Консультация для родителей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста»
консультация (младшая группа)

Журавлева Наталья Николаевна

Формирование знаний и представлений родителей о необходимости сенсорного развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditele2.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного  возраста»

Цель: обогащение представлений родителей о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста.

Что такое сенсорика и почему так важно ее развивать?

  Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.

 Сенсорное развитие ребенка – это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их формах, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо для успешного развития ребенка в дошкольном учреждении. Сенсорный уровень является базовым для дальнейшего развития высших психических функций: восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи.

Значение сенсорного воспитания состоит в том, что оно:

- является основой для интеллектуально развития;

- развивает внимание;

- дает ребенку возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- развивает наблюдательность;

- является основой для развития воображения;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и других видов памяти.

- позитивно влияет на эстетическое чувство;

 В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи. В раннем детстве накапливаются представления о цвете, форме, величине. Важно, чтобы эти представления были разнообразными. Это значит, что ребенка надо знакомить со всеми разновидностями свойств предметов, всеми цветами спектра, с геометрическими формами. Развивать познавательные умения и речевые - определять цвет, размер, форму предметов путем зрительного, осязательного и двигательного обследования, сравнения. Понимать и использовать в речи слова - названия величин и форм.

 Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способам обследование предметов: их группировке по цвету, форме вокруг образцов-эталонов, выполнению все более сложных действий. В качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие - умение разбираться в сочетании цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные величины.

Сенсорные ощущения могут быть разными:

• зрительные ощущения –

ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их

количество и расположение в пространстве;

• слуховые ощущения –

ребенок слышит разнообразные звуки – музыку, звуки природы, шумы города, человеческую речь, и учится их

различать;

• вкусовые ощущения –

ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда;

осязательные ощущения

ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различные по фактуре материалы, поверхности различных по величине и форме предметов;

• обонятельные ощущения –

ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира.

Задача взрослого – расширить и углубить естественные для возраста ребенка стороны развития. И сделать это можно различными способами. Один из них — это игра. Ведь игра-это ведущий вид деятельности маленького человека, главный источник развития. Чтобы помочь малышу познакомиться с многочисленными новыми понятиями, нужно просто поиграть. С возрастом игра становится более осмысленной, предметной.

 Сегодня мы предлагаем вам получить необходимые педагогические знания по сенсорному развитию детей раннего возраста. Мы составили каталог дидактических игр для сенсорного развития детей раннего возраста.

Развитие зрительных ощущений: ребенок видит контраст между светом и темнотой, различает цвета и оттенки, форму и величину предметов, их количество и расположение в пространстве.

Дидактическая игра «Собери яблоки».

Цель: учить группировать предметы по цвету.

Дидактическая игра «Собери урожай».

Цель: учить группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине.

Задача: Предложить ребенку собрать овощи малой величины в маленькую корзинку,

а большие – в большую.

Дидактическая игра «Подбери чашки к блюдцам».

Цель: Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине.

Задача: Предложить ребенку подобрать к блюдцам нужные чашки по цвету и величине.

Дидактические игры на развитие умения различать и называть основные цвета (красный, жёлтый, зелёный, синий).

При развитии слуховых ощущений, очень важно показать детям, что любой предмет может издавать звук, даже тело ребенка может “звучать”. Эту истину помогут освоить хлопки в ладоши, по коленям … С целью повышения мотивации можно создать отдельный ансамбль шумовых инструментов. Шумовые музыкальные инструменты своими руками сделать не сложно.

Музыкальные игрушки очень интересны и полезны детям, они помогут развитию слуха, внимания, моторики пальцев. В качестве «шумелок» можно использовать любые емкости: коробочки, баночки. Емкость заполняется на одну треть крупами или другими материалами, которые могут издавать шум при ударе о стенки емкости.

Вкусовые и обонятельные ощущения - ребенок пробует и учится различать на вкус разнообразные продукты питания и блюда.

Дидактические игры «Узнай на вкус и запах».

Вкусы мы делим на сладкий, соленый, горький и кислый.

Дидактическая задача: Учить определять названия запахов, устанавливать отношения между предметом и запахом. Работать над умением определять название предмета, опираясь на обоняние, т. е. восприятие запаха.

Игровые правила. Не глядя на овощ (завязать глаза), определять его вкус, по запаху; правильно называть вкус словом, отгадать по запаху, что за овощ и фрукт терпеливо ждать, когда будет дан овощ или фрукт для пробы.

Осязательные ощущения – ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания различных по фактуре материалов, поверхности различных по величине и форме предметов, гладит животных, обнимает близких ему людей.

Дидактическая игра "Ищем пару".

Оклейте картонные пластинки разными материалами: бархатом, наждачной бумагой, фольгой, вельветом, фланелью. На ощупь ребенку нужно с закрытыми глазами найти пары одинаковых пластинок.

Дидактическая игра "Что внутри шариков?"

Наполните несколько воздушных шариков разными наполнителями: вода, песок, мука, горох, фасоль, крупами манка, рис, гречка и др.  Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенку нужно на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

Дидактическая игра "Волшебный мешочек".

В непрозрачный мешочек положите предметы разной формы, величины и фактуры – игрушки, кубики, пластмассовые буквы и цифры. Предложите ребенку, не заглядывая в мешочек, на ощупь, найти нужный предмет.

Дидактическая игра "Предметы под салфеткой".

Разложите на столе небольшие игрушки или предметы: погремушка, мячик, кубик, расческа, зубная щетка и др., накройте их сверху тонкой, но плотной и непрозрачной салфеткой. Предложите ребенку через салфетку на ощупь определить предметы и назвать их.

Семейные игры - мама или папа с ребенком (в паре).

Игры на тему: «Цвет!»

1. Игра «Ищи». В крупе искать мелкие игрушки разного цвета. Найти и рассказать о ней (цвет,форма,величина).

2. Игра «Сверток». Ребенок разворачивает несколько слоев бумаги, чтобы найти спрятанную игрушку, и рассказать о ней

3. Игра «Магазин» Ребенок покупает игрушку у родителя, если назовет ее цвет, размер, форму.

4. Игра «Найди и принеси». Ребенок ищет в комнате все предметы определенного цвета.

5. «Разбери по цвету». Ребенок раскладывает пуговицы по цвету или величине.

6. Игра «Фотоаппарат». Ребенок должен запомнить все игрушки, лежащие на столе и назвать ту, которую убрали.

Игры на тему: «Геометрические фигуры»

1 «Починим поезд». Дети прикрепляют колеса, окна.

2. «Чудесный мешочек». Искать геометрические фигуры.

3. «Запомни узор и выложи».

5. «Какой фигуры не стало?»

Игры на тему: «Величина»

1. «Найди такое же кольцо».

2. «Найди такую же, но меньшего размера».

3. «Собери пирамидку».

4. «Три медведя». В этот раздел входят понятия: длина, ширина, высота.

Рекомендуемая литература:

1. Л. И. Павлова, И. В. Маврина: «Игры и упражнения по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет».

2. Павлова Л.Н. «Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трёх лет». Москва, «Просвещение», 1987 г.

3. Л А. Венгер, Э.Г. Пилюгина: «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет».

4. О. П. Рожков, И. В. Дворова: «Упражнения и занятия по сенсорно-моторному воспитанию детей 2-4-го года жизни»,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста"

Консультация "Роль конструирования в развитии детей младшего дошкольного возраста"...

Работа по теме самообразования. Консультация для родителей. «СЕНСОРНО- МОТОРНОЕ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Ребенок начинает познавать мир с самого раннего возраста. Сначала это происходит с помощью сенсорики (разнообразие звуков, красок, форм). Чем больше будет развито сенсорное восприятие у ребенка, тем р...

Консультация для родителей "Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Сообщение для родителей о значении сенсорных игр в жизни ребенка....

Консультация для родителей " Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста"

Данный материал был собран в помощь родителям ( законным представителям) воспитанников  МБДОУ " Д/с №6 "Малышка"  ГО ЗАТО Комаровский в рамках всеобуча для родителей на ...

Консультация для родителей «Эмоциональное развитие детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

Проблема развития эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста из года в год становится все актуальной и значимой. Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольно...

"Мастер-класс для родителей "Сенсорные игры для детей младшего дошкольного возраста"

Практические советы по организации игрт для развития сенсорных эталонов, которые можно провести дома...

Консультация для родителей. "Сенсорные игры для детей дошкольного возраста"

quot;Сенсорные игры для детей дошкольного возраста"...