Поощрения и наказания
консультация
Даны рекомендации родителям и педагогам как регулировать поведение ребенка, как реагировать на провинность. Раскрыты причины непослушания и формы наказания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Поощрения и наказания
«Кто не возьмет лаской, не возьмет и строгостью»
Народная мудрость
Уважаемые родители! Нет никаких сомнений в том, что вы любите своих детей и желаете им добра. Но быть родителями – это радостный и в тоже время напряжённый труд. И, выполняя эту работу, вы испытываете сомнения, а иногда и заходите в тупик.
Очень часто ребёнок становиться нервным, агрессивным и неуравновешенным из-за того, что родители неумело и порой грубо используют по отношению к своему ребёнку методы поощрения и наказания.
А теперь давайте посмотрим, каково мнение наших детей по данной проблеме. На что они обращают внимание, что их беспокоит.
Воспитывать ребёнка – нелёгкое дело. Из всех трудных ситуаций нужно стараться выйти с уважением к их человеческому достоинству, без применения физических наказаний или словесных оскорблений.
Телесные наказания и битьё детей абсолютно неприемлемы. Ребёнок, которого бьют, чувствует глубокую неприязнь к самому себе и окружающим. Его последующее поведение может быть продиктовано жаждой мести. Его непременно мучает страх. Словесные оскорбления могут оказаться не менее унизительными и способны причинить не меньший вред, чем рукоприкладство.
Поэтому основным принципом, которым мы должны руководствоваться, должен стать следующий – наказание допустимо и оправдано, если оно логически вытекает из поступков ребёнка. Оно должно быть разумным и прямо связанным с содержанием поступка.
Наказание будет эффективно, когда есть поощрение. Поощрять можно и нужно. Особое внимание нужно уделять похвале за совершенное ребёнком усилие.
Мы можем
- Привить детям самостоятельность и чувство ответственности.
- Воспитывать в детях послушание и самообладание.
- Установить для детей чёткие рамки поведения, применяя систему поощрений и наказаний (за исключением телесных) и следуя за тем, чтобы «воздаяние» было справедливо и логически вытекало из поступков детей.
Существуют правила, которым дети должны следовать, требования, которые они должны выполнять. Правила. Нужны ли они?
Правила должны быть! Попустительство обязательно приведет к неспособности детей к саморегуляции, самостоятельности и самоконтролю.
Требования не должны противоречить важнейшим потребностям детей. Активность – это их важнейшая потребность в движении, познании и упражнении. Мы не имеем права лишать ребенка игры и движения, тем самым мы отнимаем у них желание познавать и исследовать, уменьшаем их жизненную активность, если это не наносит вред ребенку и окружающим.
Правил не должно быть слишком много, и они должны быть гибкими. Чрезмерный контроль лишает ребенка самостоятельности и самоконтроля. Ребенок приучается следовать только указаниям взрослого
Необходимо найти золотую середину между попустительским и авторитарным стилем воспитания. Давайте попытаемся распределить поведение детей по 4-м зонам
Зеленая зона, все, что можно делать ребенку всегда и везде, по его усмотрению. Желтая зона – можно действовать по собственному выбору, но соблюдая некоторые правила. Красная зона – действия детей неприемлемые ни при каких обстоятельствах.
Формы наказаний
Физические наказания никогда не оказываются хорошей дисциплинарной мерой. Если отшлепать малыша: да к тому же побольнее, это непременно приведет к совершенно определенному результату — он быстро научится бояться вовсе не того, что нельзя делать, а вас. Если шлепки имели успех, значит, ребенок стал бояться вас. Вы преобразили его поведение, желание заменили страхом, и это самое худшее, что можно сделать для психического здоровья ребенка.
Подрастая, человек приобретает умение контролировать, изменять и направлять свои желания. Но как бы мы ни научились владеть своим страхом, никто не может нам помочь освободиться от него полностью. Страх, к сожалению, очень сильно меняет наш облик: он делает нас робкими, нерешительными, теряющимися, неуверенными в себе и почти начисто лишает жизненного оптимизма.
Научившись бояться нас, дети начинают испытывать к нам сначала неприязнь, а затем и ненависть. Если конфликт возникает в раннем детстве, ребенок привыкает ожидать враждебности от всех.
Применяя физическое наказание взрослый должен отдавать себе отчет, что он это делает не для исправления ребенка, а лишь для того, чтобы разрядить свои нервы: дети вывели нас из терпения и мы берем реванш.
Помните:
- Шлепая ребенка, вы учите его бояться вас.
- Поведение ребенка будет строиться на непредсказуемой основе, а не на понимании и принятии законов морали.
- Проявляя при детях худшие черты своего характера, вы показываете ему плохой пример.
- Телесные наказания требуют от взрослого меньше всего ума и способностей, чем любые другие воспитательные меры.
- Шлепки могут только утвердить, но не изменить поведение ребенка.
- Задача дисциплинарной техники — изменить желания ребенка, а не только его поведение.
Наказание словом. Под словом «ругать» обычно подразумевается повышение голоса, крик. Что есть крик? Это бессилие взрослого, выброс негативных эмоций на детей, педагогическая беспомощность («я не могу общаться с ребенком»). Любой крик — это стресс для нервной системы ребенка, которая является более гибкой и чувствительной, чем у взрослых.
В состоянии стресса ребенок не слышит запрета. У ребенка чаще всего ответная реакция — страх, замкнутость, протест. Крик ничего не дает ребенку. И, как следствие, воспитательного результата быть не может.
А постоянный крик либо перестает ребенком замечаться, что, в свою очередь, рождает у него манеру разговаривать так же, просто потому, что он к ней привык, либо приводит к неврозу.
Когда можно кричать? Когда ребенок подвергает свою жизнь опасности или его действия могут причинить вред окружающим.
Другое дело — запреты. Они очень важны для формирования у детей социальных навыков. Запрещать надо, но спокойным, уверенным голосом.
Взрослые, наказывающие детей, могут стать для них примером. Ребенок, подражая взрослому, тоже станет решать свои проблемы силовым способом.
Изоляция — часто применяемый способ, когда ребенок выводится (отделяется) из группы сверстников или из игры на определенный период времени. При этом изоляция должна быть организована. Должно быть специальное место — другая комната, «виноватый» стульчик, находящиеся в поле зрения взрослого. Желательно оговорить с детьми заранее время изоляции (пока пересыпается песок в часах, движется стрелка на период конкретной игры). Время, которое проводит ребенок, наблюдая движение стрелки часов, пересыпание песка, становится для него периодом успокоения, дает ему возможность побороть свои импульсы. В итоге изоляция из наказания перерастает в способ помощи справиться со своими эмоциями.
Лишение приятного. У каждого ребенка есть свои предпочтения. Но есть занятия, любимые всеми детьми: просмотр мультфильмов, поездка в гости, в цирк. Очень хорошо, если в группе есть какой-либо ритуал, традиция (помощь воспитателю, кормление рыбок и т. п.). И отказ ребенку в праве участвовать в совместном ритуале станет для него сильным переживанием.
Наказание ли это? Конечно же, и довольно ощутимое! И главное, не обидное и не оскорбительное. Ведь дети хорошо чувствуют справедливость, а это справедливо. Взрослый просто не дарит им свое время, потому что расстроен или рассержен.
Какой же практический вывод? Нужно иметь запас больших и маленьких праздников, «зону радости». Если нет традиции совместных дел с ребенком, то стоит ее создать. И сделать эти занятия или дела регулярными, чтобы ребенок ждал их и знал, что они наступят обязательно, если он не совершит чего-нибудь очень плохого. Отменяйте их, только если случился проступок, действительно ощутимый, и вы на самом деле расстроены.
Лишение приятного — наиболее приемлемый способ регулировать поведение ребенка. Ведь наказывать ребенка лучше, лишая его хорошего, чем, делая ему плохое
«Причины непослушания»
- Борьба за внимание. Если ребенок не получает нужного количества внимания, он находит способ его получить.
- Борьба за самоутверждение. В группах, где воспитатели авторитарны, ребенок стремится доказать свое право на личное мнение.
- Желание отомстить. За несправедливое отношение, за то, что к другому ребенку относятся лучше и внимательнее, чем к нему, неурядицы в семье, зависть и т.д.
- Потеря веры в себя. Не принимают в группе, не достает внимания родных, ругает воспитатель: «Я плохой. Нечего и стараться. Все равно не получится.
Каждая выходка ребенка – это сигнал о помощи «Мне плохо! Помогите мне!»
Правила поведения взрослого при воспитании детей
Нельзя унижать ребенка
Унижения разрушают положительную самооценку. Ребенок начинает чувствовать вину за то, что он вообще живет на свете.
В результате может вырасти глубоко несчастный человек.
Никогда не нужно угрожать
Угрозы заставляют ребенка бояться и ненавидеть угрожающего ему взрослого. От угроз ребенок не перестанет вести себя кое-как, а если и перестанет, то только в присутствии взрослого, но потом обязательно "отыграется".
Не следует вымогать обещания
Обещание, как и угроза, относятся к будущему - когда оно еще наступит? А ребенок живет в настоящем. Вымогание обещаний разовьет в нем либо чувство вины, либо циничность в словах и делах.
Неразумно требовать немедленного повиновения
Ребенок не робот и не зомби. Ему нужно время, чтобы понять и принять или не принять ваше наставление. Предупреждайте его, что время игры скоро закончится. Даже в безоговорочных обязанностях должна оставаться иллюзия самостоятельности.
Не нужно допекать, опекая
Иначе ребенок никогда не почувствует, что может что-то сделать сам. А это снижает самооценку и приводит к комплексам. Кроме того, излишняя опека приучает ребенка к мысли, что можно не напрягаться - и так все для тебя сделают.
Нельзя слепо потакать ребенку
Чем более конкретны "да" и "нет", тем проще ребенку понять, что взрослый от него хочет. Некоторые правила ребенок будет усваивать быстро, другие же потребуют большего времени и терпения.
Нужно быть последовательным, чтобы достичь понимания.
Многие взрослые очень загружены на работе, но каждую свою свободную минутку стараются проводить с детьми: они отводят их в сад и в школу, готовят для них, стирают, покупают все, что им нужно. Дети должны сами понимать, что у родителей просто нет времени поиграть и почитать с ними Взрослые часто забывают простую истину – если уж родили ребенка, надо и время для него найти. Малыш, который постоянно слышит, что у взрослых нет на него времени, будет искать среди чужих людей родственные души. Даже если ваш день расписан по минутам, найдите вечером полчаса (в этом вопросе качество важнее количества) посидеть у кроватки малыша, поговорите с ним, расскажите сказку или почитайте книжку. Крохе это необходимо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поощрение и наказание
Консультация для родителей...
Поощрение и наказание
В данном материале описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....
Родительское собрание "Поощрение или наказание? "
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"
Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........

дополнительный материал к семинару-практикуму для родителей "Поощрение и наказание ребенка"
Презентация "Исскуство поощрять и наказывать"...

Памятка для родителей "Поощрение и наказание"
Основные тезисы для родителей, подготовленные для круглого стола "Поощрение и наказание"....