Фонематический слух – основа правильной речи
консультация (младшая, средняя, старшая группа)

Трубникова Ирина Николаевна

Цель игровых упражнений, представленных в данном материале, – развить фонематический слух ребёнка, т.е. научить слушать, слышать и различать звуки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_slukh_-_osnova_pravilnoy_rechi.docx15.67 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух – основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми нарушениями. Порой

малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать.                 

Игры для развития слухового внимания

«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой. Звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звук должны быть ясными и контрастными, чтобы малыш мог их угадать, сидя спиной к взрослому, если нет ширмы.

«Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание бубна рекомендуется не более 4 раз.

«Где позвонили?» Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает справа, слева, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз.

 «Угадай, кто сказал» - ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михаилу Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказываний персонажей сказки.

Игры для развития фонематического слуха

«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их разное и сходное звучание. Примеры: лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.

«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.

«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составит звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА- так плачет ребенок. Как мы удивляемся ОО! И т.п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем  - второй. Затем с помощью взрослого выкладывает комплекс из символов, сохраняя последовательность, как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.

«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного «А», «У», «О» или «И». Ребенок четко называет, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.

  Для того чтобы правильно научиться произносить звуки, нужно подготовить артикуляционный аппарат, тренировать не только язык, губы, но и дыхание, и голос. Это развивают такие игровые упражнения:

  «Кораблик». Кораблики могут быть самодельными. Набираем воздух через нос (животик надувается), выдыхаем через рот (животик сдувается). Дуем на кораблик, чтобы он поплыл по блюдечку с водой.

  «Игрушки». Разнообразные дудочки, трубочки помогают формировать сильную струю воздуха.

  «Султанчик», «Сдуй ваточку», «Забей гол». Эти упражнения могут выполняться с высунутым и сложенным в трубочку языком, чтобы воздух проходил по середине язычка. Дыхание остаётся прежним: вдыхаем через нос – выдох делаем через рот, не поднимая плеч.

  «Чайник закипел», «Шторм в стакане». В ненавязчивой игровой форме проводятся интересные и полезные упражнения. В стакан налейте 150 граммов воды и вставьте в воду трубочку для коктейлей. Сначала потихоньку выдыхаем воздух в трубочку – чайник закипает, усиливаем выдох – он кипит, ещё усиливаем выдох – вода бурлит. Не забываем – плечи не поднимать!

   Очень полезны игры с мелкими предметами – спичками, палочками, камешками, верёвочками, бусинами, пуговицами, различными крупами. Такие игры не только сделают пальчики ребёнка послушными, но и помогут развить его внимание, зрительную память, ориентировку в пространстве, речь, мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фонематический слух – основа правильной речи.

игры на развитие фонематического слуха...

Фонематический слух - основа правильной речи

Материал для родительского уголка. Рекомендации по развитию фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи.

Памятка для педагогов и родителей....

Фонематический слух-основа правильной речи

семинар-практикум для воспитателей. Теоретический и практическый блоки....

Мастер-класс для педагогов "Фонематический слух - основа правильной речи"

Игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

Фонематический слух - основа правильной речи

Хорошо развитый фонематический слух влияет на правильное произношение звуков, понимание речи окружающих в целом.В статье указаны какие игры на развитие этого слуха можно проводить с ребенком дома....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...