Презентация для родителей "Стили воспитания в семье"
консультация (старшая группа)
В презентации кратко, наглядно, доступно изложена информация о стилях воспитания в семье. И какое влияние они оказывают на речевое развитие ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stili_vospitaniya_v_seme._ih_vliyanie_na_razvitie_rebenka.pptx | 1.32 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Общение в семье является наиглавнейшим условием развития речи ребенка дошкольного возраста. Если в семье наблюдаются дисгармоничные отношения между ее членами, то это в значительной степени скажется на формировании и развитии всей личности ребенка, и в частности на речевом развитии.
Анкета «Стиль воспитания в семье»
1.Часто ли ваш ребенок заставляет переживать вас из-за своего плохого поведения? А. Да, часто. Б. Изредка. В. Никогда. 2. Использует ли Ваш ребенок физическую силу, оскорбления во время ссор с другими детьми? А. Да, часто. Б. Бывает, но в крайних ситуациях. В. Не знаю о таких ситуациях. 3. Как Ваш ребенок реагирует на замечания взрослых? А. Никак не реагирует. Б. Старается исправить ситуацию. В. Агрессивно.
4. Умеет ли Ваш ребенок сопереживать сказочным персонажам? А. Да. Б. Отчасти. В. Нет. 5. Под влиянием каких воспитательных мер Ваш ребенок изменяет свое поведение? А. Угрозы физического наказания. Б. Беседы о плохом поведении. В. Обещание подарков за хорошее поведение. 6 . Какие методы воспитания из перечисленных ниже Вы считаете эффективными? А. Физическое воспитание. Б. Воспитание на положительных примерах. В. Лишение развлечений и подарков.
7. Выберите утверждения, с которыми вы согласны. А. Ребенок никогда не должен забывать, что взрослые старше и умнее его. Б. Насильственные методы воспитания усиливают нежелательное поведение ребенка, вызывая чувство протеста В. Негативные реакции надо подавлять для его же пользы.
Пункт № вопроса 1 2 3 4 5 6 7 А 3 1 3 2 1 1 3 Б 2 2 2 1 2 2 2 В 1 3 1 0 3 3 1 Ключ к тесту
От 6 до 10 баллов – в семье преобладает авторитарный стиль воспитания, который характеризуется жесткой родительской позицией, применением непедагогических методов воспитания. От 11 до 17 баллов – в семье преобладает демократический тип воспитания, который характеризуется предоставлением ребенку разумной свободы действий, реализацией личностно-ориентированной модели воспитания. От 18 до 21 балла – в семье преобладает либерально-попустительский тип воспитания, который характеризуется отсутствием в действиях родителей системы воспитательных воздействий, воспитание от случая к случаю.
Стили воспитания детей в семье 1. Авторитарный стиль 2. Демократический стиль 3. Либерально-попустительский стиль.
Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью. Неумение сдерживать свой гнев и раздражение, холодность или отстраненность от проблем ребенка, перекладывает ответственность на других – вот главные средства этого стиля.
Демократический стиль сочетает в себе поощрение и наказание, свободу выбора и ограничение, осознание не только прав, но и обязанностей. При демократическом стиле воспитания создаётся обстановка доверия между родителями и ребёнком.
Либерально-попустительский стиль воспитания отменяет наказания, порицания, нравоучения и требования. Родители предоставляют ребёнку все возможности для его развития. Рамки дозволенности расширены до крайних пределов. С ребёнка полностью снимается ответственность.
Гиперпротекция, или гиперопека - характеризуется чрезмерной опекой родителей, выражается в сверхзаботливом отношении к ребенку. Родители жалеют ребенка, балуют, оберегают его от трудностей и социального окружения, стремятся все выполнить за него, не отпускают ребенка от себя.
Гипопротекция - проявляется в недостатке внимания и заботы к ребенку. Родители не уделяют должного внимания, ребенок предоставлен сам себе. Это приводит к еще большему отставанию в развитии, появлению у ребенка неадекватных реакций. Дети в таких семьях чаще всего нежеланны.
Ситуация 1 Трехлетняя Оля размазала салат по столу. «Вытри клеенку, Оля! - сказала мать. Девочка надулась и не двинулась с места. - «Вытирай, Оля! Ты напачкала, ты и убирай». Мать ждала. Оля сидела надувшись. Тогда мать, молча убрала со стола. Вопрос. Дайте развернутую оценку родительскому поведению.
Ситуация 2 Четырехлетняя Света очень долго собирается на ежевечернюю прогулку перед сном. В конце концов родители ушли со словами: «Очевидно, ты не хочешь идти на прогулку, а мы хотим. До свидания, милая. Мы скоро вернемся». Отлучившись совсем на короткое время, они вернулись и больше в тот день к этой теме не возвращались. Назавтра Света собралась на улицу задолго до обычного времени. Вопрос Как вы оцениваете поведение родителей? Обоснуйте, почему именно так.
Ситуация 3 Сергей сел за стол, не вымыв руки. «Что за манера являться к столу в таком виде? - строго спросила мать шестилетнего сына.- Ох уж эти дети! Всегда у вас грязные руки! Посмотри на свои волосы? Ты их когда-нибудь причесываешь? А рубашка? Совсем грязная! И полотенце у тебя такое же». Глаза Сергея наполнились слезами. Он сидел с таким выражением на лице, словно спрашивал: «К чему ты еще придерешься?» Вопрос Вы считаете, что ребенок садится за стол с грязными руками по незнанию, что так делать нельзя, или по иной причине.
Ситуация 4 «Стой со мной рядом, Маша», - сказала мать своей дочери трех лет, заполняя бланк на почте. Но девочка отошла на несколько шагов. «Вернись!» - позвала ее мать. Маша не послушалась, а мать продолжала заниматься своим делом. Тогда Маша побежала к открытой двери. «Маша, вернись!» Девочка с очень серьезным видом, но со смешинками в глазах направилась к выходу. «Ну и ладно, там тебя машина собьет», - пригрозила мать и отвернулась к окошку кассира. Маша остановилась в дверях. Вопрос. Проанализируйте данную ситуацию. Что в манере поведения матери непривлекательно и с чем вы согласны?
Ситуация 5 Заплатив за покупки, мать направилась к выходу из магазина, но вдруг заметила в руках у 3-летнего сына распечатанный пакет с конфетами. «А это у тебя откуда?» - строго спросила она. Сын захныкал: «Оттуда», - и показал рукой на прилавок. «Скверный, скверный мальчишка! Как ты посмел это сделать? Разве ты не понимаешь, что это воровство! Теперь мне придется за них заплатить, а у меня нет больше денег». Говоря это, мать шлепала сына. Потом она вернулась к продавцу и заплатила за взятые сыном конфеты. Вопрос Вы согласны с действиями матери?
Ситуация 6 Шестилетняя Даша, четырехлетний Павлик и собака пронеслись по кухне, наследив на полу. «Как вам не стыдно! - закричала мать. - Я только что вымыла пол! Посмотрите, что вы наделали, сколько раз вам говорить, что, приходя с улицы, ноги надо вытирать. Сейчас же снимите ботинки. Опять мне надо здесь подтирать!» С этими словами мать вышвырнула детскую обувь за дверь, чтобы позже самой же ее почистить, и еще раз протерла пол. А дети носились по дому в носках. Вопрос Дайте, пожалуйста, характеристику стилю воспитания в этой семье.
Ситуация 7 Возвратившись с работы, отец увидел, что все его инструменты лежат в коридоре на полу, где семилетний Боря до того мастерил лодочку с парусом. Отец рассердился. Он нашел Борю во дворе и приказал ему идти домой. По отцовскому тону Боря понял, что ему грозят неприятности, и подошел нерешительно. «Я бы хотел знать, в чем дело?» - спросил отец, указывая на инструменты. Боря молчал. «Сколько раз я тебе говорил, что, закончив работу, инструменты надо убирать на место!» Боря стоял молча, съежившись, опустив голову. «Ты будешь отвечать?» - «Не знаю, папа» - «Ладно. Придется тебя выпороть. Может быть, в следующий раз ты не забудешь убрать мои инструменты на место». Он повернул Борю к себе спиной и отшлепал его. Всхлипывая, мальчик собрал инструменты, отнес их на место. Вопрос Выскажите свою точку зрения об используемых отцом методах приучения сына к соблюдению порядка. Какие бы вы дали советы отцу?
Ситуация 8 Во второй половине дня мать обещала дочери поехать с ней в парк. Когда дочь проснулась после дневного сна, мать сказала ей: «Я быстро сбегаю в магазин, а ты пока порисуй». Вернувшись вскоре домой, она увидела, что четырехлетняя Рита разрисовала цветным мелом двери, кушетку и стулья. «Нам придется сначала очистить двери и мебель от мела, а потом мы поедем в парк. Если хочешь, можешь мне помочь». Внимательно посмотрев на мать, Рита взяла тряпку и стала оттирать следы мела, подражая матери. Шло время, а мать не торопилась, занималась уборкой. Каждые пять минут девочка спрашивала: «Когда же мы поедем в парк?» - «Когда все отчистим», - отвечала мать. Когда все следы мела были, наконец, стерты, мать признала, что ехать в парк уже поздно. Рита ничего на это не сказала. Вопрос Ваша оценка действий матери?
Ситуация 9 Четырехлетний Дима с матерью вышли вечером погулять в сквер рядом с небольшим прудом. Мать предупредила Диму: «Только не спускайся к воде и не вымокни». Некоторое время Дима возился со своими игрушками. Затем направился к пруду поиграть с корабликом. «Дима, осторожно. Лучше отойди от воды». Мальчик надулся, постоял на краю пруда, а затем, опустившись на колени, пустил лодочку в воду. «Если ты вымокнешь, папа тебя отшлепает», - крикнула мать. Дима продолжал играть с лодочкой, стоя у края пруда. Вдруг, потянувшись за ней, он упал в воду. Мать бросилась к пруду и вытащила сына. Мальчик плакал. Мать ругала ребенка: «Я же просила тебя не играть у воды! Опять ты весь мокрый!» И она повела сына домой. Вопрос Прокомментируйте ситуацию, почему такое произошло?
Ситуация 10 Трехлетняя Марина села за стол в мрачном расположении духа. Будучи в семье младшей, она обычно добивалась всего, чего хотела. Когда ей подали еду, она столкнула тарелку со стола на пол, а потом стала брыкаться и кричать. Мать вынесла ее из комнаты и села с ней рядом. «В чем дело, Марина?» Ответа не последовало. «Почему ты так себя ведешь? Как стыдно! Никакой реакции! Ну ладно, тогда здесь и оставайся». Мать повернулась, чтобы уйти. «Прости, мамочка, я больше не буду». «Хорошо. Можешь вернуться к столу». Марина поковырялась в тарелке, а затем резким движением руки отодвинула от себя тарелку так, что она с грохотом упала на пол. «Марина! Ты обещала вести себя хорошо! За это я тебя выпорю». Вопрос Прокомментируйте данную ситуацию, выделив положительные и отрицательные линии в поведении матери.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старших дошкольников к школе
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании личностной готовности старшего дошкольника к школе – это система развивающего взаимодействия, направленного на достижен...
Презентация "Трудовое воспитание в семье"
Анкетирование детей и родителей. Советы и рекомендации для родителей....
презентация к родительскому собранию "Роль семьи в правовом воспитании ребёнка"
презентация "О защите прав детей"...
презентация на тему "Музыкальное воспитание в семье"
Родителям на заметку...
Презентация на тему: «Трудовое воспитание в семье как средство приобщения дошкольника к современному миру, его ценностям».
Презентация на тему: «Трудовое воспитание в семье как средство приобщения дошкольника к современному миру, его ценностям»....
Презентации по патриотическому воспитанию в семье, подготовленные родителями и воспитанниками
Обмен опытом по патриотическому воспитанию детей в семье...
Презентация по нравственному воспитанию "Моя семья"
Воспитание любви к своей семье и желания помогать близким....