Поощрение и наказание. Ваш выбор.
статья по теме
Статья реокмендована родителям и лицам их заменяющим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pooshchreniya_i_nakazaniya_vash_vybor.doc | 32.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В самом деле, всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе и народная, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Одни боятся захвалить и воспитать ребенка чересчур избалованным, другие, наоборот используют похвалу как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребенке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям и окружающему миру. Разумеется, однозначно выражать мнение по этому деликатному вопросу было бы неверным.
Начнем с вопроса для взрослого. Нравится ли вам самим похвала руководителя? А если похвала руководства, то где: наедине, в кабинете или при свидетелях? Наверное, второе нравится больше? А ребенку нужно еще больше, он должен каждый день, каждый час слышать, что он молодец, умница, разумница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не правильно, не хорошо выполнил, а отлично, великолепно, чудесно, превосходно.
Не скупитесь на похвалу. А за особые заслуги – съел нелюбимый суп, быстро и аккуратно оделся – что-либо и подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово «рыбка», сказанное секретно доверительно на ушко (дети очень это любят).
В связи с этим вашему вниманию предлагаются различные варианты, позиции, положения известных русских и зарубежных авторов.
О ПООЩРЕНИИ. Наши советы:
1.Не хвалить ребенка особенно часто (имеется в виду каждоминутно), так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.
2.Предлагаем (если этого еще нет) дать ребенку второе имя – существительное, не производное от первого. Это может быть «рыбка», «зайчик», «ласточка», «солнышко». Поскольку дети любят ушами и им, нравится такое к себе обращение, можно использовать его в качестве похвалы – легкого поощрения.
3.Чередовать в этом плане производное от имени: – Наташа – Натусенька – Наточка – Таточка – Наталочка – Ташенька и т.д.
4.Обращаться ласково к ребенку в зависимости от его пола: - доченька – дочка – дочурка – внучка – внученька - сынок – сыночек – внук – внучок и т.д.
5.Использовать все великолепие русского языка, обращаясь к ребенку с восторгом и в превосходной степени: умница, молодчина, великолепно, чудесно, прелестно, очень хорошо, самый умный, добрый, красивый и т. д. (только не лично он, а его поступки его таковым делают).
6.Научить ребенка хвалить самого себя (Я молодец; или с помощью жестов рук и лица);
7.Пожать руку, обнять, поцеловать.
8.Послать воздушный поцелуй (для разнообразия или когда вы заняты).
9.Поощрить без слов, жестами, мимикой, показом пальцами рук, глазами.
10.Обнять на расстоянии.
11.Дать особые обещания, к примеру, «За то, что ты… в субботу пойдем (в гости, цирк и т. д.)
12.Похвалить ребенка в присутствии других (родственников, друзей, просто в общественном месте – автобусе, на улице).
13.За особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребенок забудет) поощрения материального плана (купить любимую игрушку, мороженое). К этому методу прибегать нечасто.
О НАКАЗАНИИ.
1.Категорически нельзя наказывать едой.
2.Нельзя сильно бить.
3.Запрещается обзывать бранными словами (в том числе жаргонизмами и вульгаризмами).
4.Нельзя кричать.
5.Нельзя ставить в угол надолго.
6.Нельзя наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).
7.Стараться не повторять свои требования множество раз.
П.П.Блонский (русский педагог) возражал против телесного наказания, мотивируя это следующим:
«1.Наказание апеллирует к животному страху;
2.Вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают;
3.Оно делает ребенка забитым и потому ничтожным;
4.Освобождает от угрызений совести;
5.Впоследствии такие дети делаются нечувствительными;
6.Наказание унижает и создает морального циника;
7.Вредно действует на половую сферу ребенка, вызывая приток крови к половым
частям;
8.Наказание развращает воспитателя».
Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?
1.Терпением. Это самая большая добродетель.
2.Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте
предельно краткими.
3.Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется.
4.Неторопливостью. Не спешите наказывать – подождите, пока поступок повторится.
5.Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказания.
В заключение отметим, что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.
И еще. Напоследок внимательно вчитайтесь в смысл заключения американского доктора Бертона Л. Уайта:
«Лучшими родителями оказываются те, которые преуспели в трех ключевых функциях:
1.Они удачно оформляли и организовывали окружающее детей пространство;
2.Они позволяли детям отрывать их от дел приблизительно на полминуты, в течение которых ребенку можно что-нибудь объяснить, рассказать, можно утешить и подбодрить его;
3.Воспитывая своих детей, они выказывали по отношению к ним одновременно и несокрушимую твердость и великую нежность»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поощрение и наказание
Консультация для родителей...
Поощрение и наказание
В данном материале описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....
Родительское собрание "Поощрение или наказание? "
Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...
Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"
Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........
Консультация для родителей «Поощрения и наказания на ваш выбор».
Консультация для родителей«Поощрения и наказания на ваш выбор».Родителям часто приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе родительская (народная), ст...
Консультация для родителей «Поощрение или наказание? Выбор за вами»
Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе и народная, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказан...
Консультация для родителей Поощрения и наказания - на ваш выбор
Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе и родительская (народная), столько и бытует мнений, разногласий, споров вокруг данной проблемы. Пре...