Консультация для родителей "Готовность детей к школе".
консультация
Если вашему ребёнку исполнилось шесть, самое время всерьёз задуматься о подготовке к школе. Сегодня будущему первокласснику нужно знать и уметь не так уж много, главное-чтобы он был развит всесторонне.
В это понятие зрелости входят развитые интеллектуальная, физическая и эмоционально-волевая сферы маленькой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Готовность детей к школе»
Что мы понимаем под готовностью к школе. Первое что приходит на ум - это обучение ребенку письму или счету, чтению. Но это еще не все. Очень важно подготовить ребенка психологически и физически к школе. Ведь в этот период его жизни меняется все: режим, в его жизни появляются новые люди и новые требования. Поэтому очень важно помочь ребенку и поддерживать его. И чем раньше вы начнете развивать в ребенке различные навыки, учить его самостоятельности, тем легче ему в будущем будет учиться в школе. Поэтому от вас, родителей, многое зависит. Но в этом вопросе главное и не переусердствовать. Ведь нервная система, да и физическая тоже, недоста-точно крепкие. Если ваш ребенок начнет переутомляться, то это серьезно ударит по его иммунной системе. Существует такое понятие как «школьная зрелость», т.е. ребёнок должен «созреть» для школы, его психическое и физиологическое развитие должно достичь соответствующего уровня. Оценку физиологической готовности детей к систематическому школьному обучению проводят медики. А психологи оценивают психологическую готовность, которая включает в себя такие компоненты:
Эмоционально-волевая зрелость:
-уровень развития произвольности;
-учебная мотивация;
-тревожность.
Интеллектуальная зрелость (уровень сформированности таких психических процессов):
- мышление;
- восприятие (зрительное, слуховое);
- память (зрительная, слуховая, произвольная);
- речь;
- воображение.
Социальная готовность:
- социальная компетентность;
- коммуникативные навыки.
Если ребенок не посещал детский сад, то рекомендуется начать делать это за год до поступления в школу. Тогда ребенок заранее переживет иммунологический стресс (его иммунная система будет готова к большим нагрузкам, которые она обычно испытывает в школе), а также социальный стресс (у него начнут развиваться социальная компетентность и коммуникативные навыки, о которых мы говорили выше).
Если вы решили отдать ребёнка не в общеобразовательную школу, а в гимназию (или любую другую школу, в которую проводят отбор детей), вам необходимо посвятить предшествующий учебе год достаточно интенсивным занятиям.
Независимо от выбора школы, обязательно необходимы занятия по подготовке ребенка к школе дома, под руководством родителей.
Подготовка к школе должна осуществляться со всех сторон: в детском саду, на специальных курсах и обязательно дома.
Главное, чтобы занятия ребенка с родителями не сводились к «натаскиванию» на решение стандартных тестов и задачек, так как это не привносит никакого вклада в развитие мышления и интеллекта ребенка, а способствует лишь составлению ложного впечатления у учителя и добавляет трудностей в дальнейшем обучение, которое, вероятно, тяжелой ношей для неподготовленного ума.
Необходимо построить взаимодействие с ребенком так, чтобы дошкольник «своим умом» нашел решение любой задачки и с легкостью ответил на самый каверзный вопрос. И это будет тем более мощным, чем лучше и легче ребенок сможет применить, полученные знания на практике. Эмоциональная поддержка родителей, своевременная похвала, корректное и грамотное разрешение спорных вопросов и проблемных ситуаций, помогут настроить ребенка на активную жизненную позицию, с творческим подходом подходить к любому делу, осознавая себя как личность, достойная успеха.
Для этого родителям необходимо:
- развивать в ребенке способность слушать;
- учить пониманию прочитанного;
- развивать умение пересказывать; проводить зрительное сопоставление;
- решать с ним простые задачи;
- вместе с ребенком анализировать, сравнивать слова.
Все это нужно для того, чтобы будущий школьник на момент поступления в первый класс умел:
- слушать взрослого и воспринимать его указания, руководствуясь ими во время занятий;
- осознавать необходимость спрашивать, если задание ему не понятно;
- оценивать свою работу;
- владеть понятиями «больше», «меньше», «одинаково», «столько же», «короткий», «длинный», «старше», «младше»;
- сравнивать самые простые предметы
Что должен уметь ребенок к 7 годам.
Вот настала пора идти вашему ребенку в школу. Что он должен уметь при поступлении в учебное заведение. Все зависит от индивидуальных особенностей ребенка, и тех требований, которые предъявляются в той или иной школе. Но главное что вы, как родители, должны сделать для своего ребенка, это подготовить ребенка физически и психологически. Научить его общаться, укрепить иммунитет, а потом уже читать, считать и писать.
Чему же следует учить дошкольника для того, чтобы он правильно, гармонично развивался и был готов к школе? Ребенка надо учить всему, не только непосредственно тем навыкам, которые необходимы в школьном обучении: чтению, письму, счету, - но и всем тем навыкам и умениям, которые необходимы в быту: правильно использовать предметы, окружающие его, именно действию, а не сухим знаниям о том или ином предмете или явлении.
Перед поступлением в 1 класс ребенок должен знать:
- Основные цвета;
- Дни недели;
- Месяцы;
- Времена года;
- Понятия «право - лево»;
- Основные профессии;
- Домашних и основные виды диких животных;
- Детенышей животных;
- Знать зимующих и перелетных птиц;
- Виды транспорта;
- Уметь ориентироваться на бумаге;
- Знать что такое овощи и фрукты. Уметь отличать овощи от фруктов;
- Должен уметь показать правый глаз, правую руку и т.д.
Что должен знать ребенок по математике.
По математике ребенок должен знать:
- Прямой и обратный счет: от 0-10 и от 10 – 0;
- Состав чисел (из двух меньших и из отдельных единиц);
- Знать понятия «больше - меньше, поровну», «большой – маленький», «высокий - низкий», «широкий - узкий»;
- Знать основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник;
- Уметь соотносить цифру и число предметов;
- Ориентироваться на бумаге в клеточку – уметь писать графический диктант (одна клетка вправо, одна клетка влево и т.д.).
Память, мышление, внимание и речь.
Ребенок должен уметь:
- Пересказывать простое услышанное произведение;
- Рассказывать по картинке (не отдельными словами, а составлять рассказ по картинке);
- Знать стихотворения;
- Сочинять сказки;
- Отвечать на поставленные вопросы;
- Делать какое-либо задание по образцу;
- Уметь описывать картинку по памяти;
- Запоминать до 10 увиденных картинок;
- Заканчивать предложения;
- Находить лишнюю картинку или слово;
- Уметь отгадывать загадки;
- Группировать предметы по признаку.
Что ребенок должен знать по чтению.
При подготовке к школе ребенок должен знать:
- Буквы;
- Уметь соотносить звук с буквой;
- Вычленять звуки из слова;
- Подбирать слова на заданный звук или букву;
- Читать слова и простые предложения (по слогам);
- Понимать, что такое предложение и где оно заканчивается.
Навыки письма.
Не стоит забывать и про навыки письма. Ребенок должен уметь:
- Обводить картинки по контуру
- Обводить печатные буквы по контору
- Правильно держать ручку в руке
- Копировать геометрическую фигуру по клеточкам
Возвращаясь к требованиям ФГОС ДО старший дошкольник, готовый к учебе в школе представлен как:
1) Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками: у ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2) Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире: интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3) Эмоционально отзывчивый: дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4) Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками: ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
5) Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели: ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
6) Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту: ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7) Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе: ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу. О составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
8) Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности: обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9) Овладевший необходимыми умениями и навыками: у ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!
Литература:
Агапова Е. Ю., Чеховская В. Б. «Подготовка детей к школе» 2004 г.
Вайнер М. Э. «Ребёнок и родители на пороге школьной жизни» 2007 г.
Волкова Е. «Готов ли ребёнок к школе?» Дошкольное воспитание, 2001 г.-№8.
Голикова Н. «Формирование мотивационной готовности к школе» Дошкольное воспитание, 2004 г. -№4.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Психологическая готовность детей к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. В консультации рассматриваются пять компоне...

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Что же означает психологическая готовность ребёнка к школе?...

Консультация «Речевая подготовка детей к школе в семье»
Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением...

Консультация: " Речевая готовность детей к школе"
Речевая готовность ребенка к школе во многом определяет, насколько быстро и эффективно он сможет адаптироваться к новым для себя реалиям школьной жизни. Именно речь является главным инструментом ...

Консультация "Психологическая готовность детей к школе"
Консультация "Психологическая готовность детей к школе" Поступление в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка,независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый кла...