Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка
консультация
Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка. Родительское собрание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 17.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка»
Что же такое фонематический слух?
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно делать «Работу над ошибками»!
Основной причиной ошибок является нарушение фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки. Поэтому, важно развивать
у ребенка фонематический слух.
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом.
Нужно научиться не путать между собой фонемы, различающиеся одним звуком, понимать смысл ударений в словах .
У детей с логопедическими недостатками, возникают некоторые сложности, при которых они могут путать различные звуки. Чаще всего в дошкольном возрасте дети заменяют звонкие звуки глухими (вместо “дом” – “том”); звук –[Р] на [Л] и обратно (вместо “три” – “тли”); звук [М] - [Н] и обратно; шипящие свистящими (вместо “здорово” - “ждорово”) и другое.
В этом случае важно сосредоточиться на специальных упражнениях по звуковому различению. Очень важно не упустить время и научить ребёнка основам грамотности.
Гораздо легче предупредить нарушение, чем его исправлять. Это значит, что работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок.
Помогут в этом следующие несложные задания:
1. Предложите повторить за вами слоги: са-ша, ша-са, са-ца, ач-ащ, ра-ла, ша-жа. Если ребенок неправильно произносит некоторые звуки, различение проверяется следующим образом: предложите ему, услышав заданный слог, выполнить какое-либо действие. Например, если среди слогов са, ца, ча, называют слог ша, ребенок хлопает в ладоши.
2. Проверим, различает ли ребенок слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу.
Предложите ему выбрать нужную картинку (или повторить на слух): жук-сук, дом-сом, миска-мышка, коза-коса, лужа-лыжа.
3. Следующий прием позволит выявить степень развития внимания и слуховой памяти.
Предложите ребенку повторять сходные слоги: та-да-та, ка-га-га, па-ба-ба,ма-на-ма.
Повторять сходные слова: Маша-Даша-каша; тень-день; день-пень; лак- мак- рак.
Работа по развитию фонематического восприятия начинается на материале неречевых звуков .
-Узнавание неречевых звуков:
Предложите малышу послушать звуки за окном: « Закрой глазки и прислушайся! Что шумит? Что гудит? Кто кричит? Кто смеется?».
- Различение высоты, силы, тембра голоса:
Игра «Далеко - близко».
Игра направлена на развитие основных качеств голоса: силы, высоты.
Взрослый показывает ребенку игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко), и как – когда далеко (тихо).
Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а малыш отгадывает, близко или далеко мяукает котенок.
Затем малыш сам мяукает по сигналу взрослого: «далеко» - «близко».
-Различение слов, близких по слоговому составу:
Игра «Не ошибись».
Взрослый показывает картинку и громко, четко называет изображение: «Бумага». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Когда я ошибусь, хлопни в ладоши». Затем произносит: «Бумага – пумага – тумага – пумака – бумага». Игра интересна детишкам и они всегда радостно откликаются на нее.
- Различение звуков:
Игра «Прогулка на велосипедах».
- Взрослый говорит: «Сейчас мы поедем кататься на велосипедах. Проверим, хорошо ли накачены шины. Подкачаем еще насосом: с-с-с…(Дети имитируют). Слышите, воздух шипит: ш-ш-ш…».
- Будьте внимательны, если я покажу картинку с изображением насоса, вы должны сказать: «с-с-с», а если с изображением шины: «ш-ш-ш».
-Анализ звукового состава слова:
Игра «Первый и последний звук ».
Назови первый звук в слове (аист, ухо, облако, ива).
Назови последний звук в слове (липа, санки, танк, бант).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Что же такое фонематический слух? Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...
Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Многие полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...
"Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Умение сосредотачиваться на звуке – слуховое внимание – очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. Это умение называется фонематическим слухом....
Консультация "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Работа по развитию фонематического восприятия готовит детей к овладению правильным произношением, направлена на предупреждение грамматических ошибок....
"Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника".
Практика показывает, знание букв не исключает серьезных затруднений у школьников при обучении грамоте. Как сильно переживает малыш из-за ошибок, исправленных красной ручкой учительницы! Как скучно дел...
КОНСУЛЬТАЦИЯ "Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
О нарушениях фонематического слуха, т.е. умения различать и выделять речевые звуки...
Родительское собрание "Роль семьи в речевом развитие ребенка. Фонематический слух - основа правильной речи ребёнка - дошкольника"
Формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей 4-5 лет. Создание условий для развития у дошкольников звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха....