Семинар-практикум для родителей "Адаптация к условиям ДОУ"
материал (младшая группа)
Семинар-практикум «Адаптация дошкольников к условиям ДОУ»
Задачи:
- определить способы оказания помощи детям в адаптационный период;
- сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;
- укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_dlya_roditeley.docx | 34.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Как адаптировать ребенка к детскому саду: проводим семинар-практикум с родителями
Чтобы успешно решать задачи психолого-педагогического сопровождения детей в период адаптации к ДОУ, воспитатели должны поддерживать тесную связь с семьей. Вовлечь родителей в процесс обучения, развития и познания собственного ребенка помогут интерактивные формы сотрудничества. Организуя встречу в начале учебного года, не забудьте пригласить педагога-психолога. Он расскажет, какие ошибки допускают родители, и даст рекомендации, как сделать адаптационный период более легким и безболезненным.
Основные цели семинара-практикума:
- обозначить совместными усилиями проблемы, которые возникают в адаптационный период, и выявить их причины;
- расширить представления родителей об особенностях адаптации ребенка к условиям детского сада, о факторах, влияющих на ее успешное протекание.
Участники мероприятия: родители, заведующий ДОУ и педагоги.
Перед мероприятием педагог-психолог готовит и передает каждому родителю документы:
- информационную папку с памяткой «Как помочь ребенку в адаптационный период»;
- бланк заявления о согласии на психологическое сопровождение воспитанника в ДОУ;
- анкеты «Условия семейного воспитания», «Во что играют дети дома?».
Заявление и анкеты родители заполняют дома, а затем передают педагогу-психологу для обработки информации.
Семинар-практикум состоит из трех частей: теоретической, интерактивной, заключительной.
Во вступительной — теоретической части участники знакомятся с организационными моментами мероприятия, слушают выступления педагогов и специалистов ДОУ по теме семинара-практикума.
Основная — интерактивная часть включает несколько форм взаимодействия участников: психологическую «разминку», анкетирование, дискуссию, решение проблемных задач, проведение игр и т. д.
В заключительной части участники проводят рефлексию, воспитатели организуют «сюрпризный момент».
После мероприятия воспитатели совместно с педагогом-психологом анализируют итоги встречи, фиксируют предложения родителей, которые в дальнейшем учитываются при разработке плана взаимодействия на учебный год.
От чего зависит успешность адаптации ребенка к условиям детского сада?
- от условий воспитания в семье;
- особенностей детско-родительских отношений, степени привязанности ребенка к матери;
- организации воспитательно-образовательного процесса в адаптационный период;
- возрастных, индивидуальных психологических, психофизиологических, психогенетических особенностей ребенка (прежде всего темперамента).
Какие вопросы включить в программу семинара-практикума
На данном семинаре-практикуме необходимо рассказать родителям о том, какие трудности испытывает ребенок, приходя в детский сад, каковы их причины, как протекает адаптация.
Так, благоприятный возраст для поступления в ДОУ — 3 года. В этот период у ребенка формируется осознание собственного «я», т. е. он начинает воспринимать себя как отдельного индивида, постепенно уменьшается степень зависимости от родителей. Однако нередко ситуация развивается для младшего дошкольника не самым благоприятным образом.
Если ребенок от природы боязлив, не умеет постоять за себя, не любит большую шумную компанию, детский сад станет для него «испытанием». Он не сможет адаптироваться в детском коллективе и еще больше замкнется в себе. Это может привести к психологическому дискомфорту.
Проблема адаптации к условиям детского сада возникает, когда ребенок не может найти общий язык со сверстниками. Это связано с его самооценкой. Обладая завышенной или заниженной самооценкой, дошкольник неправильно позиционирует себя в коллективе, т. е. просто не знает, как общаться с другими детьми, и не умеет этого делать. Поэтому сверстники не хотят играть с ним, обижают его, отнимают игрушки, дразнят и т. д.
У ребенка, склонного к невротическим расстройствам, в период адаптации может проявляться беспокойство, страх, депрессивные реакции (заторможенность, вялость). Особенно это заметно у детей, эмоционально зависимых от родителей.
Нелегко придется в детском саду ребенку, который привык к тому, что взрослые потакают любым его капризам. Он столкнется с первыми запретами, поймет, что не все дозволено и ни дети, ни воспитатели не станут делать поблажки.
Другая проблема — слишком робкие и стеснительные дошкольники. Они неохотно идут на контакт с другими детьми и становятся «мишенью» для задир.
Излишняя строгость со стороны воспитателя может вызвать страх перед детским садом даже у коммуникабельного и психологически подготовленного ребенка и стать причиной дезадаптации.
В норме дети адаптируются к детскому саду в течение 3–6 месяцев. Если этот процесс затягивается, возникает дезадаптация.
Существует выражение «не садовский ребенок». Если ребенок отказывается посещать ДОУ в течение полугода и более, то родителям стоит задуматься, нужно ли его травмировать и продолжать водить в группу.
Дезадаптация встречается редко, но при этом плохо отражается на организме ребенка. Наиболее частое последствие — нарушение ночного сна, которое свидетельствует о сильном стрессе, пережитом в течение дня. Бывает, что ребенок стесняется ходить в детском саду в туалет.
Последствием дезадаптации могут быть проблемы со стулом (запоры, поносы), тошнота, рвота, энурез, проявляющиеся перед выходом из дома в детский сад или в период пребывания в нем (часто — во время дневного сна).
Какие выделяют степени адаптации?
- легкая (физиологическая, природная): поведение ребенка нормализуется в течение 10–15 дней;
- средняя: ребенок болеет, но без осложнений; срок адаптации — 15–30 дней;
- тяжелая (патологическая): более 2 месяцев.
Итогом участия в семинаре-практикуме для родителей должны стать не только знания о проблеме адаптации ребенка к ДОУ, но главным образом рекомендации, советы педагога-психолога и воспитателей.
Перечислим некоторые рекомендации, которые следует озвучить и обсудить с родителями в ходе семинара-практикума.
- Когда ребенок начинает посещать детский сад, дома все должно оставаться по-прежнему. Это касается режима дня и правил поведения.
- В первые дни родители могут предложить ребенку взять в группу любимую игрушку, сказав: «Мишка хочет пойти в гости в детский сад, а ты будешь его провожатым». В новой обстановке игрушка поможет дошкольнику успокоиться, отвлечет его внимание от грустных мыслей. Скорее всего, он захочет поиграть в нее с другими детьми.
- Нельзя стыдить ребенка за слезы и нежелание идти в детский сад, особенно в присутствии других детей и родителей. Фразы типа «Ай-ай-ай, какой плакса, как не стыдно плакать!» даже от чужих взрослых могут нанести еще большую травму и продлить процесс адаптации. Не следует сравнивать поведение ребенка с поведением других дошкольников.
- Нежелательно, чтобы ребенок видел, как плачут другие дети. При расставании, увидев слезы сверстников, он может заплакать, даже если «не собирался». Поэтому следует приводить ребенка в детский сад чуть раньше или чуть позже, чем остальные родители.
- Если приобщать ребенка к режиму дома, он легче адаптируется к режимным моментам в детском саду. Нужно как можно раньше приучать дошкольника к закаливающим и гигиеническим процедурам.
- Самое главное, что должны делать родители, — демонстрировать заботу и любовь.
Более подробные рекомендации родители найдут в памятках и смогут получить их в ходе индивидуальных встреч с педагогом-психологом.
Опыт взаимодействия педагогов ДОУ с семьями воспитанников показал, что большинство родителей хотят лучше узнать своего ребенка, стремятся повысить уровень компетентности в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей, готовы участвовать в совместных мероприятиях.
Интерактивные формы взаимодействия позволяют удовлетворить их запросы, сделать активными участниками образовательной деятельности, создают условия для диалога и сплочения, дают возможность получить новые знания и обменяться опытом. Подробное содержание семинара-практикума и анкеты для родителей представлены в приложениях 1–3.
Приложение 1
Семинар-практикум «Адаптация дошкольников к условиям ДОУ»
Задачи:
- определить способы оказания помощи детям в адаптационный период;
- сформировать у родителей представление об игровых методах и приемах, которые способствуют успешной адаптации и социализации дошкольников;
- укрепить сотрудничество педагогов и родителей.
Оборудование: информационные папки с приложениями; ватман; анкеты и опросники; листы белой бумаги; карандаши; маркерная доска; фломастеры; «Дерево успеха»; яблоки, вырезанные из цветной бумаги (трех разных цветов).
Ход семинара-практикума
Вступительная часть — теоретическая
Начинается семинар-практикум с теоретической части, в ходе которой выступают специалисты детского сада:
- заведующий ДОУ знакомит участников с организационными моментами проведения мероприятия;
- медицинский работник рассказывает о культурно-гигиенических навыках, необходимости их формирования у детей, о причинах, по которым ребенка могут не принять воспитатели в группу и др.;
- воспитатели рассказывают о режиме и распорядке дня в группе, предстоящих занятиях, методах и приемах работы с детьми, годовых задачах ДОУ;
- педагог-психолог рассказывает об особенностях адаптации дошкольников к условиям ДОУ.
Далее семинар-практикум продолжает педагог-психолог, который выступает одновременно в роли ведущего и эксперта.
Основная часть — интерактивная
После теоретической части ведущий предлагает участникам поиграть. Для этого они произвольно рассаживаются за столы. На столах заранее разложены перевернутые листочки с указанием того, какую роль родители, севшие за данный стол, будут играть — администрации ДОУ, воспитателей, родителей, детей. Таким образом, они образуют 4 команды.
Каждой команде помогает один из воспитателей ДОУ. Руководит ходом игры ведущий.
1-й этап — психологическая разминка
Каждая команда получает задание:
- изобразить летающего человечка (фантазера, который живет на крыше);
- «нарисовать» в воздухе подарок для команд соперников, которые должны угадать его;
- изобразить жестами и мимикой, как воспитатель выражает недовольство поведением ребенка.
2-й этап — «Знаете ли вы своего ребенка?»
Эксперт раздает родителям опросник. Они отвечают на вопросы:
- какое занятие у вашего ребенка самое любимое?
- кто, по мнению ребенка, в семье самый красивый?
- что больше всего любит кушать ваш ребенок?
- какое блюдо у вашего ребенка самое нелюбимое?
- какая любимая сказка или мультфильм?
- как зовут лучшего друга или подругу вашего ребенка? Напишите их имена.
Затем ведущий рассказывает о важных факторах адаптации детей к ДОУ. Один из них — темперамент ребенка. После небольшого сообщения на эту тему он предлагает родителям определить тип темперамента своего ребенка с помощью анкеты исследования «Тип темперамента»2.
| А | Б | В | Г |
Поведение | Эмоциональные переживания | Настроение | Речь | Терпение |
Адаптация | Коммуникабельность | Поведение | Отношение к новому (восприятие нового) | Всего баллов: |
Родители заполняют анкету, затем подсчитывают количество отметок в каждом столбике. Ведущий им помогает. Тип темперамента, по которому набрано самое большое количество баллов, — основной:
- А — холерик;
- Б — сангвиник;
- В — флегматик;
- Г — меланхолик.
Далее ведущий переходит к следующему фактору, который влияет на адаптацию вновь поступивших детей, — психологической компетентности педагогов. Рассказывает родителям о том, что данному вопросу в ДОУ уделяется особое внимание. С целью повышения психологической грамотности с педагогами проводятся специальные занятия. Результаты тестирования в конце учебного года показали положительную динамику развития педагогического коллектива в этом направлении.
3-й этап — «Успешная адаптация ребенка — обязанность или задача взрослых?»
Ведущий просит участников каждой команды продолжить фразу: «Чтобы адаптация проходила более успешно, надо…" Участники отвечают от имени того, кого они представляют. На выполнение задания дается 5 мин. Помощники команд (воспитатели) собирают ответы и передают их ведущему.
Затем участники отвечают на вопрос: «Какие могут возникнуть трудности при адаптации?» После чего приглашается один из участников от каждой команды, который озвучивает, что было самым важным в ответе на оба вопроса.
4-й этап — «Главные воспитатели в жизни ребенка — родители»
Ведущий предлагает участникам придумать 3 способа (стратегический, тактический, фантастический) помощи дошкольникам в адаптации от лица родителей. Затем они вместе обсуждают результаты работы.
5-й этап — «Анкетирование»
Воспитатели раздают родителям опросники «Знаю ли я своего ребенка?» с ответами детей. Дошкольники отвечали на аналогичные вопросы накануне мероприятия. Ведущий предлагает участникам сравнить свои ответы с ответами детей. Часто ответы не совпадают. В этом случае ведущий тактично напоминает родителям о том, что нужно больше общаться с ребенком дома, уделять ему внимание, расспрашивать, как прошел день в детском саду.
7-й этап — «Ведущая деятельность дошкольников — игра»
Далее ведущий рассказывает о том, какое влияние на успешную адаптацию и социализацию дошкольников оказывают игры. Какие игры и игровые упражнения на развитие социального компонента, коммуникативных навыков следует проводить с детьми, которые только что поступили в детский сад. Приводит примеры: игры «А меня зовут…», «Комплименты по кругу», «Назови ласково соседа справа…», упражнение «Улыбка по кругу». Участники семинара-практикума проводят 1–2 игры.
После этого ведущий озвучивает результаты анкетирования на тему «Во что играют дети дома?», обсуждает с родителями выявленные проблемы, дает рекомендации по их решению.
Заключительная часть
Ведущий проводит рефлексию семинара-практикума: каждый участник записывает свой вариант окончания предложения: «Работая с группой, я понял (-а)…" Ответы передают ведущему.
Затем педагоги выходят из комнаты, а родители прикрепляют на «Дерево успеха» вырезанные из цветной бумаги яблоки:
- красное: «Семинар понравился, я думаю, что мое участие в нем поможет лучше узнать ребенка и улучшить его адаптацию»;
- желтое: «Сомневаюсь, что данный семинар помог мне»;
- зеленое: «Жалею, что принял (-а) участие в семинаре».
Сюрпризный момент. Педагоги возвращаются в комнату и поощряют родителей за участие в семинаре-практикуме, раздают магниты с символикой семьи, медальки или другие подарки.
Приложение 2
Анкета для родителей «Условия семейного воспитания»
Уважаемые родители!
Данная анкета поможет выявить факторы, которые влияют на развитие вашего ребенка. Ответьте на вопросы, выбрав подходящий вариант, или впишите его самостоятельно.
1. Ф. И. ребенка _________________________ Возраст _____________ № группы
2. Какое настроение чаще всего бывает у ребенка на протяжении дня?
3. Чем ребенок любит заниматься в свободное время?
4. Есть ли у вашего ребенка привычки?
- да (укажите какие) ;
- нет.
5. Часто ли ребенок:
- злится;
- грустит;
- шутит;
- плачет;
- капризничает;
- смеется;
- замыкается в себе;
- ластится к вам.
6. Любит ли ребенок общаться с другими детьми?
- да;
- нет.
7. Часто ли ребенок конфликтует с другими детьми?
- да;
- нет.
8. Сформированы ли у ребенка культурно-гигиенические навыки (может самостоятельно умыться, вымыть руки, одеться, умеет завязывать шнурки, пользоваться ложкой и вилкой и др.)?
- да;
- нет.
9. Можете ли вы сказать, что ребенок уверен в себе?
- да;
- нет;
- не знаю.
10. Охотно ли ребенок:
- играет один;
- играет с другими детьми;
- мастерит что-нибудь из конструктора;
- ходит в детский сад;
- принимает активное участие в праздничных мероприятиях;
- рисует, лепит, делает поделки;
- учится читать и писать;
- помогает вам;
- убирает за собой;
- выполняет физические упражнения.
11. Сколько времени вы проводите с ребенком?
- достаточно много;
- достаточно мало;
- очень мало.
12. Часто ли ребенок мешает делать что-либо по дому?
- да;
- нет.
13. Наказываете ли вы ребенка, если он провинился?
- да (укажите как) ;
- нет.
14. Есть ли у ребенка какие-либо обязательства в семье?
- да (укажите какие) ;
- нет.
15. Какой вид отдыха преобладает у ребенка?
- активный (прогулки, подвижные игры);
- пассивный (телевизор, чтение книг);
- смешанный.
16. Сколько времени ребенок проводит за просмотром телепередач, фильмов/мультфильмов?
- меньше 1 часа;
- 1–2 часа;
- 3 часа и больше;
- практически не смотрит.
17. Ограничиваете ли вы своего ребенка в просмотре определенных фильмов и программ (картины насилия, жестокости, пропаганды вредных привычек и т. д.)?
- да;
- нет.
18. Что из продуктов питания ребенок считает самым лучшим?
- сладости;
- сухую пищу (чипсы, кукурузные хлопья или палочки и др.);
- обычное питание (первое, второе).
19. Сколько обычно спит ребенок?
- больше 11 часов;
- 8–9 часов;
- меньше 8 часов.
Спасибо за сотрудничество!
Приложение 3
Анкета для родителей «Во что играют дети дома?»
Уважаемые родители!
Данная анкета поможет определить особенности игровой деятельности вашего ребенка. Подчеркните в каждом вопросе те варианты ответа, которые соответствуют действительности.
1. В какие игры ваш ребенок играет дома чаще всего?
а) подвижные (бегает, прыгает, играет с мячом, танцует и др.);
б) интеллектуальные (составляет слова, отгадывает ребусы, складывает мозаику, пирамидки);
в) технические (конструктор, машинки, паровозы, краны и др.);
г) сюжетно-ролевые (играет в куклы, одевает-раздевает их, изображает разные роли (членов семьи, какого-нибудь героя и др.)).
2. Как больше нравится играть вашему ребенку?
а) одному;
б) совместно с другими детьми;
в) со взрослыми.
3. Как часто вы играете со своим ребенком?
а) очень часто;
б) когда как;
в) очень редко.
4. Кто чаще всего является инициатором вашей игры с ребенком?
а) вы сами;
б) ребенок;
в) кто-то другой.
5. С какими игрушками чаще всего играет ребенок?
а) с купленными игрушками;
б) с разными предметами, которые находит дома, на улице.
Спасибо за сотрудничество!
Протокол обработки результатов анкетирования
№ | Ответы родителей | Количество ответов | % |
1. | Игры, в которые ребенок играет дома |
|
|
а | подвижные (бегает, прыгает, играет с мячом, танцует и др.) |
|
|
б | интеллектуальные (составляет слова, отгадывает ребусы, складывает мозаику, пирамидки и др.) |
|
|
в | технические (конструктор, машинки, краны, паровозы и др.) |
|
|
г | сюжетно-ролевые (изображает роли мамы, папы, дочки, сына, какого-либо героя и др.) |
|
|
2. | Социальный аспект игры: что больше нравится ребенку |
|
|
а | играть одному |
|
|
б | играть с другими детьми |
|
|
в | играть со взрослыми |
|
|
3. | Частота совместных игр детей и родителей |
|
|
а | очень часто |
|
|
б | когда как |
|
|
в | очень редко |
|
|
4. | Инициаторы игры |
|
|
а | родители |
|
|
б | ребенок |
|
|
в | кто-то другой |
|
|
5. | Игрушки, с которыми играют дети |
|
|
а | с игрушками, купленными в магазине |
|
|
б | с разными предметами, которые находят дома, на улице |
|
|
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Социализация дошкольников в условиях ДОУ / Сост. Т.И. Прищепа. Х.: Изд. группа «Основа», 2009. 169 с.: ил. (серия «Психология воспитания»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Педагогическое мастерство воспитателя в условиях введения ФГОС ДО»
Нашу повседневную жизнь уже невозможно представить себе без информационно-коммуникативных технологий. Использование информационно-коммуникативных технологий в воспитательно-образовательном процессе в ...
Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Семинар- практикум для родителей: " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...
Семинар-практикум для педагогов "Толерантность – важное условие эффективного взаимодействия"
Данный семинар-практикум подразумевает создание в нашем учреждении условий для формирования толерантных установок у педагогов и детей. Данное мероприятие состоит из игр и упражнений, просмотра презент...
Семинар – практикум «Детское экспериментирование в домашних условиях».
Цель: проявление интереса родителей экспериментированием вдомашних условиях....
Семинар-практикум "Воспитание валеологической культуры как условие личностно-социального развития детей дошкольного возраста"
В данной статье говорится о том, что педагогу необходимо объяснить детям, чсто здоровье- это одна из главных ценностей жизни. Смотивировать детей на сохранение здоровья- главной ценности человеческой ...
Семинар-практикум Планирование образовательного процесса в условиях применения ФГОС ДО
Семинар-практикум Планирование образовательного процесса в условиях применения ФГОС ДО...
Семинар – практикум: Малые фольклорные формы как условие развития ребенка младшего дошкольного возраста.
Семинар-практикум для педагогов дошкольного образования...