Особенности сенсорного развития детей младшего возраста
консультация (младшая группа)
Сенсорное развитие ребенка составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Младший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире и наиболее сенситивным для сенсорного развития детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности сенсорного развития детей младшего возраста.
Сенсорное развитие - одна из центральных составляющих умственного воспитания детей младшего дошкольного возраста, оно играет особую роль во всестороннем развитии дошкольника.
Развитие процесса восприятия в дошкольном возрасте имеет свои особенности. Он видит их слитно с предметом, он считает их нераздельно принадлежащими предмету (желтое солнышко, белый снег). Восприятие младшего дошкольника носит предметный характер, то есть все свойства предмета, например цвет, форма, вкус, величина и др. – не отделяются у ребенка от предмета.
При восприятии он видит не все свойства предметов, а только наиболее яркие, а иногда и одно свойство, и по нему отличает предмет от других предметов. Например: трава зелёная, лимон кислый и жёлтый. Действуя с предметами, ребёнок начинает обнаруживать их отдельные свойства, разнообразие свойств в предмете. Это развивает его способность отделять свойства от самого предмета.
Сенсорные, чувственные впечатления - это основа познания мира. Чем точнее различает ребенок свои ощущения, - то есть понимает, что именно он слышит, видит, осязает, обоняет, воспринимает на вкус, - тем быстрее он сможет развиваться. Сенсорное развитие - уникальное средство формирования этого единства, поскольку оно оказывает огромное влияние на познавательное развитие ребенка.
В возрасте 3-4 лет ребенок делает качественный скачок в своем психическом развитии. К началу этого периода у него сформировались такие познавательные процессы, как ощущения, непроизвольное внимание, активная речь, предметное восприятие. В процессе действия с предметами он накопил опыт, словарный запас, он понимает обращенную к нему речь. Благодаря этим достижениям младший дошкольник начинает активно осваивать окружающий его мир, и в процессе этого освоения формируется восприятие.
Восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. На протяжении дошкольного возраста игровое манипулирование сменяется собственно обследовательскими действиями с предметами с предметом и превращается в целенаправленное его опробование для уяснения назначения его частей, их подвижности и связи друг с другом.
Включение ребенка в доступные ему виды деятельности способствуют ускорению развития восприятия, но если эта активность не организована целесообразно и не направлена специально на развитие восприятия, то процесс будет формироваться стихийно и к концу дошкольного периода может быть не организован в систему, иметь пробелы в представлениях ребенка о ряде свойств предметов. Незавершенность в развитии процесса восприятия задержит развитие других познавательных процессов.
Важнейшей отличительной особенностью восприятия детей 3 - 4 лет выступает тот факт, что, соединяя в себе опыт других видов ориентировочной деятельности, зрительное восприятие становится одним из ведущих. Оно позволяет охватить все детали, уловить их взаимосвязи и качества. Формируется акт рассматривания, младший дошкольник в ходе рассматривания решает разнообразные задачи: ищет нужный предмет и выделяет его; устанавливает его особенности, индивидуальные стороны, определяет в нем признаки или части, отличающие и объединяющие его с другими объектами; создает образ незнакомого предмета.
После 3-х лет основное место в сенсорном воспитании занимает ознакомление детей с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их потребления. Учитывая резкий скачок в развитии речи, необходимо учитывать стремление детей к воспроизведению – вслед за взрослым – слов-названий формы, цвета и самостоятельному их употреблению.
Сенсорное развитие ребенка составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка. С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Овладение знаниями и умениями требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов (форме, цвету, величине). Младший дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире и наиболее сенситивным для сенсорного развития детей.
Таким образом, в младшем дошкольном возрасте у детей должны сформироваться сенсорные этапы – устойчивые, закрепленные в речи представления о цвете, геометрических фигурах, отношениях по величине между несколькими предметами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/18/picture-141223-1431963576.jpg)
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
ОСОБЕННОСТИ СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/22/picture-693644-1445484437.jpg)
«Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
В раннем детстве восприятие очень несовершенно. Ребёнок не может последовательно осмотреть предмет и выделить разные его стороны. Он выхватывает какой-то наиболее яркий признак и, реагируя на него, уз...
Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Сенсорное воспитание – последовательное планомерное ознакомление ребенка с сенсорной культурой человечества. Сенсорное воспитание – это целенаправленное педагогическое воздействие, обеспечивающее форм...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/18/picture-965118-1516280437.jpg)
«Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/23/picture-1209007-1587672078.jpg)
Статья. Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста.
Особенности сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрас...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/28/picture-1066924-1593323836.jpg)
Консультация «Особенности сенсорного развития детей младшего возраста
Важное значение для достижения качества образовательной работы в ДОУ, подготовки детей к успешному обучению в школе имеет формирование у них познавательной деятельности.Сенсорное развитие осуществляет...
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/15/picture-1421298-1663255522.jpg)
Программа саморазвития воспитателя Тема: «Особенности обучения и воспитания детей младшего возраста. Использование дидактических игр и упражнений в сенсорном развитии детей младшего возраста»
Развитие посредством самообразования собственных профессиональных компетенций, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, внедрение их...