Значение игрушек для развития детей. Какие игрушки нужны детям
консультация
В материале рассказывается о роли игрушек в жизни ребенка-дошкольника, о том, как отличить полезные игрушки от вредных, а также о том какие игрушки необходимы для полноценного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znachenie_igrushek_dlya_razvitiya_detey.doc | 70 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение игрушек для развития детей.
Какие игрушки нужны детям
Всем известно, что игра является ведущим видом деятельности у ребенка дошкольного возраста. В игре у малыша активно работают все психические процессы: память, внимание, воображение, мышление, интенсивно развивается речь. Развивается и обогащается эмоциональный мир ребенка. И, конечно же, жизнь ребенка немыслима без существования в ней игрушек. Именно они служат для него той средой, которая позволяет выражать свои чувства, исследовать окружающий мир, учит общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно огромные, шикарные, дорогие львы и тигры, экстравагантные куклы и электрические машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный мамой по наследству, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из чулков и тюля, а может быть, просто кусочек искусственного меха, перетянутый веревочкой, надежно зажатый в ладошке во время сна.
Зачем ребенку любимая игрушка? Затем, зачем нам, взрослым, не только дети, родители и коллеги по работе, но и друзья, и любимые. У каждого ребенка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет ему преодолеть страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и – надо уснуть, но не в одиночестве, а с игрушкой – подружкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но и их же вспоминают в минуты детского горя, достают из угла и чинят, дорисовывают стершиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.
В последние годы индустрия игрушек развивается очень активно. С одной стороны, можно радоваться, ведь появилось много полезных развивающих игрушек изготовленных из качественного материала, эстетически привлекательных для малышей. С другой стороны, достаточная доля ассортимента в наших детских магазинах не выдерживает критики педагогов и психологов.
Тест на вредность
Для начала попробуем определить, по каким критериям можно отличить полезные игрушки от вредных.
✽ Внешний вид: мягкие игрушки неестественных «кислотных» цветов, звери и куклы с не добрым выражением лица, не говоря уж об откровенно агрессивных монстрах, не могут принести малышу пользу.
✽ Соразмерность: игрушка должна быть такого размера, чтобы ребенок легко мог управиться с ней без помощи взрослого. Самые крупные должны составлять не больше трети роста самого малыша.
✽ Простота в использовании: игрушка со сложной системой управления, в которой малыш не может разобраться самостоятельно, для его развития практически бесполезна.
✽ Возможность активного творчества: так называемые интерактивные игрушки, которые, по сути, все делают за ребенка, подавляют его инициативу и не оставляют простора для творчества.
✽ Соответствие возрасту: даже самые лучшие игрушки будут совершенно бесполезны, если они не соответствуют возрастным потребностям ребенка. Выбирая игрушку, всегда смотрите, для детей какого возраста она предназначена.
✽ Качество: вред дешевых «одноразовых» игрушек низкого качества заключается не только в том, что они, как правило, изготовлены из несертифицированных потенциально опасных материалов. Помимо этого, они воспитывают у ребенка в корне неправильное отношение к вещам, которые не нужно ни беречь, ни ценить, которые не хранят в себе воспоминаний и не становятся объектом любви и привязанности. Можно просто равнодушно выбросить сломанную машинку или лопнувшего по всем швам мишку и потребовать новую игрушку. Поэтому стоит с самых первых лет жизни приучать малыша к качественным игрушкам добросовестных производителей.
Какие игрушки нужны детям
Несомненно, у ребенка должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.
Игрушки из реальной жизни. Кукольное семейство (может быть, семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, часы, стиральные машины, плиты, мелки, доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.
Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию. Солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, скакалки, молотки и т.д.
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, бумага для аппликаций и т.д.
При покупке игрушек пользуйтесь простым правилом:
игрушки следует выбирать, а не собирать!
Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока основная его потребность – чувствовать тепло. Поэтому первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познать через осязание. Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой, хорошо, если они будут звучащими.
Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3-4-х составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими игрушками не только развивают интеллект ребенка, но и доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки каталки и неваляшки. Для 2-летних очень хорош большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8 составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будут приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, так как в них должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Безусловно, у малыша должна быть кукла. Лучше если это будет простой пупсик, которого можно кормить, укачивать, купать, возить на машинке и т.д. Ну и, конечно же, изучать части лица и тела. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.
К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки – матери», «в папу и маму», в «магазин», «доктора», «детский сад» и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь…). Правильной будет покупка «парикмахерских наборов», чайных и столовых сервизов, набор доктора, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Основное требование – «бытовые игрушки» должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.
К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся «ненужными», так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми. Крупные игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.
Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее уже не статичные и конкретные игрушки. Он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки – подарки. Поэтому любое желание ребенка что-то сшить, смастерить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.
К концу дошкольного возраста у ребенка, как правило, накапливается большое число игрушек. Он уже сам вполне может сделать «инвентаризацию».
Не заставляйте никогда ребенка своим руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки, если он сам не посчитает это сделать! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически экологичнее отремонтировать их.
Распоряжаясь сами игрушечным миром своего ребенка, вы можете выбросить его любимые игрушки, а они не обязательно должны быть самыми большими, дорогими и красочными. Нередко ребенку дороги совсем иные свойства игрушки.
В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек. Им все больше начинают нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок и т.д. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш другого, общаться и работать совместно с взрослыми и сверстниками.
Уважаемые родители, помните, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берет в руки какую-то игрушку, значит она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте ее подальше, а через некоторое время ее появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребенка.
И еще один совет. Не водите ребенка часто в игрушечный магазин с множеством соблазнительных, но очень дорогих игрушек. Сколько слез и страданий малышей видели сидящие на прилавках новомодные куклы, звери и машины! Эти переживания неспособности получить то, что очень хочется, ребенку совсем не нужны. Только когда вы сами готовы подарить ребенку радость, водите его в магазин и делайте ему праздник.
Источники:
Н.Л.Кряжева
Развитие эмоционального мира детей
Популярная психология для родителей,
под ред. А.С.Спиваковской,
Г.Л.Лэндрет
Игровая терапия: искусство отношений
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"
КонсультацияТема: "Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"Воспитатель: Попова T.A. КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ 1.Сюжетно-образные, изображающие люде...
"Роль игрушки в жизни ребенка. Какие игрушки нужны детям" консультация для родителей
В консультации описываютя виды игрушек, даются советы по подбору игрушек, раскрывается значение игрушки в развитии ребенка....
"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...
"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...
Сообщение на родительском собрании "Какие игрушки нужны детям"Какие игрушки нужны детям? Существуют разные виды игрушек : 1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода. 2 Технические - транспорт, констру
Какие игрушки нужны детям?Существуют разные виды игрушек :1 Сюжетные или образные: куклы, фигурки, мебель, посуда, животные, предметы домашнего обихода.2 Технические - транспорт, конструктор...
"Влияние игрушки на развитие ребенка, какие игрушки нужны детям?"
Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве ...
"Роль игры в развитии детей дошкольного возраста. Какие игрушки нужны детям?!"
КАКИЕ ИГРУШКИ ПРИОБРЕТАТЬ ДЕТЯМ...