«Дети и телевизор»
консультация

Кроличенко Нина Юрьевна

"Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon deti_i_televizor.doc840 КБ

Предварительный просмотр:

«Дети и телевизор»

«Люди, которые читают книги, всегда будут управлять теми, кто смотрит телевизор».

Это интересно знать:

     В последнее время психологам чаще приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос, но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером, телевизором.

Телевизор и  плоды его «воспитания»

  • те, кто увлекался просмотром телепередач,\

значительно отстают в  развитии речи: они позже начинали говорить, мало и плохо разговаривали, их речь бедна и примитивна. Многие из них нуждаются в логопедической помощи. Все дело в том, что овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Телевизор такой возможности не дает.

  • отстают в умственном развитии,  так как

речь непосредственно связана с мышлением человека.

  • проявляется неспособность к

самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни – «дефицит концентрации». У детей с таким диагнозом возникают проблемы с учебой, как правило, они не хотят учиться.

  • маленький человек не приобретает

необходимых навыков общения, у него формируется пассивное отношение к жизни, он постепенно превращается в наблюдателя, зрителя, но не участника событий.

  • дети теряют способность к  фантазии и

творческой активности. Они не умеют себя занять, им все становится неинтересно и ничего не хочется.

   

     Это очень опасное состояние, которое в подростковом возрасте может привести к наркомании и алкоголизму.

   

   Все это показывает, что телевизор не способен заложить прочную  и здоровую основу для формирования личности.

           С одной стороны просмотр телепередач дает возможность:

-расслабиться, забыть проблемы, уйти от страхов и переживаний;

-находить ответы на вопросы, на которые не отвечают взрослые из-за своей занятости;

-понять что такое хорошо и что такое плохо;

-узнавать о различных явлениях в разных областях знаний;

-развить воображение, фантазию, эмоциональную среду;

-занять свободное время.

В то же время длительный просмотр телевизионных передач  отрицательно влияет на здоровье детей:

-ухудшается зрение, сон, аппетит,   перегружается нервная система ребенка;

 -опасными  для еще не сформировавшейся детской психики являются сцены  агрессии, жестокости, насилия;

-у детей возникает  настоящая зависимость, страсть к телевидению.

               Сколько можно смотреть телевизор?

  •       -здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут 15 мин;
  •       -5-6летние дети 30 мин.;
  •       -младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.

      Телевидение способно стать эффективным средством  развития ребенка. Но при этом очень важно, какие программы  смотрят наши дети  и сколько. Главное, чтобы мы – родители и наши дети – не попали  в зависимость от телевизора, не заболели телеманией, а ценили, живое, эмоциональное  человеческое общение и стремились к нему.

                                             Что делать?

  • Не стоит полностью лишать ребенка просмотра телевизора – ведь, как известно, запретный плод сладок. Но необходимо строго его дозировать.
  • Отрегулировать взаимоотношения ребенка с телевизором можно разными способами. Самое простое – занять ребенка такими формами деятельности, которые направлены на развитие его личности и его творческих способностей, на формирование интереса к жизни и активной жизненной позиции. Когда ребенок занят, у него не остается времени на телевизор.
  • Можно вместе с ребенком отобрать те передачи, которые ему могут быть интересны и полезны (с учетом того, что их временной лимит не превысит 2-х часов в день).
  • Ни в коем случае не оставляйте ребенка один на один с телевизором (особенно когда ребенок один в квартире).
  • Если время просмотра телевизора вышло, а ваше чадо отказывается его выключать, попробуйте сделать ему предложение, от

  • которого он не сможет отказаться. Предложите ему поиграть, почитайте книжку, сходите на прогулку, предложите настольную игру или переключите внимание ребенка на его любимое занятие.  В конце-концов, заберите пульт от телевизора.
  • Полезно после просмотра передач или фильмов, обсудить их вместе с ребенком, пусть ребенок поделится своим впечатление и получит те разъяснения, которые ему необходимы. Не забывайте, телевизор в «прирученном» состоянии  – это источник знаний для вашего ребенка и возможность расширить его представления о мире.

Зрительная гимнастика

1. «Рисование» взглядом

 Задачи: Разнообразить движения глаз.

 «Рисование» взглядом разные геометрические фигуры – восьмерки, круги, треугольники, рассматривание прохожих и машины то одним глазом, то другим глазом, через дырочку на бумаге, сквозь расставленные пальцы ладони.

2. Игра «Найди зайку».

 Задачи: Дать нагрузку глазам в условиях смены освещения.

 Игра на поиск предмета в группе, рассматривая его то - одним, то - другим глазом, через дырочку на листе бумаги, или сквозь расставленные пальцы.

3. «1-2-3-посмотри»

 Задачи: Развивать глазодвигательные навыки.

Предложить ребёнку отправиться в путешествие; обращать внимание детей на соблюдение следующих правил: работают глаза, голова не подвижна. Взрослый перемещает игрушку в заданном направлении, сопровождая движения словами: «Посмотрели вверх – вниз, влево – вправо, покружились» и т. д. Показ предмета осуществляется в медленном темпе, чтобы ребенок до конца проследил глазами его движение.

4. Упражнение «Моргание»

 Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

 

              Показать ребёнку бабочку и предложить  поморгать как «бабочка крыльями машет».

5. Упражнение «Прищепочки»

 Задачи: Снизить нагрузку на глаза.

 Большими и указательными пальцами обеих рук сдавливаем кожу между бровей от переносицы к вискам.

6. Упражнение «Самолет»

 Задачи: Снять зрительное утомление.

Пролетает самолет (смотреть вверх на одну руку, которая покачивается; то же другой рукой)

С ним собрался я в полет.

Я мотор завожу (сжать кулак и водить им по кругу перед собой; кулак другой руки водить в противоположную сторону)

И внимательно гляжу (смотреть на кулак)

Поднимаюсь ввысь, лечу (руки вверх.смотреть на них),

Возвращаться не хочу (медленно опуская руки, следить за глазами).

7. Упражнение «Солнечный зайчик»

 Задачи: улучшить кровоснабжение глаз.

 Ход: взгляд фокусируется на светящемся предмете

 (луна, звезды, свеча, лампа) или «солнечном зайчике».

 Находящемся на маленьком расстоянии от глаз.

8. «Спи глазок, спи другой»

 Задачи: активизировать глазодвигательные функции.

 Ход: поочередно ладошками закрываем то один глаз, то другой.

         «Вредные» привычки ребенка

    Как надо вести себя родителям с ребенком,
имеющим «вредные» привычки

  • Пытаться понять ребенка.
  • Не сердиться.
  • Поддерживать веру в себя.
  • Успокоить и объяснить, что все это пройдет.
  • Лишний раз похвалить и отвлечь от всех мрачных мыслей.
  • Не ругать, не наказывать.
  • Сделать жизнь приятной, а главное – полюбить ребенка.
  • Придумать какую-нибудь захватывающую ролевую игр, например в парикмахерскую, где делают маникюр только детям с красивыми ногтями и невлажными пальчиками.
  • Разнообразить игрушки.
  • Наладить его детские контакты.
  • При грызении ногтей, сверх этого, уменьшить интеллектуальные перегрузки.
  • Исключить на время возбуждающие мероприятия, вплоть до просмотра захватывающих фильмов и чтения страшных сказок.

     Как НЕ надо вести себя родителям с ребенком,
имеющим «вредные»  привычки

  • Раздражаться и злиться на ребенка.
  • Пытаться эту вредную привычку запретить и переломить ребенка.
  • Постоянно контролировать и угрожать.
  • Наказывать.
  • Забинтовывать пальчики или мазать их неприятными веществами.
  • При грызении ногтей разжигать честолюбивые мотивы.
  • Всегда и постоянно  во всем подчеркивать свою нелюбовь.

     

Рекомендуемая  литература

1.Г.Пархомчук

  «Дети и телевизор: пути решения  проблемы».

2.Р.Пацлаф

  «Физиологическое воздействие телевидения на развитие ребенка».

3.Л.В.Чуприй

  «Влияние на детей телевидения и Интернета».

Ссылки

  1. Ребёнок и телевизор -

http://dskv1698.mskzapad.ru/activity/preschool_groups/47/grouppage/materials/deti_i_televizor/

  1. Ребёнок и телевизор -

          http://arushanov-robert.ru/2010/10/25/rebenok-i- televizor/

  1. Как не стать заложником голубого экрана - 

http://deti.mail.ru/child/televizor/

  1. Маленький ребёнок и телевизор - http://www.allwomens.ru/15449-grudnoy-rebenok-i-televizor.html

  1. Можно ли детям смотреть телевизор – http://www.kinderok.ru/1-3/razvitie/rebenok-i-televizor.html

Анкета для родителей «Ребенок и телевидение».

1.Что делает Ваш ребенок  после прихода  домой  из детского сада?  (Отметьте три  наиболее частых занятия)

- играет  самостоятельно;

-смотрит телевизор;

-гуляет;

-играет вместе со мной;

-слушает чтение книги;

-играет с братьями, сестрами, друзьями;

-ходит по дому, не в силах себя ничем занять;

-свой вариант (написать).

 2.   Как часто Ваш ребенок смотрит телевизор?

-каждый день;

-1-2 раза в неделю;

-только по выходным дням;

- в исключительных случаях;

-никогда;

-свой вариант (написать).

3. Какие передачи он смотрит чаще всего?

4. Какие герои больше всего нравятся Вашему ребенку?

5. Как Вы считаете, какое влияние (негативное или позитивное) они оказывают? Почему?

6.Обсуждаете ли Вы  с ребенком просмотренные передачи?

-всегда;

-иногда;

-очень редко;

-никогда нет времени;

-свой вариант (написать).

7.Ограничиваете ли Вы просмотр ребенком телепередач

-да, безусловно;

-иногда это бывает;

-у меня это не получается;

-считаю что этого делать не надо ;

-свой вариант (написать).

8. Что по Вашему  мнению необходимо сделать  ,чтобы телевизор стал  другом, а не врагом Вашего ребенка  ?

9.Как часто работает телевизор в Вашем доме?

-включен всегда с утра до вечера;

-чаще всего включен;

-включается только для просмотра  определенных программ;

-включается только в исключительных случаях;

-никогда;

-свой вариант (написать).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Досуг для взрослых и детей "Вместо телевизора"

ДосумаСпособствовать развитию чувств единения семьи, чувства сплочения, умения общаться со взрослыми и сверстниками; желанию сделать близким и дорогим людям приятное....

Консультация для родителей "Дети и телевизор"

                                                    ...

Консультация для родителей "Дети и телевизор"

Консультация для родителей на тему "Дети и телевизор"...

Консультация для родителей "Дети и телевизор".

Яркая и динамичная картинка в телевизоре привлекает внимание ребенка. В два-два с половиной года вы уже можете услышать от своего чада требовательное "Хочу мультик! " - хотя в большинстве случаев не а...

Дети и телевизор

Рассказать родителям о влиянии телевизора на психическое состояние ребёнка, о последствиях, которые возникают при избыточном времяпровождении детей у телевизора. Дать рекомендации о том, что и сколько...

Дети и телевизор

Небольшая статья о пользе и вреде телевизора для детей....

Дети и телевизор

Консультация для родителей "Дети и телевизор".С какого возраста и как смотреть телевизор?  Нужен ли он дошкольнику? Всегда ли телевизор - зло? Все это и многое другое можно прочитать в стат...