Проблемы преподавания информатики в сельской школе
методическая разработка

Акшова Л.Р.

Информация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kursovaya_po_inf.docx55.84 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Чувашский государственный педагогический университет

им. И.Я. Яковлева»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра педагогики и методики начального образования

КУРСОВАЯ РАБОТА

Проблемы преподавания информатики в сельской школе

Руководитель                                          ____________              Л.П. Терентьева

                                                                             подпись, дата                      

Студент   ____________________        ____________                 Л.Р.Акшова

                            Номер группы, зачетной книжки                     подпись, дата                 

Чебоксары 2018


Содержание

Введение ………………………………………………..............................3

Глава1.Отличительные особенности сельской школы от других видов школ.

  1. Условия организации педагогического процесса в сельской …
  2. . Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы…………………………………………………

2. Особенности применения содержания, форм, средств и методов повышения качества обучения инфо

2.1 Метод проектов – актуальный метод обучения информатике в сельской школе. ………………………………………………………………..

2.2 Внеклассная работа в сельской школе с применением компьютерной техники и ИКТ…………………………………………………66

Заключение………………………………………………………………69

Список используемой литературы……………………………………..70

Введение

Развитие российского общества характеризуется укреплением экономического, наукоемкого, информационного потенциала России, сохранение ее природы, здоровья и благосостояния населения, развитие производительных сил немыслимы без обстоятельной общеобразовательной подготовки гражданина на селе.

По статистическим данным Министерства образования и науки Российской Федерации сельские школы занимают около 70% от общей численности российских школ  и требования к таким школам предъявляются одинаковые, как, например, и к городским школам. В наши дни современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Одна из первых задач, которую мы должны решить, заключается в создании таких условий обучения, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Поэтому школа нуждается в таких специалистах, ведущей профессиональной характеристикой которых является творчество. Именно педагогическое творчество учителя способно решить проблему эффективного функционирования любого образовательного учреждения.

В сельской школе учитель информатики не может быть просто преподавателем, он должен стать учителем-воспитателем.

Главные его усилия должны быть направлены на воспитание личности обучающихся, на формирование у них потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться, быть воспитанным и культурным человеком. Для учителей информатики это имеет особое значение, так как по сравнению с другими учебными предметами, информатика выделяется своей трудоемкостью, универсальностью, необходимостью большой самостоятельной, повседневной работы обучающихся, работы систематической. Без вдумчивой, каждодневной, серьезной работы овладеть информатикой просто невозможно, даже в минимальных размерах. Информатика становится связывающим звеном всех учебных дисциплин в школе.

Глава 1. Отличительные особенности сельской школы от других видов школ.

1.1 Условия организации педагогического процесса в сельской школе.

Сельские школы составляют в целом по стране около 70% из них более половины – это малочисленные, т.е. те, где в классе в среднем обучается менее 10 учеников.

Следует иметь в виду следующие общие тенденции, характеризуя сельскую школу:

– уменьшение рождаемости, приводящее к сокращению числа учащихся и переходу ряда школ из полнокомплектных в разряд малочисленных, что ведёт к сокращению кадров и необходимости вносить изменения в формы и методы образования;

– принятие сельской школой на себя дополнительных функций – экономической, социальной и моральной защиты детей;

– усиление влияния школы на сохранение и развитие села.

Условия сельского социума, воспитательный и образовательный потенциал социального окружения необходимо учитывать в организации учебно-воспитательного процесса.

Отличительные черты села:

– Социальная культура села более консервативна, устойчива и традиционна. Вследствие этого односельчане имеют большое влияние на воспитание детей.

– В селе в большей степени, чем в городе, сохранились внутреннее духовное богатство, правильное отношение к Родине и природе. В таких условиях у детей значительно раньше формируются уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, чувство взаимопомощи.

– Опыт общения детей ограничен численностью, но отличается детальным знанием окружающих людей.

– В селе до сих пор сохраняется более низкий уровень образования сельского населения и, следовательно, более низкий общий уровень культуры взрослых, которые окружают ребёнка.

– Особенности окружающей среды и социума, безусловно, оказывают огромное влияние на формирования личности ребёнка. Жители села отличаются меньшей возможностью социального роста, что приводит к образованию “комплекса городского превосходства”.

– Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной школе связаны, прежде всего, со спецификой тех задач, которые решает сегодня сельская школа: воспитание сельского труженика, хозяина земли, конкурентоспособного, умеющего организовать прибыльное дело в условиях села.

На организацию учебного процесса существенно влияет малочисленность классов, которая, с одной стороны имеет положительные стороны, а с другой – создаёт определённые проблемы и для учителя, и для ребёнка. Представить урок, где присутствуют от 2 до 5 человек, городскому учителю сложно. Но предложение возникает почти всегда одно и то же: что ж не работать в таком классе, где можно организовать индивидуальную работу с каждым? Знание личностных особенностей, бытовых условий жизни ребёнка, отношений в семье позволяет использовать в работе индивидуализированные способы организации учебной деятельности ребёнка. Для таких уроков свойственны камерность, меньшая заорганизованность, здесь легче решаются проблемы дисциплины. Взаимодействие педагогов и учащихся отличается интенсивностью. Казалось бы, в таких условия выше должны быть учебные успехи детей. Однако, практика показывает, что мотивация учения, познавательные интересы сельских школьников развиты значительно слабее, чем городских; успеваемость и качество образования чаще всего уступают городским учащимся

Объясняется это многими причинами, в том числе малочисленностью классов и школы, которая создаёт ряд проблем:

– на уроках нет соревновательности и в целом в учёбе учащихся одного класса, ограниченное число ориентиров для сравнения и оценки своих реальных успехов в учебной деятельности;

– ограниченный круг общения детей, что препятствует развитию коммуникативных умений, способности быстро реагировать на события в новой ситуации;

– психологическую незащищённость ребёнка, постоянное давление учителей на ученика, ожидание учеником того, что его обязательно спросят;

– ограниченные возможности для выбора предметов, занятий, педагогов, видов досуговой деятельности, общения и т.д.;

– однообразие обстановки, контактов, форм взаимодействия.

Перед педагогами встаёт организационная и методическая задача: учитывая достоинства малочисленности классов, найти способы решения вышеуказанных проблем.

С учётом проблем, особенностей сельской малочисленной школы нами были определены основные идеи её развития, которые, на наш взгляд, должны стать руководящими для педагога при организации учебного процесса:

– идея сотворчества педагогов, учащихся и родителей, основанием которого является коллективное целеполагание, планирование, совместное обсуждение и решение проблем, совместная деятельность в обучении и воспитании;

– идея расширения связей с окружающим миром, обусловленная ограниченностью общения в условиях сельской малочисленной школы, привлечение к обучению специалистов и родителей;

– идея взаимодействия детей разного возраста, которое выполняет множество социально-педагогических функций, предусматривает организацию совместной деятельности и общение учащихся разных классов на учебных занятиях, во внеклассной работе;

– идея педагогизации социального окружения школы, означающая использование воспитательного потенциала села, природы, культурного наследия, взаимодействие с местными учреждениями, а также влияние школы на развитие и обогащение села.

– особенности, а также идеи развития учебного процесса находят отражение в содержании и методике обучения сельских школьников. Здесь складываются благоприятные условия для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить методы, формы организации деятельности учащихся, снять излишнюю напряжённость и заорганизованность в школьной жизни ребёнка.

Есть возможность разнообразить содержание и способы организации учебных занятий, экскурсий, конференций привлечение специалистов сельского хозяйства, медицины, библиотеки, клуба, центра детского творчества. Тесные связи школы и социума, а также школы и семьи позволяют привлечь к организации учебной деятельности родителей, а также местных жителей.

Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности школы является организация занятий с несколькими классами, т. е. с разновозрастной группой детей, – так называемое “разновозрастное обучение”. Опыт показывает, что в зависимости наполняемости классов, изучаемой темы и формы занятия можно объединять учеников от двух до пяти классов, а в ряде случаев и всех детей школы. Речь идёт о принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение

Указанные особенности, а также идеи развития учебного процесса находят отражение в содержании и методике обучения сельских школьников. Здесь складываются благоприятные условия для интеграции средств учебной и внеучебной деятельности, что позволяет разнообразить методы, формы организации деятельности учащихся, снять излишнюю напряжённость и заорганизованность в школьной жизни ребёнка.

Есть возможность разнообразить содержание и способы организации учебных занятий, экскурсий, конференций привлечение специалистов сельского хозяйства, медицины, библиотеки, клуба, центра детского творчества. Тесные связи школы и социума, а также школы и семьи позволяют привлечь к организации учебной деятельности родителей, а также местных жителей.

Одним из способов решения обозначенных выше проблем в условиях малочисленности школы является организация занятий с несколькими классами, т. е. с разновозрастной группой детей, – так называемое “разновозрастное обучение”. Опыт показывает, что в зависимости наполняемости классов, изучаемой темы и формы занятия можно объединять учеников от двух до пяти классов, а в ряде случаев и всех детей школы. Речь идёт о принципиально новой организации занятий, для которых характерно разновозрастное обучение.

Тем не менее вести в школах информатику все-таки нужно, поэтому директора вынуждены предлагать этот предмет менее загруженным учителям. Увы, на сегодня его ведут все кому не лень - от учителей физкультуры, ОБЖ, до преподавателей музыки и уроков технологии. Но, кстати, надо и за это сказать им спасибо, потому что большинство относится к дополнительным обязанностям со свойственной учителям ответственностью, упорством и трудолюбием.

В итоге получается, что на сегодняшний день информатика в обычной школе преподается в 3-4-х классах, 8-9-х и выборочно в 10-11-х.. Значительные перерывы в обучении никак не способствуют повышению общего уровня знаний информатики и ИКТ, а о непрерывности преподавания можно лишь мечтать. На вопрос, хорошо это или плохо, учителя отвечают однозначно: ничего хорошего в этом нет.

При переходе на среднюю ступень обучения ребенок уже настроен на изучение информатики и работу с компьютером, однако ни того, ни другого он не получает. Вначале такой поворот событий вызывает недоумение и даже обиду, а как результат - ребенок напрочь забывает то, чему его учили. Поэтому в восьмом-девятом классе все надо начинать сначала.

Наряду с этим учителя перечисляют целый ряд других: нехватка и несоответствие школьным программам электронных учебников и других компьютерных продуктов, отсутствие обслуживания и технической поддержки школьных компьютерных сетей, а также (об этом чаще других вспоминают библиотекари сельских школ) неопределенная судьба школьных медиатек. Последние создавались несколько лет назад как необходимый атрибут современной школы. Сегодня некоторые из них даже переросли в школьные, сельские и районные медиацентры. В техническом плане они обеспечены хорошо, получили дубликаторы-резографы для того, чтобы тиражировать различные материалы, там есть ксероксы, компьютеры, широкополосный Интернет. Схожие проблемы отмечаются в школах областного центра.

 Главная загвоздка в том, что на фоне активного внедрения в школах современных технических средств обучения учитель не всегда успевает за этим процессом, - рассказывает Андрей Протасов, учитель информатики Воронежской гимназии имени Андрея Платонова. - Компетентность педагога растет не так быстро, как хотелось бы. Даже статус обычного пользователя можно присвоить далеко не каждому учителю. Самый простой пример - интерактивные доски, на которых сегодня некому работать.

Вторая проблема связана с тем, что, несмотря на большое количество компьютеров, установленных в школе за последние годы, в штатном расписании так и не появилось должности системного администратора. Немногие учреждения могут похвалиться тем, что у них есть заместитель директора по ИКТ или свой собственный сисадмин. Это ведет опять же к тому, что множество техники, поступившей по нацпроекту и в рамках миллионных грантов, не используется на полную мощность. Даже программное обеспечение - те самые диски, о которых все мы мечтали и которые наконец появились, некому проинсталлировать.

Третья проблема касается административного софта. На сегодняшний день существует очень большое разнообразие систем управления школой. Например, когда пришло первое программное обеспечение по президентской программе, там использовалась система «1С: Управление школой». А сейчас некоторыми образовательными учреждениями, а то и целыми районами, активно внедряется «АРМ директора». В итоге единой распределенной системы нет, а соответственно нет и возможности получать информацию в едином формате.

Беспокоит нехватка качественных программных продуктов для подготовки и проведения уроков. То, что сегодня продается на рынке, учитель не всегда может использовать эффективно. Были у нас и организованные поставки дисков в рамках различных проектов, но и тут качество не всегда лучшее, поэтому преподавателям приходится дорабатывать предоставленные материалы.

Наконец, хочу сказать, что современный учитель достаточно мотивирован и очень хочет освоить новые технологии. Однако он не всегда может найти время для посещения курсов. К тому же занятия достаточно дорогие, а средств не у всех хватает.

1.2.Специфика условий труда и деятельности учителя сельской школы

Социально-экономические преобразования, происходящие в стране , обусловили существенные изменения в деятельности сельской школы, состояние и уровень работы которой сегодня определяются тем, что она является главным фактором жизнеспособности, сохранения и развития поселка, села, деревни.. В то же время содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяются комплексом объективных и субъективных факторов , обусловливающих специфику её функционирования и перспектив развития, специфику профессиональной деятельности сельского учителя.

Повышению эффективности учебно-воспитательного процесса в сельской школе способствует сельскохозяйственное окружение , близость к природе , которые создают благоприятные условия для связи обучения и воспитания учащихся с конкретными видами сельскохозяйственного производства и жизнью сельских тружеников. Непосредственное общение сельских школьников с природой служит важным средством приобретения ими более осознанных естественнонаучных знаний, формирования у них экологической культуры, бережного отношения к окружающему миру. Наличие в сельской местности личных подсобных хозяйств, приусадебных участков, а также учебно-опытных участков при школах способствует предупреждению трудовой инфантильности. С малых лет сельские дети вовлекаются, как правило, в посильную трудовую деятельность в семье и школе, что способствует их физическому развитию и двигательной активности. Специфика сельской школы определяется не только совокупностью объективных факторов, которые предоставляют лишь потенциальные возможности улучшения учебно-воспитательной работы с сельскими школьниками и успешное осуществление которых во многом зависит от разумного использования их в конкретных условиях. Данная специфика определяется также и преимуществами осуществления педагогической деятельности на селе, а именно:

– более характерным, заметным проявлением лучших традиций народной педагогики, некогда стройной системы воспитания сельского жителя. В городах, особенно крупных, такие традиции практически не используются в силу смешения национальных особенностей жителей, отрыва от исторических корней;

– достаточно чётким представлением учителей о детях, условиях их жизни и быта, отношениях в семье, среди сверстников и т.п.;

– близостью к традициям, большей, чем в городе, силой общественного мнения, авторитетом педагогов, особенно тех, кто работает на селе многие годы и воспитал не одно поколение сельских жителей;

– принадлежностью большинства родителей к одному трудовому коллективу, их проживанием на территории небольшого поселка, села, деревни, постоянным общением с коллегами вне школы

– оптимальными условиями для подготовки учащихся к жизни на селе, сельскохозяйственному производству, проявления самостоятельности детей в решении хозяйственных и жизненных проблем.

Организацию учебно – воспитательной работы с сельскими школьниками затрудняют  малокомплектность и малочисленность большинства сельских школ. В большинстве из них нет параллельных классов, а во многих начальных школах существуют класс-комплекты. Поскольку в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальном развитии села» на селе начальные школы могут открываться даже при наличии одного ученика, количество таких школ по стране весьма значительно. В отличие от городских школ, микрорайон обслуживания сельской школой намного обширнее, для средних школ он может составлять десятки квадратных километров. Всё это требует от педагогических коллективов дополнительных и подчас весьма значительных затрат сил и времени по обеспечению своевременного посещения детьми учебных и внеурочных занятий. Это касается прежде всего организации регулярного подвоза школьников к образовательному учреждению, а при наличии интерната — установления и поддержания в нем условий жизни, сводящих к минимуму негативное влияние отрыва ребят от семьи, осуществления мер педагогического воздействия на школьников в период их пребывания вне школы. Демографические изменения на селе ведут к постоянному увеличению числа малокомплектных сельских школ. Условия их работы чрезвычайно сложны и для учителя, и для ученика.

В сельских школах осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику. В то же время в малочисленном классе зачастую отмечается повышенное чувство тревожности, психологические, эмоциональные, а иногда и интеллектуальные перегрузки учащихся, что связано с постоянным контролем и оценкой знаний учащихся. К отрицательной специфике малочисленной сельской школы можно отнести также отсутствие особой эмоциональной психической атмосферы, свойственной учебной работе большого коллектива учеников. В таких школах зачастую ограничено деловое информационное и эмоциональное общение детей, практически отсутствует состязательность учеников в овладении знаниями. Трудности возникают также с формированием коллективистских, нравственных качеств личности учащихся, организаторских, коммуникативных способностей, нередко отсутствуют лидеры.

Немалую проблему для педагогических коллективов сельских школ представляет также реализация принципа вариативности в обучении по разноуровневым учебным программам. Это особенно сказывается на программах изучения предметов, предназначенных для профильного, углубленного обучения. Хотя во многих регионах России накоплен некоторый опыт такой работы, тем не менее данная проблема на селе реализуется значительно тяжелее, чем в городе.

Особые условия функционирования сельской школы связаны не только с малым числом учащихся, но и обусловлены спецификой педагогической деятельности сельского учителя. Прежде всего необходимо отметить существенные различия в содержании и характере учебных поручений сельских и городских учителей. В городских школах с несколькими параллельными классами вся учебная нагрузка учителя, как правило, состоит из учебных занятий по одному предмету; учителей, преподающих 2—3 предмета, в них единицы. В то же время более половины учителей малокомплектных сельских школ, кроме своей специальности, ведут занятия по нескольким другим дисциплинам, по которым зачастую не имеют специальной подготовки. Большинство учителей сельских школ имеют учебную нагрузку, намного превышающую установленные нормы. Больших затрат времени требует от сельского педагоге; подготовка к занятиям в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, которые в условиях сельской местности обычно функционируют на базе дневных школ.

Конечно, преподавание учителем нескольких предметов имеет и некоторые положительные моменты. В частности, это позволяет шире использовать межпредметные связи, внедрять интегративные курсы (см. схему 1), обеспечивать более целенаправленное влияние на развитие личности школьника. С другой стороны, нельзя не видеть многих отрицательных последствий многопредметности. Вот некоторые из них:

• дефицит педагогических кадров приводит к тому, что в ряде случаев учителя ведут предметы не своей специальности;

• в вследствие многопредметности в течение учебного года учитель работает с одним классом последовательно на нескольких уроках, что в случае несложившихся взаимоотношений между учителем и учащимися может привести к педагогическому конфликту. Преподавание учителем нескольких предметов ведёт порой к искажённому представлению о способностях и возможностях ученика к обучению, которое необоснованно переносится с одного предмета на другой, при этом зачастую формируется отрицательное представление о ребенке;

• как правило, сельские школы, в которых работает большинство учителей-многопредметников, расположены в отдаленных населённых пунктах, сообщение с которыми затруднено. В результате учителя находятся практически в вынужденной изоляции, что мало способствует росту их профессионализма.

В условиях сельской школы значительно сложнее обстоят дела с повышением квалификации учителей, обменом опытом учебно-воспитательной работы. Учительские коллективы сельских школ в среднем насчитывают 12—15 человек (городские 35—40). Поскольку в таких школах, как правило, учителя-предметники представлены в единственном числе, то организовать внутришкольные методические объединения невозможно. Сложнее сельским педагогам поддерживать связь с различными методическим службами, библиотеками. В силу этого повышается роль самообразования в формировании педагогического профессионализма сельского учителя. Данные различных обследований показывают, что у сельских учителей значительно больше времени уходит на организацию внеклассной работы и классное руководство. Недостаточное количество на селе внешкольных детских учреждений приводит к тому, что вся внеучебная деятельность учащихся проводится под руководством и силами самих учителей.

Исключительно велика роль сельского учителя в культурной жизни села. Именно сельское учительство представляет собой основную часть сельской интеллигенции, главную культурную силу деревни. Большой удельный вес учителей среди сельской интеллигенции и более низкий образовательный уровень жителей села обусловливают и специфические особенности культурно-просветительной и воспитательной работы сельского учительства среди населения. Учителей на селе можно встретить среди депутатов органов местного самоуправления, они часто выдвигаются в исполнительные органы власти, выступают организаторами культурно-массовых мероприятий.

Таким образом, по своему составу, условиям жизни и работы сельское учительство значительно отличается от учителей городских школ, что необходимо учитывать будущим педагогам в процессе общепедагогической подготовки в стенах высших и средних педагогических учебных заведений.

2. Особенности применения содержания, форм, средств и методов повышения качества обучения информатике в сельской школе

2.2 Метод проектов – актуальный метод обучения информатике в сельской школе

Роль учителя при выполнении проекта

Самое сложное для учителя в ходе проектирования – это роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно. Но важно в ходе консультаций только отвечать на возникающие у школьника вопросы. Возможно проведение семинара-консультации для коллективного и обобщенного рассмотрения проблемы, возникающего у значительного количества школьников.

У учащихся при выполнении проекта возникает свои специфические сложности и их преодоление и является из ведущих педагогических целей метода проектов. В основе проектирования лежит присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать, так что учащимся трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные цели и задачи;

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы;

- осуществлять и аргументировать выбор;

- предусмотреть последствия выбора;

- действовать самостоятельно (без подсказки);

- сравнивать полученное с требуемым;

- объективно оценивать процесс (саму деятельность) и результат проектирования.

При выполнении проектов качественно меняется роль учителя. Она различна на разных этапах проектирования.

Многие школьники, особенно младшие, могут испытывать трудности в выборе темы проекта. Для решения этой проблемы учитель готовит «банк проектов», состоящий из реально выполненных заданий, сгруппированных по сферам интересов и подготовленности учащихся, который сопровождается приложением определенных примерных проектов с соответствующим обеспечением и оформлением, проводит разъяснительную работу о значимости и возможности того или иного проекта[11].

Занятия по проектированию должны приходить в непринужденной обстановке на основе педагогики сотрудничества учителя и ученика.

Учитель помогает ребенку добывать знания.

За специальной информацией учащиеся могут обращаться к учителям, родителям, друзьям, специалистам.

Роль учащихся в выполнении проекта

Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им научиться работать в команде. При этом происходит формирование такого конструктивного критического мышления, которому трудно научиться при обычной «Урочной» форме обучения. У учащихся вырабатывается свой собственный взгляд на информацию, и уже не действует оценочная форма: «это верно, а это – не верно». Школьники свободны в выборе способов и видов деятельности для достижения поставленной цели, им никто не говорит, как и что необходимо делать.

Даже неудачно выполненный проект также имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира себя в этом мире[10].

Систематическое использование метода проектов в школьном образовании позволит развивать познавательные умения учащихся, то есть умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Кроме того, выполнение различных учебных проектов способствует развитию критического и творческого мышления.

Обращаясь к истории, заметим, что метод проектов в обучении не является инновационным и прочно вошел в практику еще в прошлом веке. Считается, что данный метод берет свое начало в трудах Джона Дьюи. Именно этот американский ученый сто лет назад предложил вести обучение через целесообразную деятельность ученика, с учетом его личных интересов и целей. Отсюда чрезвычайно важно было показать детям личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для того чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе и новые, которые еще предстоит приобрести, и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Я считаю. Что проектное мышление необходимо и взрослым и детям. Его необходимо специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо культивировать. Сегодня для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу новому. Жизнь требует от нас, чтобы каждое новое задание, которое мы даем нашим ученикам было бы до какой-то степени новым и для нас.

Метод проектов - не новое явление в педагогике. Возник он в начале XX века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-30 годы).

Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания, а это прослеживается в стандартах второго поколения, которые предпочитают отход от авторитарных и репродуктивных методов обучения и предусматривают продуманное и обоснованное сочетание с многообразием методов, форм и средств обучения, и является одним из инновационных подходов в российском образовании.

Проектный метод обучения относится к активным методам обучения, а точнее к исследовательским методам и использует в своей основе стратегию погружения в учебный предмет или объект изучения реального мира. Проектный метод очень эффективен, но проблематичен в использовании на традиционном уроке, учитывая современную образовательную базу. Тем не менее, ка отмечает

С. И. Горлицкая, проектный метод реализует следующие дидактические принципы:

– Принцип сознательности и активности. Подлинную сущность человеческого образования составляют глубоко и самостоятельно осмысленные знания.

– Принцип связи теории с практикой. Практика критерий истины, источник познавательной деятельности и область приложения результатов обучения.

Осуществление меж  предметных связей для наиболее полной

информационной картины мира. Этот принцип реализуется за счет подбора проектов разной тематики и взаимодействия с другими учителями предметниками.8

Также проектный метод обучения тесно связывается с принципами прочности усвоения новых знаний и принципом научности.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальный проект тот, для исполнения которого необходимы знания из различных областей, позволяющие разрешить целый комплекс проблем.

При разработке проектов, их структуры, при координации деятельности учащихся в группах необходимо знание типологии проектов. Таковыми, как считает Н. А. Барыкова, могут быть:9

Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, приключенческий, ролево-игровой, практико-ориентированный.

Доминирующий в проекте содержательный аспект: литературное творчество, естественно-научные исследования, экологические, языковые (лингвистические), культурологические (страноведческие), ролево-игровые, спортивные, географические, исторические, музыкальные исследования;

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, траны, разных стран мира).

Количество участников проектов (индивидуальные, парные, групповые);

По продолжительности проведения: краткосрочные, долгосрочные, эпизодические

В соответствии с первым признаком Н. А. Барыкова предлагает следующие типы проектов:

 Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов;

– Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции);

Информационные проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.

 Игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

 Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно носит четко ориентированный на социальные интересы, интересы самих участников результат (газета, документ, видеофильм, звукозапись, программа действий, справочный материал).

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классной комнате, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 2.3 Внеклассная работа в сельской школе с применением компьютерной техники и ИКТ

В настоящее время при реализации приоритетного национального проекта «Образования» растёт роль информационно-коммуникационных технологий.

– обеспечение всех школ района компьютерами и мультимедиа  проекторами;

– организация и обучение педагогов на компьютерных курсах.

– проведение методических объединений по обмену опытом и.т.д.

Эта работа открыла возможности внедрения новых технических средств в учебно-воспитательный процесс .Использование компьютера и мультимедиа проектора в учебной и внеурочной деятельности школы выглядит очень естественным с точки зрения ребенка и является одним из эффективных способов повышения мотивации, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона.

В нашей школе компьютерная деятельность на уроке ориентирована на поддержку традиционного курса обучения и способствует развитию у ребенка повышенного интереса к предмету.

Даже малоактивный ребёнок становится более активным, у него повышается самооценка, он стремится проявить себя, найти верное решение

Урок продуман так, что деятельность детей соответствует их физиологическим особенностям и санитарным нормам. Разнообразие деятельности детей позволяет успешному решению поставленной задачи.

Отобранные материалы оцениваются во времени; прохронометрированы все материалы, учитывается интерактивный характер материала; планируется резерв времени.

Составляется временная развёртка (поминутный план) урока.

Маленький школьник на таком уроке не замечает продолжительности урока. Он увлечён. Положительный результат деятельности младшего школьника повышает развитие учебной мотивации у него и интереса к предмету.

Введение новых информационных технологий позволяет сделать уроки интересными, высокоэффективными.    

Игровая компьютерная среда, соединяясь с конкретной учебной задачей, позволяет ребенку усваивать материал как бы незаметно для себя, и при этом, что очень важно, использовать его в своей любимой практической деятельности — использование манипулятора "Мышь" позволяет ученику быстро освоить работу на компьютере.

Важно, чтобы применение компьютерных технологий было правильно сбалансировано в учебной деятельности младшего школьника.

    При редком использовании возможно чрезмерное возбуждение, что мешает восприятию и усвоению материала.

    И наоборот, слишком частое использование приведёт к потере интереса к таким урокам.

В настоящее время существует много мультимедийных учебников, которые содержат:

уроки,  видеофрагменты,  анимированный интерактивный тренажёр и т.д.

Они помогают учителю разнообразить педагогический процесс, сделать урок интересными, динамичными.

В настоящее время существуют мультимедийные учебные пособия для детей младшего Например, «Уроки Кирилла и Мефодия», которые могут быть использованы учителями начальных классов в качестве тренинга, объяснения нового, контроля знаний, решение логических задач, головоломок и т.д. Материал из этих электронных учебников можно использовать как частично, так и весь. Это зависит от задач урока, которые ставит перед собой учитель

Сегодня перед нами, работниками образования стоит очень серьёзная и трудная задача – научиться использовать новые информационные технологию,  как можно быстрее внедрить её в учебный процесс  школы. Эта задача для нас новая, нет опыта работы в этом вопросе, приходиться много экспериментировать, искать, отказываться от привычного, пересматривать некоторые позиции и двигаться вперёд.  

Заключение

. Проблемы и роль малокомплектных школ в современной образовательной ситуации различных стран отличаются друг от друга, не похожи принципы сохранения таких школ и образовательная практика, что представляет большой интерес. Одним из важных факторов, влияющих на жизни устойчивость этих образовательных учреждений, является, прежде всего, твердая роль социальных институтов, активно функционирующих на селе, конечно, при условии, что демографическая ситуация в конкретном населенном пункте не будет ухудшаться. В этом случае сохранение малокомплектной школы имеет явные преимущества, как показывает опыт других стран, и позволяет по-новому определить концепции образовательных технологий и методик обучения, соответствующих дидактической базе малочисленных школ, что актуально не только для нашего региона, но и России в целом.

Список использованной литературы

  1. Антопольский, А. Б. Информационные ресурсы России : Научно-методическое пособие / А. Б.  Антопольский. – Москва : Либерия, 2014. – 424 c.
  2. Антошин, М. К. Учимся рисовать на компьютере / М. К. Антошин. – Москва : Айрис, 2016. – 160 c.
  3. Божко, В. П. Информатика : данные, технология, маркетинг /               В. П. Божко, В. В. Брага, Н. Г. Бубнова. – Москва : Финансы и статистика, 2014. – 224 c.
  4. Гейн, А. Г. Основы информатики и вычислительной техники /             А. Г. Гейн, В. Г. Житомирский, Е. В. Линецкий, и др.. – Москва : Просвещение, 2013. – 254 c.
  5. Голубцов, В. Н. Информатика : Лабораторный практикум. Создание простых текстовых документов в текстовом редакторе Microsoft Word 2000 / В. Н. Голубцов, А. К. Козырев, П. И. Тихонов. – Москва: Саратов : Лицей, 2012. – 686 c.
  6. Горячев, А. В. Информатика в играх и задачах. 2 класс. Учебник-тетрадь / А.В. Горячев, Т.О. Волкова, К.И. Горина, и др.. –  Москва : Баласс, 2015. – 128 c.
  7. Горячев, А. В. Практикум по информационным технологиям / А. В. Горячев, Ю. А. Шафрин. – Москва : Бином, 2016. – 272 c.
  8. Демидович, Н. Б. Программирование и ЭВМ. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9, 10 классов / Н. Б. Демидович, В. М. Монахов. – Москва : Просвещение, 2014. – 240 c.
  9. Демина, О. А. Экзамен по информатике / О. А. Демина. – Москва : Приор, 2012. – 176 c.
  10.  Основные компоненты содержания информатики в общеобразовательных учреждениях. Приложение 2 к решению Коллегии Минобразования РФ от 22.02.95 № 4/1 // Информатика и образование. 1995
  11.  Преподавание базового курса информатики в средней школе : Методическое пособие / И. Г. Семакин, Т. Ю.  Шеина. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 540 с.
  12.  Программы для общеобразовательных учреждений : Информатика. 2-11 классы. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 380 с.
  13.  Софронова, Н. В. Теория и методика обучения информатике : Учеб. пособие / Н. В. Софронова. – Москва : Высш. шк., 2004. – 223 с.
  14.  Угринович, Н. Д. Преподавание курса "Информатика и ИКТ" в основной и старшей школе : Методическое пособие / Н. Д. Угринович. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. – 182 с.
  15.  Угринович, Н. Д., Новенко, Д. В. Информатика и информационные технологии: примерное поурочное планирование с применением интерактивных средств обучения. – 2-е изд. – Москва: Школьная пресса, 2001.
  16.  Шелепаева, А. Х. Поурочные разработки по информатике : Универсальное пособие : 8-9 классы – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : ВАКО, 2006. - 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ, ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:   1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.   2. Ур...

Выступление на педагогическом совете "Проблема формирования готовности детей к школе".

В данном методическом материале отражено понятие Й"готовность ребенка к школе", включающее в себя физиологическую, психологическую, личностную адаптацию.Родителям даны советы, чтобы исключить школьную...

Проблемы адаптации к поступлению в школу

Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка - начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью которого становится учебная деятельность.К 6 - 7...

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы.

Система комплексного подхода к физическому воспитанию учащихся младших классов сельской школы....

Доклад и презентация «Проблемы преемственности детского сада и школы. Пути их решения»

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...

«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"

Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.  Понятие преемственности трактуется шир...