Родительское собрание педагога - психолога в ДОУ с родителями детей с неблагополучных семей «Семья глазами детей»
консультация
Конспект родительского собрания с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации.
Содержит беседы и задания для родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семья глазами детей. | 31.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание педагога - психолога в ДОУ с родителями детей с неблагополучных семей «Семья глазами детей»
Баранова Оксана Аркадьевна, педагог-психолог
МБДОУ «Детский сад № 15» г. Чебоксары
Цели собрания:
1.Показать родителям необходимость активного участия в формировании личности ребёнка.
2. Показать родителям, какие методы воспитания применяются в семье с точки зрения их ребенка.
3. Создать условия для активного участия родителей в дискуссии.
4.Сплотить с помощью игры родительский коллектив, чтобы каждый мог почувствовать радость общения; призвать к самостоятельному творчеству;
Задачи:
1.Изучить точки зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье;
2.Развивать интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в процессе воспитания;
3.Побудить родителей к размышлению об особенностях воспитания в семье.
Ход собрания:
Психолог-педагог: (Вступительное слово.)
Добрый вечер, уважаемые родители! Наша встреча посвящена теме «Семья глазами ребенка» На сегодняшней встрече мы хотели бы обсудить с вами следующие вопросы:
- что такое семья?
- какое место отводит себе в семье ваш ребенок;
- осознать свои действия глазами детей;
- осознать права ребенка и принять их.
Психолог-педагог: Для начала давайте поиграем.
(Рефлексия "Ладошка" )
Перед вами лежат листы бумаги и карандаши. Нарисуйте, пожалуйста, свою ладошку и представьте, что это ваша семья. Каждый палец на этой ладошке - член вашей семьи. Ваша задача - подписать каждый палец и поставить номер в том порядке, в котором вы видите членов вашей семьи (родители рисуют).
Расскажите, как вы расположили членов вашей семьи и почему? (Высказывания родителей.)
(Интерпретация рисунков «Ладошка».)
Педагог-психолог: Данная методика позволяет выявить самого авторитетного, доминантного члена семьи, выявить эмоционально тесные связи между членами семьи, выявляет наиболее отдаленного члена в семье. Позволяет проанализировать свою самооценку (адекватная, завышенная, заниженная).
А теперь сравните свои рисунки с рисунками ваших детей (раздаются рисунки детей; сравнение взрослых и детских рисунков «Ладошка»; совместный анализ по желанию родителей). У некоторых из вас рисунки по расположению членов семьи совпадают, а у кого-то совершенно не похожи. Это значит, что видение семьи ваше и вашего ребенка требует некоторой переоценки. Все рисунки детей дают нам информацию о том, что происходит в семье так или не так, как хотелось бы ребенку. Возможно - это ключ к решению вопросов, на которые вы не могли найти ответы.
Педагог-психолог: И так – что же такое семья? (Обсуждение)
В современной семье, как и во всем обществе, произошли значительные изменения. В силу объективных и субъективных причин она не в полной мере выполняет свою основную функцию. В современном мире вырастить эмоционально здорового ребенка становится все сложнее. Взрослые больше заняты улучшением благосостояния своей семьи. Как правило их больше беспокоит то, чтобы ребенок был накормлен, одет, обут, а на общение с ним нет уже сил, а часто и желания. Не редко малыш остается один на один со своими переживаниями и проблемами. Бывает, нам удобно не воспитывать ребенка, а лепить из него то, что мы хотим: мы стираем у него все шероховатости, пытаемся сделать ребенка гладким, удобным. Но для кого? Сумеет ли такой ребенок защитить себя? А зачастую мы изживаем в ребенке свои, а не его ошибки.
Мы читаем нотации, обвиняем, не пытаясь разобраться в сути, тем самым унижаем своего ребенка, а не помогаем ему. Отсюда нерешительность, неуверенность в себе, скрытность и, как следствие, заниженная самооценка.
Мы ругаем ребенка, срываемся на нем, а нередко применяем и физические наказания. Но каждое физическое наказание в свое время откликнется физическим протестом.
Мы внушаем малышу готовые правила поведения. Но это правила закрепленного пространства. А как быть ребенку, выходящему в большой мир? Мы разряжаемся на ребенке, а он в свою очередь заряжается нашей отрицательной энергией. И копит эту энергию в себе. Но ведь рано или поздно она даст о себе знать. И кто знает, чем обернется ваш пример воспитания.
Как правило, детство — это идиллия, где нет места отрицательным эмоциям. Но ребенок не только испытывает их, но и порождает. Поэтому важно научиться гасить агрессию. Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы чаша поощрений перевешивала хотя бы в два - три раза. Только тогда ребенок будет ощущать себя комфортно.
Воспитывая ребенка, необходимо, чтобы мы научили его летать, а не ползать. Для многих родителей в настоящее время важнее профессиональная деятельность, наши повседневные заботы, а вопросы воспитания мы оставляем на потом, или прибегаем к ним в состоянии агрессии. Поэтому прежде чем воспитывать, откройте двери в свое детство. Вспомните, какими были вы, чего ждали от своих родителей? Что вы испытываете, воспитывая своего ребенка? Превосходство или сочувствие к нему? А можно ли обойтись без воспитательных воздействий?
Но, самое главное, никогда не воспитывайте малыша в состоянии аффекта. Семь раз отмерьте и один отрежьте. Посмотрите на совершённое его глазами и с его позиции. Старайтесь стать ему таким родителем, о котором вы мечтали в детстве.
Ребенку с момента рождения необходимо не только уход и питание, но и общение. Если ребенок лишен постоянного контакта с взрослыми, он плохо развивается не только психически, но физически: не растет, худеет, теряет интерес к жизни. Дошкольный возраст - наиболее подходящее время для того, чтобы вселить в ребенка уверенность в себе, своих силах, построить гармоничные отношения с ним в семье. Позже это будет сделать очень трудно.
Общение взрослого и ребенка происходит через взгляды, слова и прикосновения. Считается, что ежедневно необходимы 5 объятий для выживания; 10 объятий – для поддержки и 15 объятий – для роста и развития ребенка. Наилучший результат достигается тогда, когда объятия используются в нужный момент в течение всего дня.
Сейчас, я предлагаю вспомнить, как общаемся со своими детьми. Для этого игры нужен «доброволец», который будет играть роль ребенка.
Игра «Доброволец»
- Если ребенок плачет, капризничает, что ему говорим: «Не плачь, прекрати!». Этим, мы не позволяем ему свободно проявлять свои чувства (добровольцу завязывается область сердца).
- Если ребенок без разрешения трогает вещи, которые ему не положено брать, что мы говорим: «Не трогай , положи на место!» (у добровольца завязываются руки)
- Если ребенок разбегался, мешает Нам, что мы говорим: «Не бегай!» (у добровольца связываются ноги)
- Если взрослые разговаривают, а ребенок слушает их разговор, как Мы реагируем: «Не подслушивай!» (добровольцу завязывают уши)
- Если ребенок кричит, оглушая Нас, мы говорим ему: «Не кричи!» (у добровольца завязывают рот)
– А сейчас давайте спросим нашего ребенка, как он себя чувствует? Как Вы думаете, может ли этот ребенок полноценно развиваться в таком состоянии? Что же делать?
Во время обсуждения добиться единства мнений: что сначала развязывать. Подвести к мысли о том (прийти к выводу), что нужно спросить у самого ребенка. Нельзя принимать решение за ребенка.
Для решения следующей задачи сформируем 2 группы.
Игра «Состав предложение»
Цель: осознать права ребенка и принять их; нельзя принимать решение за ребенка; осознание собственных представлений о ценностях.
Задача: на карточках разделенных на 2 части, предложения - выражения.
Ваша задача правильно соединить начало и конец предложения и прочитать их (по 5 предложений - выражений каждой группе).
- - Если ребенок находит признание, он будет удовлетворен собой.
- - Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.
- - Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.
- - Если ребёнок растёт в упрёках, он учится жить с чувством вины.
- - Если ребёнок растёт в терпимости, он учится принимать других.
- - Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.
- - Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.
- - Если ребёнка поддерживают, он учится ценить себя.
- Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым.
- Если ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.
Работа с деформированными выражениями
Педагог-психолог: Вот и заканчивается наша встреча.
Подумайте несколько минут над следующим вопросом: в чем заключается наиболее важный опыт, который я приобрел на этой встрече, который поможет мне лучше справляться с трудностями повседневной жизни? (Обсуждение)
Домашнее задание
Кроме того, попробуйте выполнить следующее:
1) В течение четырех дней после встречи, ни при каких обстоятельствах не повышать на ребенка голос. Стремиться добиваться от него выполнения ваших распоряжений другими способами. Главное – без крика.
2) В течение двух дней после встречи стараться заменять все директивные указания свободным выбором. Например, в место «Иди спать» вопрос: «Спать ляжешь сейчас или через 10 минут?»; «Молока целый стакан налить или половину?»; «После садика сразу идем домой или на полчаса погуляем?»; не «Делай, как я скажу», а «Может быть ты сделаешь, как я предложу?».
3) В минуту сильнейшего раздражения на ребенка сесть напротив него и пристально в течение минуты разглядывать его от макушки до пят, пытаясь обнаружить в нем свои черты. Как вы думаете, чем должно закончиться это упражнение?
Раздача методического материала
Шкала общения родителей с ребенком | |
Методы воспитания, которые вызывают у ребенка | |
Позитивные эмоции | негативные эмоции |
Сколько раз вы сегодня ребенка | |
хвалили | упрекали |
поощряли | подавляли |
одобряли | унижали |
целовали | обвиняли |
обнимали | осуждали |
ласкали | пренебрегли |
сопереживали | одергивали |
симпатизировали | позорили |
улыбались | читали нотации |
восхищались | лишали чего-то необходимого |
делали приятные сюрпризы | наказывали |
делали подарки | ставили в угол |
Литература:
- Сакович, Н.А. Психолого-педагогическое сопровождение детей и семьи, находящихся в социально опасном положении. / Н.А. Сакович— Мн.: АПО, 2010. – 112 с.
- Минияров, В.М. Психология семейного воспитания (диагностико-коррекционный аспект)./ В.М. Минияров – Москва-Воронеж, МПСИ,2000. – 223 с.
- Справочник педагога-психолога, детский сад, 06.2011, МЦФЭР – 79стр.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание во второй младшей группе: " Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Знакомство родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы; знакомство с речевыми играми, в которые полезно играть с реб...
Материал для выступления на родительском собрании педагога-психолога МКОУ «ЦППРиК» Фокиной Т. В. «Уроки сказочной безопасности»
Материал для выступления на родительском собрании педагога-психолога МКОУ «ЦППРиК» Фокиной Т. В. «Уроки сказочной безопасности». Чему учат сказки? Почему их надо читать детям? Практикум для ...
Родительское собрание во 2 младшей группе"Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
Собрание во 2 младшей группе проходит в форме семинара - практикума...
Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Здоровые дети-в здоровой семье!"
Родительское собрание в подготовительной группе на тему: "Здоровые дети-в здоровой семье!"...
Сценарий родительского собрания педагога-психолога "КРИЗИС 3 ЛЕТ"
Сценарий родительского собрания для родителей детей младших групп ДОУ...
Конспект родительского собрания в форме досуга детей и родителей: "А у нас в семье так.."
В данном конспекте содержится материал, направленный на оказание помощи родителям детей старшей группы в осознании своей воспитательной роли в семье, характера общения с детьми в рамках семейного восп...