Рекомендации для родителей по лексической теме "Посуда"
методическая разработка (старшая группа)

Лозовская Татьяна Николаевна

Рекомендуемые упражнения для закрепления материала по пройденной лексической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posuda.docx273.82 КБ

Предварительный просмотр:

Лексическая тема: "Посуда".

https://du76.pervroo-vitebsk.gov.by/files/00669/obj/140/18163/ico/18163.jpg

1. Рассмотрите с ребёнком предметы посуды, попросите показать, а затем назвать части посуды: носик, крышку, ручку, края, донышко…

Закрепите в словаре обобщающее слово «посуда».

2. Расскажите, что посуда подразделяется на несколько видов:

чайная посуда:  чашка,  блюдце, стакан, бокал, сахарница, конфетница, молочник, чайник, сухарница;

столовая посуда: тарелка, супница, солонка, хлебница, перечница, масленка, салатник, соусница и др.  К столовой посуде относятся нож, ложка и вилка. 

А ещё есть кухонная посуда – кастрюля, сковорода, половник, сито, кувшин. В этой посуде люди готовят еду.

Игра «Кто больше слов назовёт?» (предметы чайной, столовой, кухонной посуды).

3. Упражнение «Поможем маме».

Взрослый: "Мама попросила помочь ей разложить соль, сахар, сухари, конфеты, хлеб, масло в соответствующую посуду. Назови, в чём эти продукты должны храниться и подаваться к столу? Пример: сахар - в сахарнице, и т. д.".

4. Упражнение «Скажи наоборот» ("Закончи предложение").

Ложка чистая – ложка грязная.

Тарелка глубокая – тарелка мелкая.

Чашка большая – чашка маленькая.

Сковорода тяжёлая – сковорода лёгкая.

Ложка большая – ложка маленькая.

Нож тупой – нож острый.

Кастрюля горячая – кастрюля холодная.

5. Упражнение «Из чего - какой?» ("Закончи предложение").

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

Если нож из стали, он … .

Если тарелка из картона, она … .

Если вилка из металла, она … .

Если чашка из фарфора, она … .

Если кувшин из глины, он … .

Если стакан из стекла, он … .

Если сковорода из чугуна, она … .

Если ложка из дерева, она … .

Если черпак из алюминия, он … .

Если блюдо их хрусталя, оно … .       

6. Дидактическая игра  «Подбери действие».

Чашка – стоит, украшает, разбивается, лопается.

Кастрюля -  …, ..., ... .

Тарелка - …, ..., ... .

Блюдце - …, ... и т. д.

7. Дидактическая игра «Подбери признаки» (можно с мячом).

Образец: "Чашка – красивая, фарфоровая, голубая, расписная, тонкая, лёгкая, детская, чайная, праздничная".

Слова для игры: "чайник", "блюдце", "тарелка" (и т. д.).

8. Игра «Четвёртый - лишний».

Тарелка, чашка, помидор, блюдце.

Чайник, хлебница, конфета, стакан.

Кофейник, салатница, ромашка, супница.

Крышка, носик, кровать, донышко.

Ложка, вилка, пылесос, нож.

Чайник, чашка, блюдце, пачка с чаем.

Кастрюля, сковорода, доска, стакан.

Хлебница, тарелка, ложка,  скалка.

9. Дидактическая игра «Посчитай предметы с признаками от 1 до 10 и обратно».

1 хрустальный бокал, 2 хрустальных бокала, 3 хрустальных бокала, 4 ... …, 5 хрустальных бокалов, … .

1 стеклянная салатница, 2 стеклянные салатницы, 3 стеклянные салатницы, 4 ... …, 5 стеклянных салатниц, … .

1 фарфоровое блюдце, 2 фарфоровых блюдца, 3 фарфоровых блюдца, 4 ... …, 5 фарфоровых блюдец, … .

10. Устройте с ребёнком  «Вечер загадок бабушки Федоры».

 Два братца пошли в воду купаться. (Вёдра)

 

 

 Скажите, как назвать её:

 Вся в дырках, зубы у неё,

 Но свеклу, редьку, хрен, морковку

 Она перетирает ловко. (Тёрка)

 

 При виде еды

 Не считают ворон,

 Бросаются дружно

 С обеих сторон. (Вилка и нож)

 

 В  брюхе – баня,

 В носу – решето,

 На голове – пупок,

 Всего одна рука,

 И та – на спине. (Чайник)  

 Зубами накалываю

 И в рот накладываю. (Вилка)

 

 

 Кипит, шипит, бурлит, свистит,

 С плиты его снимаем,

 Он нас с гостями напоит

 Горячим сладким чаем. (Чайник)

 Ходит он из края в край – режет чёрный каравай. (Нож)

 

 

 Я пыхчу, пыхчу, пыхчу –

 Больше греться не хочу.

 Крышка громко зазвенела –

 Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник)

 Режу хлеб и сыр, морковку.

 Всё ровнехонько и ловко. (Нож)

 

         

 То в стороне стоит молчком.

 Задрав носишко, чванится.

 То угощает всех чайком,

 Не уставая кланяться. (Чайник)

 Большая голова

 И стройный стан

 У той,

 Что любит головой

 Нырнуть в стакан. (Чайная ложка)

 Вся макушка в дырках мелких,

 Перец сыплется в тарелки. (Перечница)

 

 

 С глубокими и мелкими

 Знакома я тарелками.

 И если в них еда,

 Проворна я тогда. (Ложка)

 Щука в море, а хвост на заборе. (Ковш)

 

 

 

 Длиннохвостая лошадка

 Привезла нам каши сладкой,

 Ждёт лошадка у ворот –

 Открывай пошире рот. (Ложка)

 Новая посуда,          

 А вся в дырах. (Сито)   

 

                              

 Сама не ем, людей кормлю. (Ложка)

 

 Если я пуста, бываю, про тебя я забываю.

 Но когда несу еду, мимо рта я не пройду.    (Ложка)

11. Упражнение «Найди причину»(предложите ребёнку подобрать варианты и закончить предложение).

Чашка разбилась, потому что … .

От Федоры убежала посуда, потому что … .

Суп из кастрюли перелили в супницу, потому что … .

В раковине скопилось много грязной посуды, потому что … .

Катя укололась вилкой, потому что … .

12. Упражнение-рассуждалка «Что случится, если …».

Если к обеду не раздать ложки, то … .

Если поставить на плиту кастрюлю с картошкой, но не включить газ, то … .

Если неосторожно пользоваться ножом и вилкой, то … .

Если фарфоровая тарелка упадёт на пол, то … .

Если вилка упадёт на пол, то … .

Если суп налить в блюдце, то … .

13. Предложите ребёнку совместно с вами выполнить пальчиковую гимнастику.

И бежит, бренчит, стучит сковорода:

«Бегут», стучат пальцами по столу.

«Вы куда? Куда? Куда? Куда? Куда?»

Сжимают и разжимают пальцы.

А за нею вилки,

 Загибают поочерёдно пальцы.

Рюмки да бутылки,

 

Чашки да ложки

 

Скачут по дорожке.

 «Скачут» пальцами по столу.

К. Чуковский


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по лексической теме: «Школа. Школьные принадлежности»

Рекомендации логопеда для родителей по формированию у детей с ОНР лексико-грамматических категорий....

Рекомендации для родителей по лексической теме "Ранняя весна"

Задания, загадки, стихи и вопросы для родителей  по теме "Ранняя весна"...

Методические рекомендации для родителей по лексическим темам.

Методические рекомендации для родителейпо лексическим темам. СЛОВАРЬ ЛЕКСИЧЕСКИХ ТЕМ(Составлен по материалам учителя-логопеда Н.В.Соколовой) Блок №1. «Мир растений» Тема «Фрукты»Существ...

Методические рекомендации для родителей по лексической теме: «Одежда»

Данные рекомендации предназначены для  закрепления материала по лексическим темам, отработанным с детьми на занятиях в детском саду и  формирования всех грамматических категорий у ребенка до...

Рекомендации для родителей по лексической теме "Транспорт"

Данный материал предназначен для родителей, кторые могут закреплять дома знания детей по лексической теме "Транспорт" (2 младшая группа от 3 до 4 лет)...