Формы участия родителей в подготовке детского проекта
учебно-методический материал (средняя группа)
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи. Дошкольник нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
forma_uchastiya_rodit_v_podg_detsk_proekta.docx | 21.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Формы участия родителей в подготовке детского проекта»
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги ДОУ, а также на добровольной основе вовлекаются родители и другие члены семьи. Дошкольник нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы, уважают его склонности и желания, принимают их. По ходу решения поставленных задач компетентный взрослый помогает найти ребенку необходимые для этого средства и способы, а зачастую знакомит детей с новым, еще не известным ему.
Проектный метод – подход к взаимодействию детского сада и родителей, как фактор позитивного всестороннего развития ребёнка.
Метод проектов:
- Воспитывает самостоятельную и ответственную личность;
- Развивает творческие начала и умственные способности;
- Способствует развитию целеустремленности, настойчивости;
- Учит преодолевать проблемы, возникшие по ходу дела;
- Учит умению общаться со сверстниками и взрослыми;
- Повышает авторитет ребенка перед сверстниками и собственную самооценку.
Темой проекта могут стать как определенный раздел образовательной программы, программы дополнительного образования, так события в жизни детского сада, города, страны, тема может возникнуть по инициативе ребенка, что очень ценно и всегда находит поддержку со стороны педагогов.
Продукт проектной деятельности должен быть культурно значимым, а для ребенка дошкольника видимым, ощутимым, доступным и актуальным.
Выполненные проекты, как правило, вывешиваются для ознакомления только после их защиты ребенком. Каждый должен пояснить, с кем он выполнял задание, и сказать 2-3 предложения на тему того, что изображено на проекте.
В зависимости от целей и задач проекта степень вовлечённости в него родителей может быть разной:
- родители могут помочь ребёнку найти ту или иную информацию,
- изготовить вместе с ним поделку,
- нарисовать рисунок,
- выполнить аппликацию,
- сделать подборку художественной литературы,
- сделать подборку картинного или иллюстративного материала по теме проекта.
Кроме этого, родители могут быть вовлечены в работу над проектом более широко, например:
- участвовать вместе с детьми в целевых прогулках и экскурсиях,
- игровой деятельности, экспериментировании и т.д.
Родителям можно предоставлять различную степень участия в проекте:
- руководитель,
- участие на всех или отдельных этапах,
- консультант,
- материально-техническая поддержка и др.
Родителям робких и неуверенных детей можно предложить выполнить индивидуальные семейные проекты, что поможет повысить таким детям рейтинг в группе сверстников, а так же добавит уверенности в себе, укрепит родительско -детские отношения.
В беседах с родителями необходимо рекомендовать им поддерживать интерес ребёнка к теме проекта, задавать больше вопросов, интересоваться ходом работы над проектом в группе.
Для любого педагога важен вопрос: что делать, если родители не захотят участвовать в проектах? Здесь очень важно опереться на наиболее активных родителей, способных подать пример другим. После того, как первый ребенок принесет свой проект, остальные начинают «теребить» своих родителей и альбом начнет заполняться.
Последовательность разработки и проведения проекта
- Поставить цель, исходя из интересов и потребностей детей.
- Вовлечь дошкольников в решение проблемы (обозначение детской цели через беседу)
- Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей).
- Обсудить план с семьями воспитанников (устные беседы, информационные стенды, сайт (форум)).
- Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, музей и др.).
- Нарисовать вместе с родителями и детьми план-схему проведения проекта (можно использовать модель трех вопросов), вывесить ее на видном месте.
- Собрать информацию, материал (изучение плана-схемы с детьми).
- Провести совместную деятельность, игры, наблюдения, поездки-экскурсии — все мероприятия основной части проекта.
- Предложить домашние задания родителям и детям (при желании семьи).
- Перейти к самостоятельным творческим работам (поиск материала, информации; поделки, рисунки, альбомы, предложения) родителей и детей, партнеров.
- Организовать презентацию проекта (праздник, открытое мероприятие, акция, КВН); составить книгу, альбом, коллекцию и т.п. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).
- Составить портфолио проекта вместе с детьми (фото-, видеоматериалы, продукты проекта, смешные истории, «зарисовки» процесса работы над проектом).
- Подвести итоги: выступление на педсовете, семинаре, круглом столе, провести обобщение опыта.
Алгоритмы действий взрослых и детей строятся с учетом возрастной дифференциации. В современной практике выделяется несколько этапов освоения проектной деятельности, которые необходимо учитывать при выборе и построении модели будущего проекта.
3,5-5 лет
Проектная деятельность формируется на подражательно-исполнительном уровне. Активная роль принадлежит взрослому.
Особенности проектной деятельности.
Внимательное отношение к потребностям детей, к их интересам помогает достаточно легко определить проблему, «заказываемую» детьми. Таким образом, ребенок среднего дошкольного возраста явно или неявно для себя выступает в качестве заказчика проекта, а осуществление происходит на подражательно-исполнительном уровне (задания, предлагаемые взрослым, помогают ребенку реализовать себя в активной деятельности; его увлекает сам процесс совместной деятельности со взрослым). Важно поощрять попытки детей самостоятельно решить проблему.
5-6 лет
Проектная деятельность переходит на развивающий уровень. Взрослый не только генерирует свои идеи, но и подключается к реализации идей детей.
Особенности проектной деятельности:
Накапливается определенный социальный опыт:
- опыт общения со сверстниками, совместных переживаний;
- опыт разнообразной совместной деятельности;
- развитие самостоятельности в отношениях со взрослыми и сверстниками;
- развитие самоконтроля и самооценки.
Развитие проектной деятельности:
- принимают проблему, уточняют цель;
- самостоятельно находят проблему;
- способны выбрать средства для достижения результата.
6-7 лет
Проектная деятельность достигает творческого уровня. Роль взрослого — развитие и поддержка творческой активности детей, создание условий для самостоятельной проектной деятельности.
Особенности проектной деятельности
Высокий уровень интереса к творческому проектированию на базе интенсивного формирования всех сторон личности ребенка.
Мероприятия, направленные на обогащение родителей знаниями о проектном методе:
- проводятся семинары – практикумы по организации проектной деятельности с дошкольниками;
- разрабатываются памятки для родителей.
Памятка №1
«Проектный метод – как способ воспитать успешного дошкольника»
Этапы составления детских проектов:
1. Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования)
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения
3. Сбор материала. Способы сбора информации и методов исследования:
- подумать
- спросить у другого человека
- прочитать или посмотреть в книгах, энциклопедиях
- сходить в библиотеку (журналы, иллюстрации, научная литература и др.)
- посмотреть по телевизору специальные познавательные передачи, видеофильмы
- понаблюдать
- провести эксперимент
- получить информацию в Интернете
- позвонить по телефону специалисту или просто маме, папе, бабушке.
4.Подготовка проекта
5. Защита проекта
Советы:
- Учите детей действовать самостоятельно, независимо, избегайте прямых инструкций.
- Не сдерживайте инициативы детей.
- Не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно.
- Не спешите с вынесением оценочных суждений.
- Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:
- прослеживать связи между предметами, событиями и явлениями;
- формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;
- учиться анализу и синтезированию, классификации, обобщению информацию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Активное участие родителей в жизни детского сада.
Активное участие родителей в жизни детского сада.В.А.Сухомлинский сказал: «Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, треб...
«Правила движения знать должны все без исключения!» Мероприятие с участием родителей на автодроме детского сада по правилам дорожного движения.
«Правила движения знать должны все без исключения!» Мероприятие с участием родителей на автодроме детского сада по правилам дорожного движения. В празднике участвуют 2 команды: дети и родите...
Памятка для родителей по подготовке детско-родительского проекта
Инструкция по подготовке детско-родительского проекта....
Спортивный досуг с участием родителей на участке детского сада в старшей группе на тему: «Зимние забавы».
Обеспечить радостное, эмоциональное настроение и формировать у детей интерес к зимним видам спорта посредством эстафет и конкурсов....
Важность участия родителей в жизни детского сада
Сумасшедший ритм современной жизни, а также непростая экономическая ситуация, сложившаяся в последние годы, заставляет многих родителей ограничивать свое участие в жизни детского сада только лишь...
Педагогические чтения на тему «Вовлечение родителей в образовательный процесс группы: формы участия родителей, средства мотивации, формирование субъектной позиции»
выписка из годового плана, приках о проведении...