Работа с родителями в период адаптации детей
консультация (младшая группа)
Адаптация к дошкольному учреждению чаще проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_s_roditelyami_doklad.docx | 19.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями в период адаптации детей.
Орлова Д.Ю.
Основными принципами дошкольного образования ФГОС являются 1. содействие и сотрудничество детей и взрослых; 2. Сотрудничество организации с семьей.
Семья и дошкольное учреждение — два наиболее важных института социализации дошкольников. Для полноценного развития ребенка необходимо взаимодействие семьи и детского сада.
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и преемственность между детским садом и семьей. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию родителей. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то все труды по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
Адаптация к дошкольному учреждению чаще проходит крайне болезненно. Поэтому необходимо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка.
Адаптация (социальная) — процесс взаимодействия личности или социальной группы с социальной средой; включает усвоение норм и ценностей среды в процессе социализации. Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита. Наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка. Чтобы избежать осложнений в начальной фазе адаптации и обеспечить оптимальное ее течение, необходим постепенный переход ребенка из семьи в ДОУ.
Выделяем следующие этапы взаимодействия с семьей, для более успешной адаптации ребенка к условиям ДОУ.
- Получение родителями рекомендаций по подготовке детей к посещению детского сада. Подготовка родителей и ребенка к изменению образа жизни.
- Улучшение адаптационного процесса.
- Психолого – педагогическая помощь родителям, направленная, в частности, на информирование об особенностях развития детей раннего возраста, преодоление кризиса 2-3 лет и т.п.
Целью является: обеспечение единства и согласованности воспитательных воздействий, а так же познакомить родителей с особенностями прохождения адаптационного периода детей раннего возраста в условиях ДОУ.
Для реализации целей выделяем следующие задачи:
1. Показать родителям значимость проблемы адаптационного периода и возможности ее решения;
2. Создать условия, обеспечивающие физическую и психологическую безопасность детей;
3. Приобщить родителей к совместной деятельности.
4. Выработать единый стиль воспитания и общения с ребёнком в ДОУ и семье.
5. Сформировать у ребёнка чувство защищенности и внутренней свободы, доверия к окружающему миру.
6. Активировать и обогатить воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
При взаимодействии с родителями необходимо придерживаться следующих принципов:
-целенаправленность, систематичность, плановость;
-дифференцированный подход к взаимодействию с родителями с учетом специфики каждой семьи;
-доброжелательность, открытость.
Структура работы
- Групповые родительские собрания.
- Презентация ДОУ
- Получение родителями общих рекомендаций по подготовке ребенка к ДОУ
- Получение родителями информации о целях и задачах ДОУ, об образовательной деятельности и ее особенностях.
- Обеспечение более эффективного взаимодействия родителей и персонала ДОУ
- Индивидуальное консультирование родителей:
- Сбор информации об особенностях внутрисемейного воспитания
- Сбор информации о детях
- Сбор информации о проблемах, особенно интересующих родителей
- Просветительская работа с родителями
- Организация постепенного ввода детей в группы, с учетом прогноза адаптации, сопровождение детей в период адаптации.
- Рекомендации родителям по времени посещения ДОУ, длительности периода адаптации и т.д.
- Проведение игровых занятий с детьми, направленных на улучшение эмоционального состояния
Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома - то это будет залогом оптимального течения адаптации детей к детскому саду (т. е. успешного прохождения адаптационного периода ребенка).
Очень важно, чтобы родители в период адаптации относились к ребенку очень бережно и внимательно, стремились помочь ему пережить этот трудный момент жизни, а не упорствовали в своих воспитательных планах, не боролись с капризами. Родителям следует знать, что ребенок устает от новых для него условий и требований, большого коллектива детей и незнакомых взрослых. Так же задача воспитателя - успокоить, прежде всего, взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.
В свою очередь, родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Можно использовать следующие формы работы детского сада с семьей:
В адаптационный период необходимо соблюдать последовательность работы с семьей:
1. Знакомство. Ребенок, поступающий в ДОУ, совместно с родителями знакомится с группой, условиями пребывания, педагогами. Мероприятия: новоселье, игры, развлечения, ритуалы встреч, прощания, оздоровительные прогулки. Знакомство с детским садом, встречи с сотрудниками.
2. Индивидуальный режим. Для ребенка устанавливается первичный, индивидуальный режим посещения.
3. Наблюдение за адаптацией к среде и заполнение данных. Составление схемы индивидуальной психологической помощи. Педагогами заполняются адаптационные листы.
Таким образом, целенаправленная работа с родителями дает свои положительные результаты, облегчает привыкание ребенка к новым условиям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ
Работа с семьей — важная задача образовательной системы. Именно семья и семейные отношения — системообразующее ядро каждой образовательной программы. Необходимы взаимодействие и пре...
Работа с родителями в период адаптации детей к условиям детского сада
Материал об основных критериях, характеризующих особенности привыкания ребенка к новым условиям дошкольного учреждения....
План работы с родителями в период адаптации детей
Материал расчитан для организации адаптационных мероприятий в период посещения ребёнком детского сада...
Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ
Перспективный план работы с родителями в период адаптации детей в ДОУ...
План работы с родителями в период адаптации детей к условиям ДОУ.
Поступление в детское учреждение – серьезное стрессовое переживание не только для ребенка, но и для родителей. От того, как пройдет период адаптации , зависит дальнейшее благополучное существова...
ПРОЕКТ«Система работы с родителями в период адаптации детей к ДОУ»
•Дети – наше будущее». И каким будет наше будущее зависит от нас взрослых: родителей и педагогов. Необходимо создать такие условия, в которых формировалось бы и закреплялось изначальное стремление реб...
ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ
Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...