, в которых, на наш, взгляд взрослых, никакого ума не надо. Роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями.

Игра как ведущая деятельность дошкольника имеет большое значение для физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Прежде всего, в играх осуществляется познавательное развитие детей, так как игровая деятельность способствует расширению и углублению представлений об окружающей действительности, развитию внимания, памяти, наблюдательности, мышления и речи. В играх дети учатся сравнивать предметы по размеру, форме и цвету, знакомятся со свойствами материалов, из которых они сделаны.

Игры оказывают влияние на физическое развитие детей. В них удовлетворяется потребность детей в движениях, которые становятся точными и уверенными.

В процессе игры развиваются нравственные качества ребёнка: честность, решительность, смелость, доброжелательность. Они способствуют формированию у детей навыков общения, так как большинство игр носит коллективный характер. Следует использовать игровую деятельность для воспитания бережного отношения к игрушкам и игровому материалу, развития начальных трудовых навыков. Многие игры активизируют у детей эстетические чувства. Построение в пары, в круг, выразительное произнесение взрослым текста, сопровождающего игру, учат детей понимать красоту. Игра оказывает огромное влияние на развитие речи детей. Детей следует постоянно побуждать к общению друг с другом и комментированию своих действий - это способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, формированию грамматического строя речи, и т. д. Большое влияние на развитие речи детей оказывают игры - драматизации (инсценирование какого- то сюжета).

Хороводные игры с пением способствуют развитию выразительности речи и согласованности слов с движениями. Они формируют произвольное запоминание текстов и движений.

Одной из первых форм детской деятельности является сюжетно - ролевая игра. Она оказывает положительное влияние на развитие речи. В ходе её ребёнок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя и за неё, подражает гудению автомобиля, голосам животных и т. д. В процессе игры взрослым желательно много разговаривать, чтобы у детей возникла потребность в речевом общении, особенно это важно для не говорящих детей. Ребёнку хочется попросить взрослого о чём - то, что - то сообщить. Поэтому взрослым желательно всячески побуждать детей обращаться с вопросами по поводу игрушек. В сюжетно - ролевой игре развивается речевая активность детей.

Как это происходит?

В данных играх дети берут на себя роли взрослых людей и в игровой форме воспроизводят их деятельность и отношения между ними. При этом они комментируют свои действия«Мама варит суп»«Шофёр едет на машине». Действующие лица появляются через ролевое перевоплощение в какой - то образ самого ребёнка, игрушки или партнёров по игре (сверстников, взрослых)«Я буду мамой, а ты моя дочка»,- говорит девочка, обозначая свою роль и роль подруги.

Необходимым условием успешного развития речи детей в сюжетно - ролевой игре является наличие разнообразных игрушек: кукол, одежды для них, наборов посуды, мебели, машин различного назначения, и т. д. Но дети используют в игре ещё и предметы - заместители (палочки, кубики, и т. д.). Обращение в игре к заместителям ставит ребёнка перед необходимостью переименовать предмет, а потом сказать об этом другим играющим. Тогда в игре, кроме речи, определяемой особенностями взятой на себя роли, появляется речь, функцией которой является согласование совместных действий.

Наряду с сюжетно - ролевыми играми в дошкольном возрасте активно развиваются игры с правилами. В играх с правилами дети учатся организовывать своё поведение в соответствии с правилами, в результате чего у них формируются такие личностные качества, как выдержка, дисциплинированность, целеустремлённость, умение регулировать свои желания в соответствии с поставленными задачами.

Дидактическая игра - находка дошкольной педагогики. Основная особенность дидактических игр определена их названием: это игры обучающие. Они создаются взрослыми с целью воспитания и обучения детей. Но для игроков воспитательные и образовательные задачи не выступают открыто, они решаются через игровую задачу, игровые действия, правила. Любая дидактическая игра развивает и речь.

В начале первого года обучения нужно проводить игры на различение (а затем и называние) цвета, формы и величины предметов; на формирование числовых представлений (много, мало, больше, меньше); на различение не речевых звуков (звукоподражание голосам животных, птиц и т. д.). В ходе этих игр взрослый развивает речевую активность детей, поощряет правильные ответы на поставленные вопросы, воспитывает выдержку (не перебивать и слушать говорящего; отвечать тогда, когда его спрашивают).

В данных играх дети знакомятся с окружающим миром, что способствует их общему и речевому развитию; потом дети переносят полученные навыки в сюжетно - ролевую игру с куклой. Игры, («Узнай, кто говорит»«Угадай, что я делаю»«Назови, что в мешочке», «Назови предметы синего (красного) цвета», «Кто, как кричит» и другой тематики, направлены на уточнение знаний детей о цвете и форме, тренировку в звукоподражаниях и т. д.

Для детей, отстающих в развитии речи, большое значение имеют игры, требующие координации и точности движений пальцев руки. Это нанизывание бус, игры с мозаикойигры с пальчиками. Полезно детям играть в лото, разрезные картинки. Значит, дидактическая игра поможет ребёнку научиться чему - либо в лёгкой непринуждённой обстановке.

Поскольку ведущим видом деятельности в детском возрасте является игра, то, используя её разнообразные виды, можно эффективно влиять на формирование всех сторон социальной активности детей.

А как к играм относится медицина? Ответ однозначный - положительно. Особенно к играм подвижным, на свежем воздухе. Сейчас, когда серьёзным бичом здоровья (правда, не только в детском возрасте) стала малоподвижность, медики видят спасение от неё именно в играх. Конечно, спорт и физкультура тоже хороши, но очень немногие из наших детей занимаются ими.

В подвижных играх у детей развиваются и совершенствуются основные движения, формируются такие качества как смелость, организованность, находчивость, настойчивость, волевые качества (правила – «бежать только после сигнала»«бросать мяч с определённого расстояния», и т. д.). В играх с мячами, скакалками, обручами дети закрепляют понятия вверх, вниз, высоко, близко, далеко.

В ходе подвижных игр дети учатся быстро и правильно ориентироваться в пространстве («Воробушки и автомобиль»«Хитрая лиса»«Кот и мыши», и др.). Игры с рифмованным текстом, ритмичными движениями способствуют развитию речи детей. Первоначально взрослый сам проговаривает и сам проделывает движения, а дети слушают и смотрят. Затем они выполняют движения в соответствии текста.

В коррекционных целях желательно проводить игры со звукоподражаниями, например «Воробушки и автомобиль». Если дети (воробушки, с хорошо развитой речью, могут бегать по площадке молча, то у детей с нарушениями в речи следует вызывать звукоподражание«пи-пи-пи» - кричат воробушки, «би-би-би» - гудит автомобиль.

В игре сначала можно разрешить сделать неограниченное количество хлопков, а потом показать связь между словом и движением.

Есть ещё один тип игр - развивающие или «умные» игры (книжки - раскраски, шнуровки, лото, конструкторы «Лего»игры - пазлы, которые развивают мелкую моторику рук, сообразительность, тактильное и зрительное восприятие предмета, координацию движений, фантазию и воображение. Раскрашивание и рисование предмета развивают руку ребёнка.

Игра в лото способствует развитию внимания, представлений у ребёнка о предметах и явлениях, речи и активного словаря.

Развивающих игр очень много. Но, пожалуй, самым важным условием в играх, особенно для самых маленьких, является активное и заинтересованное участие мам и пап.

Психологи настоятельно рекомендуют взрослым как можно чаще участвовать с детьми в игровом процессе. В совместных играх ребёнок учится вести себя, перенимает образец поведения, старается “подтянуться” до уровня взрослого.

Чем больше времени мы проводим с нашими детьми, тем лучше мы понимаем их, а они - нас.

«Каждый ребёнок - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача взрослых, родителей и воспитателей - помочь ему сохранить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать ему пищу для ума” - В. П. Новикова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Игры для развития речи детей 2-3 лет"

  Поскольку именно в возрасте от двух до трех лет происходит значительный скачок в развитии речи, то целесообразно уделить этому особое внимание. Чтобы ребенок мог свободно выражать свои м...

консультация Роль дидактической игры в развитии речи детей.

Воспитание звуковой культуры  речи, формирование грамматического строя речи, обогащение словарного запаса, развитие связной речи. Ночевка М.Ю. г.Краснодар, д/сад №161...

Консультация для родителей "Игры для развития речи детей дошкольного возраста"

  Важное значение для своевременного развития речи малыша имеет отношение взрослых к развитию ребенка. Умелое использование специальных игр будет способствовать  развитию речевой акти...

Консультация "Роль театрализованной игры в развитии речи детей"

Театрализованные игры очень хорошо развивают речь детей....