Методические рекомендации для родителей по развитию речи ребенка раннего возраста
консультация (младшая группа)

Сажаева Надежда Константиновна

В данной статье рассмотрены основные новообразования в речевом развитии детей 2-3 летнего возраста, а также показаны некоторые приемы работы, которые могут проводиться родителями со своими детьми. Материал будет интересен родителям детей раннего возраста, педагогам, работающим с данной возрастной категорией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_roditeley.odt30.6 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для родителей по развитию речи ребёнка раннего дошкольного возраста

(из опыта работы учителя-логопеда Сажаевой Н. К., МБДОУ — детский сад № 528)

   

  Хочется кратко охарактеризовать речь ребёнка 2-3 лет. Что типично для данного возраста? Ребёнок уже достаточно хорошо понимает речь взрослого, число понимаемых слов становится качественно иным. Малыш прислушивается к речи взрослых, у него появляются любимые художественные произведения.  Здесь происходит важный скачок в речевом развитии, заключающийся в возможности познавать окружающую действительность не только из личного опыта, но и через слово.

     В плане активного словаря также происходит интенсивный количественный и качественный рост словаря. Если в два года ребёнок использует примерно 300 слов. То к трём годам это число увеличивается до 1000-1200 слов.

     В этом возрасте в детской речи появляются такие грамматические формы, которые выражают отношение ребёнка к предметам, пространству и времени. Обычно сначала появляется родительный падеж, далее — дательный, творительный, предложный. Фраза становится распространённой, могут появиться придаточные предложения, местоимения, соединительные союзы. Ребёнок начинает осознавать себя в этом мире, ему необходим слушатель. Это время бесконечных вопросов «почему», «как», «зачем». Важно со стороны взрослых отвечать ребёнку на его вопросы.

     Родителю необходимо обратить внимание на несколько моментов в речи своего малыша, насторожиться, а именно:

  1. Ребёнок не подражает новым словам (не употребляет услышанные слова).
  2. Ребёнок при речевом подражании вместо целого слова произносит только часть (собака - «бака», бананы - «ба», дома - «ма»...), т.е. налицо нарушение слоговой структуры слова по типу сокращений, перестановок и т.д.
  3. Ребёнок не строит предложения, а пользуется простым перечислением, т.е. не использует синтаксические связи («Кукла сидит на диване» - «Кукла сидеть диван»).
  4. Построенные предложения неправильно оформлены грамматически, наблюдается перестановка слов («Мама идёт нет»...).
  5. Во время произнесения ребёнок просовывает язык между зубами, отчего можно слышать межзубное произношение некоторых групп звуков.
  6. Речь ребёнка напоминает «хлюпанье» (как при заложенном носе).
  7. Ребёнок не пользуется местоимением «Я», говорит о себе в третьем лице («Миша хочет пить» вместо «Я хочу пить»).

     Что делать родителю, если он видит подобные проявления в речи своего ребёнка? В, первую очередь, необходима медицинская, психологическая и логопедическая  диагностика следующих специалистов: детский невролог, психолог, учитель-логопед. Не нужно бояться медикаментозного лечения. Если оно необходимо. Чем раньше ребёнку оказана целенаправленная помощь, тем раньше начнётся коррекционная работа, тем лучше будет прогноз, тем быстрее он догонит своих сверстников.

     Что можно посоветовать родителям, как они могут заниматься со своими детьми в домашних условиях? Работу можно проводить по нескольким направлениям, а именно:

  1. Пальчиковые игры.

     Хорошо известно, что уровень  развития мелкой моторики находится в тесной взаимосвязи с состоянием речи. Это связано с работой определённых структур коры головного мозга. В настоящее время накоплено большое количество стихотворных форм, сопряжённых с движение пальцев рук. Из всего этого разнообразия можно подобрать игры по лексическим темам, по количеству используемых движений, по сложности выполнения и т.д. (например, «Сорока-ворона», авторские стихи, например О. И. Крупенчук...).

«Ути — ути»

- Ути-ути, полетели,

(Машем руками ребёнка)

- На головушку сели.

(Кладём ладони ребёнка ему на голову)

- Поклевали, поклевали

(«Клюём» голову ребёнка его пальцами)

- И домой улетали.

(Руки с головы «слетают»).

       «Гуси — гуси»

        - Гуси — гуси!

        (Прямые пальцы собраны. Рука вращается вокруг своей оси)

        - Га — га — га!

        (Большой палец опускается — поднимается относительно остальных)

        - Есть хотите?

        (Прямые пальцы собраны. Рука вращается вокруг своей оси)

        - Да — да — да!

        ( Большой палец опускается-поднимается относительно остальных).

     Главное, чтобы игры были интересны и соответствовали возрасту ребёнка. Также можно использовать задания с выкладыванием кубиков, простых пазлов, разрезных картинок, больших пуговиц, бусин, фасолин и т. д.

  1. Игры и упражнения, направленные на тренировку  мышц артикуляционного аппарата.

     В возрасте 2-3 лет звукопроизносительная сторона речи ещё далека от совершенства. В речи ребёнка могут отсутствовать некоторые группы звуков, например, шипящие, сонорные звуки. Но уже в этом возрасте мы можем помочь малышу в тренировке артикуляционного аппарата, используя упражнения для губ, языка, воздушной струи. Упражнения должны быть простыми по своему выполнению и вызывать у ребёнка положительные эмоции. Для губ можно предложить выполнить с ребёнком такие упражнения, как: «Улыбочка», «Трубочка», «Окошко»; для языка «Блинчик», «Иголочка», «Часики», «Качели», «Кошечка лакает молочко», «Вкусное варенье», «Лошадка» …; для воздушной струи можно использовать специальные игрушки типа лёгких вертушек, надувных шариков, губной гармошки, пушинок, пёрышек, комочков ваты и т.д.

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

     Формирование звукопроизносительной стороны речи зависит от уровня развития фонематического слуха, т.е. способности человека различать звуки речи и окружающей среды. Можно предложить ребёнку игры на узнавание звуков окружающего мира, например, пения птиц, звуков природы и т.д. В этом возрасте малышам уже интересны игры типа «Узнай по голосу» (близких людей), «Кто как кричит?» (голоса животных). Вариантов подобных игр много, главное, интерес ребёнка.

  1. Заучивание коротких стихотворений, чистоговорок, загадок, чтение коротких текстов.

     При этом виде работы у ребёнка развиваются чувство ритма, такие высшие психические процессы как память, воображение, восприятие. Например, можно предложить такие чистоговорки, при повторении которых в речи ребёнка уже есть определённые звуки раннего речевого онтогенеза

ТА — ТА — ТА — Видим кота.

ТА — ТА — ТА — Усик у кота.

ДА — ДА — ДА — Вот вода.

ХА — ХА — ХА — Видим петуха. 

     В этом возрасте ребёнок может слушать и понимать небольшие рассказы бытовой тематики. Здесь важно отметить, что главное преимущество речи заключается в том, чтобы говорящий мог передать слушающему основной смысл текста. Рассказы должны быть небольшими по объёму и краткими по содержанию. Обычно это несколько простых событий, излагаемых последовательно. Кроме этого, читающий предлагает ребёнку такие рассказы, в которых ребёнок учится воссоздавать в своём воображении ситуацию, описанную в рассказе или сказке. («Курочка ряба»...).

     Все вышеперечисленные направления работы способствуют развитию речи раннего дошкольного возраста. Главное, находить время для общения со своим ребёнком, любить и заботиться о нём. В наших руках красивая речь наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста....

Рекомендации родителям по развитию речи ребенка раннего возраста.

Практические задания и советы помогут родителям грамотно организовать взаимодействие со своим малышом....

Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье

Для того, чтобы планомерно и систематически осуществлять сенсорное воспитание ребенка в семье, необходимо знать основные принципы построения общения с детьми....

Рекомендации для родителей по развитию речи детей раннего возраста.

консультация для родителей, для индивидуальных занятий с детьми...

Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье

Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье...

Методические рекомендации для родителей по сенсорному воспитанию ребенка раннего возраста в семье.

Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка, оно необходимо для успешного обучения ребенка....

Методические рекомендации "Ковролинография, как метод развития речи детей раннего возраста"

В методических рекомендациях представлена работа с детьми раннего возраста. Рекомендации направлены на развитие речи детей раннего возраста с использованием ковролинографии.Методические рекомендации а...