Родительское собрание "Организация детских экспериментов в домашних условиях"
методическая разработка (старшая группа)
Знакомство родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное учреждение детский сад № 9 «Петушок» комбинированного вида
Родительское собрание
«Организация детских экспериментов в домашних условиях»
Провела:
воспитатель старшей группы
Пестова О. С.
Благовещенск, 2017
Цель: познакомить родителей с детским экспериментированием, раскрыть его значение для развития творческих и познавательных способностей, мышления, воображения, исследовательской активности и самостоятельности дошкольников.
Ознакомить с некоторыми экспериментами, которые можно проводить с детьми в домашних условиях.
Задачи:
Познакомить с определением понятия – детское экспериментирование.
Раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.
Материалы и оборудование: Стаканчики, тазики, картонки чуть больше горловины стаканчика, магниты, крупа, бумага, ватные палочки и диски, раствор лимонной кислоты, раствор йодный, небольшие предметы из разных материалов, в том числе из железа, подносы, мыльные пузыри – на каждого участника, тазик с водой, салфетки или полотенца.
Повестка дня:
1. Выполнение решений предыдущего родительского собрания. Пестова О. С.
2. Определение понятия детское экспериментирование. Пестова О. С.
2. Совместное проведение экспериментирования.
3. Презентация « Юные исследователи»
4. Принятие решений родительского собрания.
5. Разное.
Ход собрания:
Уважаемые родители! Мы всегда рады видеть вас за нашим круглым столом. Спасибо за то, что вы пришли на встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме воспитания детей.
Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации.
- Дети выходят гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. Лужа морщится. От маленького камушка - немножко. От большого – по воде расходятся широкие круги. Надо бы еще камушков. Но их почему-то не оказывается под рукой. Зато в воду летит большая глыба почерневшего апрельского снега. Глыба плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой-то мусор… Видно, прятался внутри глыбы. А это что такое? Баночка из-под гуаши. На донышке немного краски. Ну-ка баночка, отправляйся в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато-бурые полосы. Возьмем палку, слегка помешаем ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?
Что делает ребенок? Балуется? Отнюдь нет. Он занимается серьезнейшим делом – экспериментированием. Как показывает практика, наряду с игровой деятельностью, для детей дошкольного возраста очень важной является и экспериментальная деятельность. Вместе с игрой эксперимент оказывается ведущим видом деятельности в развитии дошкольника.
Само слово «эксперимент» уже вызывает интерес. А сколько таится в процессе эксперимента! Взрослые люди экспериментируют в своей жизни постоянно: меняют место работы, создают семьи, меняются внешне? Многие думают, что ребенок и эксперимент – понятия далекие друг от друга. Но так ли это на самом деле? Крошечный младенец экспериментирует, едва родившись: заплачу – мама подойдет, засмеюсь – засмеётся и она.
Впоследствии эксперимент приобретает практический характер. Всем мамам знакомы рассыпанная крупа, разбросанные вещи, посуда, песок в карманах, камешки и монетки во рту ребенка. А ведь все это значит, что ребенок растет и познает мир.
Мышление, память ребенка ещё очень неустойчивы, он может что-то запомнить и осознать, только пережив это на собственном опыте. Но не каждая мама позволит своему чаду залезть по локоть в муку, замесить тесто, растворить килограмм сахара в кастрюле с водой, принести домой сосульку, чтобы она растаяла, или попробовать раскрасить окно в комнате гуашью.
Вот именно поэтому мы и работаем с детьми по данной теме. Для всестороннего развития дошкольников, для достижения наилучших результатов в процессе познания окружающего мира.
Наши знания не укладываются в рамки понятия «занятие». Это игры, опыты, проводимые с детьми. Во время экспериментов дети испытывают ни с чем не сравнимый восторг, удивление от знакомства с неожиданным свойствами и качествами окружающих и близких предметов.
В процессе игр – экспериментов у детей развивается:
- мелкая моторика (игры с песком, мукой, горохом, мелкими камешками и бусинками);
- воображение (что случается с льдинкой в группе? полетит ли перышко, если на него подуть?)
- внимание и память (запомню – дома расскажу маме);
- речь;
- мышление (вода на морозе превращается в лед, значит, лед в тепле растает).
Конечно же, нельзя забывать о том, что во время таких игр формируются навыки общения, соучастия, сопереживания, взаимопомощи.
Взрослый и ребенок обмениваются опытом, знаниями, переживаниями, и это очень ценное приобретение для обеих сторон.
Отношения наши с детьми строятся на основе партнерства. Взрослый выступает в роли соучастника деятельности, а не наставника, и это позволяет ребенку проявить собственную познавательную исследовательскую активность.
Во время игр – экспериментов дошкольники учатся ставить цель, решать проблемы, выдвигать предложения, проверять их опытным путем и делать выводы. От своих открытий они испытывают действительно настоящий восторг, чувство удовлетворения от проделанной работы.
Важное значение имеет то, что в процессе эксперимента ребенок имеет возможность удовлетворить свою любознательность (почему? зачем? как? откуда?), почувствовать себя ученым, первооткрывателем.
В свою очередь взрослый должен этот интерес поддерживать, развивать, поощрять, создавать все необходимые условия для экспериментальной деятельности.
И в этом должны помогать и вы родители.
Что сделать взрослому, чтобы ребенок экспериментировал?
Во-первых, самому быть любопытным.
Во-вторых, давать возможность для самостоятельных детских исследований: по возможности не мешать, если ребенок заинтересовался листом дерева, игрушкой или кучей песка.
В-третьих, предлагать новые интересные объекты для исследований.
В-четвертых, не ругать ребенка за сломанную игрушку, если она разбирается с целью изучения.
В-пятых, стараться отвечать на многочисленные вопросы ребенка.
Хотелось бы, чтобы родители следовали мудрому совету В.А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и конечно, некоторые научные знания.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента. Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ. Например, что быстрее раствориться:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Кухня — это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме, когда она готовит еду. Но и там можно с детьми поэкспериментировать.
Сейчас мы с вами и окунемся в мир детства и поэкспериментируем. Что служит толчком к тому, чтобы его начать? Нужна мотивация.
Создать мотивацию нам помогают сказочные герои. ( На экране появляется Степашка). Кроме сказочных героев, мотивом может служить письмо с просьбой о помощи, с приглашением в лабораторию и т.д. Мотивация нужна, чтобы деятельность для детей значимой была.
Степашка: - Вот вчера к нам приходил кот фокусник и показал интересный фокус. Налил в банку воды, накрыл ее картонкой, перевернул, и…. представляете, картонка не упала и вода не пролилась. Вот здорово. Жалко, что вы этого не видели.
Воспитатель: - Интересный фокус? Странно, почему не упала картонка? Вы хотите стать фокусниками и попробовать провести такой фокус? Как вы думаете, если мы сделаем все, как описал Степашка, что произойдет?
Этот вопрос помогает нам с детьми выдвинуть предположения.
А использование превращения в фокусников способствует проведению эксперимента в игровой форме.
Воспитатель: - Какие вы можете выдвинуть предположения?
Дети предполагают, что вода прольется, и тоже с удовольствием соглашаются стать фокусниками и попробовать.
Опыт №1: - Ну что ж превращаемся в фокусников и показываем фокус. (Родители выполняют эксперимент. Фоном звучит песенка «Где водятся волшебники».)
Воспитатель: В процессе проведения эксперимента мы с детьми обсуждаем, рассуждаем, некоторым я помогаю советами. Идет проверка наших предположений.
По окончании эксперимента дети делают выводы, в случае их затруднения выводы делает воспитатель или делаются совместные выводы.
Какие вы можете сделать выводы по завершении нашего фокуса. «Почему картонка не упала?», а когда под ней взмахнули, картонка упала, и вода с шумом вылилась из стакана?
Выводы: мы уже знаем, что воздух везде. Воздух оказывается сильный, он удерживает картонку прикрывающую целую банку с водой. Он давит на картонку снизу, а когда мы его прогнали рукой, картонка упала.
Такой эксперимент – фокус развивает у детей любознательность и удивление, а удивление это первая ступенька к исследованию и познанию окружающего мира.
Поскольку источником познавательной активности является наличие проблемы, особое внимание уделяем созданию проблемного поля. Например:
Степашка: - Смотрите, какой мне магнит подарили! Он все-все может к себе притягивать. Я вчера такую грустную сказку читал, про Золушку. Бедную девочку злая мачеха не пустила на бал, а велела переделать кучу всякой работы.
Воспитатель: - Ах! Как жаль Золушку! А вам ребята? А вы хотели - бы ей помочь? (Да)
Злая мачеха велела ей перебрать целый мешок с крупой. От вредности своей, мачеха перемешала крупу с гаечками, болтиками, гвоздиками. Как же нам быстро-быстро перебрать крупу? Что можно придумать?
Дети пытаются самостоятельно решить проблему и предложить свой вариант.
Опыт№2: «Рассортируй крупу». При помощи магнита из крупы выбираются металлические предметы. (Звучит забавная весёлая музыка).
Выводы: Магнит притягивает к себе только металлические предметы, а крупу нет.
Золушка очень рада и благодарна вам за помощь. Посмотрите, какие красивые цветы она прислала вам в подарок.
На столах у каждого лежит цветок из бумаги с закрученными на карандаш лепестками. - Вы верите в чудеса? (да!)
- Хотите, чтобы цветочки от Золушки сейчас распустились? (Да!)
Совершим ещё одно чудо…
Опыт№3: - Опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. (Пока идет опыт фоном звучит песенка «Волшебный цветок» исп. К Румянова.)
Выводы: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Степашка: Цветочки очень красивые, все распустились. А я вот люблю играть в пиратов, даже знаю, как можно написать секретное письмо, или карту секретную нарисовать, чтобы никто не догадался, где спрятан клад.
Ведущий: - Ой, как интересно! Мы тоже хотим научиться писать секретные письма. Научишь нас, Степашка?
Степашка: Вот, секретные чернила. Ими письмо писать надо.
Опыт№4: Родителям предлагается взять ватные палочки и нарисовать «секретными чернилами» какой-нибудь знак. Дать немного просохнуть.
Степашка: Ну а теперь читайте…(на листах ничего не видно)
Вот вам ещё один раствор - волшебный. Возьмите ватный диск и обработайте письмо йодным раствором (вода с йодом). На бумаге проявляется написанное.
Ведущий: Что же это за секретные чернила? И чем мы их потом обработали, чтобы прочесть письмо?
Степашка: - Секретные чернила - это всего лишь лимонный сок. А то, чем мы их обработали - раствор воды с йодом, которым вы коленки разбитые мажете.
Выводы: Лимонный сок, вступая в контакт с раствором йода, окисляется, рисунок проявляется на тёмном фоне.
Опыт№5: «Соломинка – пипетка»
Для проведения опыта вам понадобятся: соломинка для коктейля, 2 стакана.
1. Поставим рядом 2 стакана: один - с водой, другой - пустой.
2. Опустим соломинку в воду.
3. Зажмём указательным пальцем соломинку сверху и перенесём к пустому стакану.
4. Снимем палец с соломинки - вода вытечет в пустой стакан.
Проделав то же самое несколько раз, мы сможем перенести всю воду из одного стакана в другой.
По такому же принципу работает пипетка, которая наверняка есть в вашей домашней аптечке.
Опыт№6: «Взрыв цвета в молоке». Чтобы провести этот зрелищный эксперимент, понадобятся: - цельное молоко, пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка. Обращаем ваше внимание на то, что молоко должно быть обязательно цельным, а не обезжиренным. Почему? Все объяснения после опыта. Налейте молоко в тарелку. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. А теперь, хотите верьте, хотите нет, мы заставим молоко двигаться с помощью обычного моющего средства! Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. Посмотрите, что произойдет! Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов. Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока. Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко. Эксперимент можно провести во время любой деятельности. Например, ребёнок рисует. У него кончилась зелёная краска. Предложите ему попробовать сделать эту краску самому. Посмотрите, как он будет действовать, что будет делать. Не вмешивайтесь и не подсказывайте. Догадается ли он, что надо смешать синюю и жёлтую краску? Если у него ничего не получится, подскажите, что надо смешать две краски. Путём проб и ошибок ребёнок найдёт верное решение.
А сейчас Степашка предлагает немного поэкспериментировать с различными материалами. У вас на столах находятся кусочки материи, крупы, нитки, цветная бумага, макароны, бусины, природный материал, с помощью которого вам нужно создать художественный образ (например, весенний день).
(Родители по подгруппам выполняют задание, в это время звучит спокойная музыка для создания эмоционального настроя).
Попросить родителей придумать название шедевров, презентовать родителям другой подгруппы. Замечательные работы получились!
Заинтересованные в развитии своего ребенка родители могут организовать дома небольшую лабораторию, где вместе с детьми будут проводить опыты. Ведь экспериментирование — это, наряду с игрой — ведущая деятельность дошкольника. Затрат на приобретение необходимого оборудования никаких.
Для этого необходимо соблюдать некоторые правила:
1. Установите цель эксперимента (для чего мы проводим опыт)
2. Подберите материалы (список всего необходимого для проведения опыта)
3. Обсудите процесс (поэтапные инструкции по проведению эксперимента)
4. Подведите итоги (точное описание ожидаемого результата)
5. Объясните почему? Доступными для ребёнка словами
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ — БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Организация детских экспериментов в домашних условиях"
Задача собрания формировать умение родителей общаться с детьми, поддерживать желание экспериментировать в домашних условиях....
Эксперименты в домашних условиях
Эксперименты и опыты для занятий дома...
Эксперименты в домашних условиях
Описание экспериментов для проведения в домашних условиях...
Родительское собрание на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Цель:Заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность с различными предметами....
Родительское собрание «Детское экспериментирование в домашних условиях»
middot; Раскрыть важную роль семьи в развитии познавательных способностей детей, ориентировать на взаимодействие с детьми;·...
Родительское собрание «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
Цель: Заинтересовать родителей в организации экспериментирования в домашних условиях. Задачи: Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание экспериментировать в домашних условиях, общать...
Родительское собрание «Детское экспериментирование в домашних условиях»
Деятельность дошкольного учреждения имеет свою особенность, поскольку весь образовательный процесс организован не на обучение дошкольников, а на развитие и воспитание. При этом мы стараемся создавать ...