Родительское собрание в средней группе Тема: «Предупреждение насилия в семье и в детском коллективе»
консультация (средняя группа)
Цель: профилактика жестокого обращения с детьми.
Задачи:
- дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
- познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
- осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
- содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения.
- обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditels_sobr_profil_zhest_obr.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание в средней группе
Тема: «Предупреждение насилия в семье и в детском коллективе»
Цель: профилактика жестокого обращения с детьми.
Задачи:
- дать родителям возможность задуматься над проблемами воспитания детей, посмотреть по-новому на использование наказаний, переосмыслить их.
- познакомить родителей со статистикой по данному вопросу, видами жестокого обращения с детьми, их последствиями;
- осветить вопрос правовой ответственности за жестокое обращение с детьми;
- содействовать улучшению отношений между родителями и детьми, установлению взаимопонимания и взаимоуважения.
- обсудить пути, средства и приёмы построения взаимоотношений с детьми в семье.
Подготовительная работа: подготовка памяток, консультаций, буклетов и мини - анкет для родителей.
Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик. И не всегда находите правильный выход из этого тупика.
Тема нашего собрания очень важна – «Жестокое обращение с детьми».
Жестокое обращение с детьми, их эксплуатация известны с давних пор. Углубляясь в историю, мы находим огромное количество подобных примеров. Например, в Древней Спарте слабых новорождённых малышей сбрасывали с горного обрыва в пропасть. Детей убивали в ритуальных целях: считалось, что убитый ребёнок может помочь бесплодным женщинам справиться с болезнями, обеспечить здоровье и молодость; детей хоронили под фундаментом здания, чтобы сделать его прочнее; детей продавали и покупали.
К, сожалению, современная российская семья – самая агрессивная в истории России. Она все больше превращается в своеобразный полигон всех видов насилия. По данным статистики ежегодно в России 17 тысяч детей разного возраста становятся жертвами насильственных преступлений. Каждый год около миллиона детей избиваются родителями, для 10% детей побои заканчиваются смертью, многие из них становятся инвалидами в результате совершения против них преступлений. Около 2 тыс. детей кончают жизнь самоубийством. Более 10 тыс. детей в течение года уходят из дома, спасаясь от родителей.
Так что же такое насилие в семье? Это такой вид отношений между близкими людьми, когда один притесняет другого или причиняет ему какой-либо ущерб. Целью насилия, как правило, является завоевание тех или иных прав и привилегий, а также господства и контроля над человеком путём оскорбления, запугивания, шантажа и др.
Насилие в семье может иметь различный вектор направленности:
- со стороны мужа по отношению к жене;
- со стороны жены по отношению к мужу;
- со стороны одного или обоих родителей по отношению к детям;
- со стороны старших детей по отношению к младшим;
- со стороны взрослых детей и внуков по отношению к родителям или престарелым родственникам.
В 70% случаев пострадавшими от насилия в семье являются женщины и дети.
Жестокое обращение с детьми - это любая форма плохого обращения. Это когда:
- Ребёнка лишают родительской ласки;
- Ребёнка не слушают;
- Не заботятся о его здоровье;
- Манипулируют ребёнком;
- Не считают нужным отправлять его в школу;
- Ребёнку показывают порнографические материалы;
- Ребёнка оставляют без присмотра;
- Ребёнка бьют, дразнят, унижают, оскорбляют;
- Не заботятся о том, чтобы ребёнок был чисто одет и накормлен.
Факторами, способствующими жестокому обращению с детьми, являются:
- низкий уровень культуры, образования;
- негативные семейные традиции, модель домашнего насилия, передающаяся от одного поколения к другому;
- нежеланный ребёнок;
- постоянные супружеские конфликты;
- наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
- безработица, финансовые трудности;
- критическая ситуация или стечение обстоятельств /смерть близкого человека и пр.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребёнка.
Физическое насилие – это преднамеренное нанесение физических повреждений ребёнку, т.е., его избиение. Это:
- удары по лицу;
- тряски, толчки;
- затрещины;
- удушения;
- пинки;
- заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой;
- избиение ремнём, верёвками;
- нанесение увечий тяжёлыми предметами, даже ножом.
Последствиями телесного наказания зачастую являются потеря в той или иной степени здоровья, вплоть до летального исхода.
Психологическое (эмоциональное) насилие – это однократное или хроническое психическое воздействие на ребёнка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребёнка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации.
К психической форме насилия относятся:
- открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- угрозы в адрес ребёнка в открытой форме;
- замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- преднамеренное ограничение общения ребёнка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
- ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний.
Очень точно описал психологический тип насилия Павел Санаев в своей повести «Похороните меня за плинтусом». О том, что повесть по большей части биографична сомневаться не приходится – уж очень изощрённо родная бабушка издевается над любимым внуком.
Следующий вид насилия - пренебрежение нуждами ребёнка. Пренебрежение основными нуждами ребёнка (моральная жестокость) - это отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребёнке.
Пренебрежение – это:
- отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
- отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая.
Сексуальное насилие – это вовлечение ребёнка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми.
Социологи и психологи утверждают, что сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где:
- патриархально-авторитарный уклад;
- конфликтные отношения между родителями;
- мать ребёнка чрезмерно занята на работе;
- ребёнок долгое время жил без родного отца;
- место родного отца - отчим или сожитель матери;
- мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- мать в детстве подвергалась сексуальному насилию.
Без сомнений, любой вид жестокого обращения с детьми, любой вид насилия нарушает физическое и психическое здоровье ребёнка, мешает его полноценному развитию.
Последствия жестокого обращения с детьми в семье:
- развитие лжи и лицемерия, трусости и жестокости;
- объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью;
- агрессивное, преступное поведение детей;
- злоба и ненависть к старшим;
- сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др.
Ребёнок, подвергшийся насилию:
- накапливает в душе чувства страха, разочарования, бессилия, унижения;
- становится агрессивным, испытывает сильное беспокойство;
- подавлен, может быть предрасположен к саморазрушению;
- снижаются его способности /успеваемость/
- склонен к самоизолированию, не доверяет окружающим людям;
- у него меньше красивых фантазий о будущем, он мало чего ожидает от завтрашнего дня.
Существует множество правовых документов, направленных на защиту детства, в целом, и на защиту детей от жестокого обращения в семье, в частности. Назовём их. Это Конвенция ООН о правах ребёнка, Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Закон «Об образовании в РФ», Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Вопрос родителям: Как вы считаете, кто несёт большую ответственность за воспитание детей – родители или образовательное учреждение?
Ответ: В ФЗ «Об образовании в РФ» сказано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития ребёнка.
В статье 65 Семейного кодекса РФ говорится: «При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей».
Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность за жестокое обращение с детьми. Статья 156 определяет пять видов наказаний:
- штраф в размере до ста тысяч рублей или в размере заработной платы…
- обязательные работы на срок до четырехсот сорока часов…
- исправительные работы на срок до двух лет…
- принудительные работы на срок до трёх лет с лишением права занимать определенные должности…
- лишение свободы на срок до трёх лет с лишением права занимать определённые должности.
Работа в группах
Упражнение «Совет»
Цель: развивать навыки активного слушания, понимания внутреннего мира ребёнка, поддержки, сочувствия.
Родители объединяются в 4 группы по временам года.
Ребёнок обращается к родителям с проблемой. Родители, выслушав, должны посоветовать ему, что делать, и убедить, что все будет хорошо.
Ситуация для группы №1:
«Я не буду дружить с Владимиром, потому что он меня обидел. Сегодня я рисовала, а он, проходя мимо, задел и опрокинул стакан с водой и весь рисунок испортил. Мы с ним подрались.
Ситуация для группы №2:
«Я не пойду больше в детский сад, потому что меня постоянно обижает Владик, он цепляется ко мне и обзывает.
Ситуация для группы №3:
«Я взял у Коли машинку поиграть и нечаянно сломал. Теперь Коля требует, чтоб я принёс ему новую машинку».
Ситуация для группы №4:
«Когда ты на работе папа (дядя) заставляет меня стоять в углу и бьёт».
Как видим, предупредить жестокость и агрессивность помогают следующие умения: внимание к ребёнку, умение слушать, доброжелательное и тёплое общение, ласковый взгляд.
По статистике более 80% родителей детей до 12 лет используют физические наказания, но только 10 % из них считают их эффективным методом воспитания, а остальные предпочли бы воспитывать детей иначе. Но как?
Какие методы можно применить, чтобы защитить ребёнка от самого себя? Прислушаемся к советам психологов.
Итак, вот они, четыре заповеди мудрого родителя.
1. Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек одинаково хорошо всё знал и умел. Даже самые взрослые и мудрые на это не способны. Никогда не говорите: «Вот Маша в 4 года уже читает, а ты?!» или «Я в твои годы на турнике 20 раз отжимался, а ты – тюфяк тюфяком». Зато ваш Вася «сечёт» в компьютере. Наверняка найдётся хоть одно дело, с которым он справляется лучше других. Так похвалите его за то, что он знает и умеет, и никогда не ругайте за то, что умеют другие!
2. Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах чужих детей просто как информацию. Если разговор о том, что «Машенька из 2 подъезда непревзойдённо играет на пианино», происходит в присутствии вашего ребёнка, а в ответ похвалиться нечем – лучше всё равно что-нибудь скажите.
3. Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты…», «Я тебя растила, а ты…». Это, уважаемые родители, на языке Уголовного кодекса называется шантаж. На подобные фразы 99% детей отвечают: «А я тебя рожать меня не просил!»
4. Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нахамил старику, устроил истерику в магазине), нужно твёрдо и решительно увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя. Вот тут малыша призывать к стыду вполне уместно.
Главное – не забывать, что у всего должна быть мера.
Не бойтесь открыть свою любовь к ребёнку. Специалисты выделяют три способа:
1. Слово. Называйте ребёнка ласковыми именами, придумывайте домашние прозвища, рассказывайте сказки, пойте колыбельные, и пусть в вашем голосе звучит нежность, нежность и только нежность.
2. Прикосновение. Иногда достаточно взять ребёнка за руку, погладить по волосам, поцеловать, чтобы он перестал плакать и капризничать. А потому как можно больше ласкайте своего ребёнка, не обращая внимания на советы многоопытных родителей. Переласкать его, считают психологи, невозможно.
3. Взгляд. Не разговаривайте с ребёнком, стоя к нему спиной или вполоборота, не кричите ему из соседней комнаты. Подойдите, посмотрите ему в глаза и скажите то, что хотите.
Обращение: Посмотрите вокруг, если вы видите:
РЕБЁНКА, который побирается;
который грязно или не по сезону одет;
который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества;
который не посещает школу и т. п.
Или, если вы видите СЕМЬЮ, которая:
ведёт асоциальный образ жизни и не заботится о ребёнке, жестоко с ним обращается;
Если вам известны ФАКТЫ:
вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ;
ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность -
Звоните!!!
Единый общероссийский телефон доверия: 8-800-2000-122. Звонок осуществляется бесплатно с любых операторов связи.
Заключительная часть
Индивидуальная работа родителей.
- Родителям предлагается выполнить задание: поделить лист на 2 части и написать на одной из них слова, которыми они поощряют, хвалят своих детей, а в другой – которыми ругают.
- Уважаемые родители! А теперь посмотрите, в какой графе слов оказалось больше, и сделайте для себя выводы.
2. Мини-анкета «Общение детей и родителей в лицах»
- С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок?
- С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком?
- Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Уважаемые папы и мамы!
Помните! Ваше внимание, любовь и ласка, дружеское участие и расположение могут сделать для вашего ребёнка больше, чем самый дорогой подарок!
Раны унижения и издевательства не заживают годами, шрамы безразличия и игнорирования остаются на всю жизнь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий родительского собрания в средней группе «ХОРОШО, ЧТО ЕСТЬ СЕМЬЯ»
Разговор на собрании идет о Декларации и Конвенции прав ребенка. В собрании звучат пословицы, стихи о семье в исполнении детей. Родители участвуют в драматизации сказки, решают педаг...
Родительское собрание в ср.гр. "Нравственные отношения в семье и в детском саду"
Родительское собрание в средней группе Тема: « Нравственные отношения в семье и в детском саду»Форма проведения: творческая лаборатория,Продолжительность: 1-1,5чЦели...
Родительское собрание в средней группе "Взаимодействие ДОУ и семьи в вопросах познавательно-речевого развития детей посредством театрализованной деятельности"
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросах познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста - важная задача педагога.Необходимо способствовать повышению педагогичес...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего дошк...
Конспект родительского собрания в средней группе на тему «Роль семьи в речевом развитии ребенка 4-5 лет»
Цель: создание условий для речевого развития дошкольников; формирование педагогической культуры родителей.Задачи:- познакомить родителей с содержанием работы по развитию речи детей среднего...
Родительское собрание на тему: «Жестокость и насилие в семье»
В последнее время очень часто с экранов телевизоров мы слышим сообщения о фактах жестокого обращения и насилия родителей по отношению к своим несовершеннолетним детям. Совершая подобные действия...
Родительское собрание в средней группе на тему: "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка".
Родительское собрание в средней группе на тему: "Роль семьи в социально-нравственном воспитании ребенка"....