Консультация для родителей Развитие фонематического слуха у детей 3-7 лет.
консультация
Фонематический слух представляет собой умение различать звуки речи, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного. При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_razvitie_fonematicheskogo_sluha_u_detey_3-7_let.docx | 16.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Развитие фонематического слуха у детей 3-7 лет.
Фонематический слух представляет собой умение различать звуки речи, что является ОСНОВОЙ для понимания смысла сказанного. При несформированности фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то что ему сказали, а то что он услышал (иногда точно, а порой очень приблизительно). «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или «лису».
Родители часто жалуются – у моего ребенка «каша во рту», он пропускает или заменяет звуки и слоги в словах – виновником подобных нарушений может быть неразвитый фонематический слух.
Чем чревато несовершенство фонематического слуха? Прежде всего, проблемами с письмом, а в дальнейшем с русским языком.
Возрастные нормы развития фонематического слуха
Первый год жизни - уже на третей неделе ребенок должен проявлять сосредоточение на резкие звуки, а в два месяца начинать прислушиваться к более тихим шумам. В три месяца малыш без труда отыскивает взглядом источник звука, реагирует на него улыбкой, комплексом оживления. С удовольствием слушает музыку. С четырех месяцев ребенок начинает подражать звукам, к полугоду различает свое имя.
На втором году жизни фонематический слух активно развивается. Несмотря на то, что концу второго года малыш в состоянии определить на слух неверно произнесенный звук в речи взрослых, но собственное произношение еще не контролирует.
На третьем году жизни – появляется возможность ребенка самостоятельно определять неверно произнесенный звук в собственной речи. Если этот навык фонематического восприятия не сформируется к трем годам, то ребенок не сможет овладеть правильным звукопроизношением.
На четвертом году жизни фонематический слух совершенствуется. Ребенок уже владеет навыком различения сходных фонем на слух (б-п; в-ф; с-з; д-т и т. д., что служит фундаментом для освоения звукового анализа и синтеза.
На пятом году формируется звуковой анализ – умение определять последовательность и количество звуков в слове. Только обладая навыками анализа и синтеза, ребенок сможет успешно освоить чтение и письмо.
Как правильно развивать фонематический слух
1. Первый этап развития фонематического слуха – развитие восприятия не речевых звуков (звуки природы, голоса животных, бытовых предметов и т. д.)
Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным, и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки.
Кроме того, полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать шумы только на слух, без опоры на зрение. Обычно работу следует начинать с наиболее элементарных видов различения: «тихого-громкого», «быстрого-медленного», выбирая контрастные по ритмической структуре музыкальные фрагменты.
Игры для развития фонематического слуха:
«Узнай, что звучит» Ставить детям неречевые звуки, дети должны узнать, что звучит.
- скрип двери
- звук разрывания бумаги
- зажигание спички
- звук открытия бутылки
- звук принтера
- набор номера со старого телефона
-звук фена
2 этап – развитие речевых звуков. Здесь предлагается множество интересных и увлекательных игр и упражнений.
Игра "Правильно-неправильно".
1 вариант. Показывать ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Пример: Пагон, багон, Вагон, дагон и т. д.
2 вариант. Если ребёнок услышит правильное произношение предмета, изображённого на картинке, он должен поднять зелёный кружок, если неправильно – красный.
Баман, паман, банан, банам, ваван, даван, баван.
Витанин, митавин, фитамин, витаним, витамин, митанин, фитавин.
Игра «Слушай и выбирай».
Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию:
рак, лак, мак, бак
сок, сук
дом, ком, лом, сом
коза, коса
лужи, лыжи
мишка, мышка, миска
Называете 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.
Игра «Поймай звук». «Поймай песенку»
Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м».
Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.
Игра «Найди место звука в слове».
Цель: Упражнять детей в нахождении места звука в слове.
Оборудование. Карточки со схемами расположения места звука в словах.
Ход игры: Каждый ребенок получает карточку. Показывать картинки и называет слова. Если заданный звук слышится в начале слова, надо поставить фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук в конце слова, фишку ставят в третью клеточку.
Игра «Придумать слова с заданными звуками»1. Назвать посуду, цветы, животных, игрушки, которые начинаются с заданного звука.
2. По сюжетной картинке подобрать слова, которые начинаются с заданного звука.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация (консультация для родителей) "Развитие фонематического слуха у детей с ОНР как часть работы по профилактике дисграфии"
Подбор игр и игровых заданий по развитию фонематического слуха у детей с ОНР...
Консультация для родителей. Развитие фонематического слуха у детей с ОВЗ.
Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!Основной причиной ошибок является нарушение фонематического сл...
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста»
Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста...
Консультация для родителей : " Развитие фонематического слуха у детей"
В даной консультаци даны упражнения, которые помогут детям распознавать заданный звук в словах, определять место звука в слове, различать слова и формы слов, отличающиеся лишь одной фонемой....
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»
Консультация для родителей «Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей: "Развитие фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста"
Консультация учителя-логопеда для родителй...
Консультация для родителей "Развитие фонематического слуха у детей среднего возраста"
Упражнения для развития фонематического слуха у детей среднего дошкошкольного возраста...