Поощрение и наказание. Ваш выбор.
статья по теме

Зыкова Елена Викторовна

Статья реокмендована родителям и лицам их заменяющим.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pooshchreniya_i_nakazaniya_vash_vybor.doc32.5 КБ

Предварительный просмотр:

        В самом деле, всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе и народная, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказаниях, но и о поощрениях. Одни боятся захвалить и воспитать ребенка чересчур избалованным, другие, наоборот используют похвалу как главный метод воспитания. Часть родителей категорически возражает против наказания, особенно телесного: боятся подавить в ребенке личность и вызвать целый ряд негативных явлений – страх, ненависть к родителям и окружающему миру. Разумеется, однозначно выражать мнение по этому деликатному вопросу было бы неверным.

        Начнем с вопроса для взрослого. Нравится ли вам самим похвала руководителя? А если похвала руководства, то где: наедине, в кабинете или при свидетелях? Наверное, второе нравится больше? А ребенку нужно еще больше, он должен каждый день, каждый час слышать, что он молодец, умница, разумница. Нужно говорить ему превосходными степенями русской речи – не правильно, не хорошо выполнил, а отлично, великолепно, чудесно, превосходно.

        Не скупитесь на похвалу.  А за особые заслуги – съел нелюбимый суп, быстро и аккуратно оделся – что-либо и подарить. Опять-таки это может быть и конфета, а может быть и очень ласковое слово «рыбка», сказанное секретно доверительно на ушко (дети очень это любят).

        В связи с этим вашему вниманию предлагаются различные варианты, позиции, положения известных русских и зарубежных авторов.

О ПООЩРЕНИИ. Наши советы:

1.Не хвалить ребенка особенно часто (имеется в виду каждоминутно), так как в этом случае потеряется важнейший смысл похвалы.

2.Предлагаем (если этого еще нет) дать ребенку второе имя – существительное, не производное от первого. Это может быть «рыбка», «зайчик», «ласточка», «солнышко». Поскольку дети любят ушами и им, нравится такое к себе обращение, можно использовать его в качестве похвалы – легкого поощрения.

3.Чередовать в этом плане производное от имени: – Наташа – Натусенька – Наточка – Таточка – Наталочка – Ташенька и т.д.

4.Обращаться ласково к ребенку в зависимости от его пола: - доченька – дочка – дочурка – внучка – внученька - сынок – сыночек – внук – внучок и т.д.

5.Использовать все великолепие русского языка, обращаясь к ребенку с восторгом и в превосходной степени: умница, молодчина, великолепно, чудесно, прелестно, очень хорошо, самый умный, добрый, красивый и т. д. (только не лично он, а его поступки его таковым делают).

6.Научить ребенка хвалить самого себя (Я молодец; или с помощью жестов рук и лица);

7.Пожать руку, обнять, поцеловать.

8.Послать воздушный поцелуй (для разнообразия или когда вы заняты).

9.Поощрить без слов, жестами, мимикой, показом пальцами рук, глазами.

10.Обнять на расстоянии.

11.Дать особые обещания, к примеру, «За то, что ты… в субботу пойдем (в гости, цирк и т. д.)

12.Похвалить ребенка в присутствии других (родственников, друзей, просто в общественном месте – автобусе, на улице).

13.За особо хорошее поведение, активные проявления доброты, трудолюбия, чуткости и заботливости пообещать и быстро выполнить (а то ребенок забудет) поощрения материального плана (купить любимую игрушку, мороженое). К этому методу прибегать нечасто.

О НАКАЗАНИИ.

1.Категорически нельзя наказывать едой.

2.Нельзя сильно бить.

3.Запрещается обзывать бранными словами (в том числе жаргонизмами и вульгаризмами).

4.Нельзя кричать.

5.Нельзя ставить в угол надолго.

6.Нельзя наказывать в публичном месте (в магазине, на улице, в гостях).

7.Стараться не повторять свои требования множество раз.

П.П.Блонский (русский педагог) возражал против телесного наказания, мотивируя это следующим:

«1.Наказание апеллирует к животному страху;

  2.Вселяет ненависть к тому, из-за чего наказывают;

  3.Оно делает ребенка забитым и потому ничтожным;

  4.Освобождает от угрызений совести;

  5.Впоследствии такие дети делаются нечувствительными;

  6.Наказание унижает и создает морального циника;

  7.Вредно действует на половую сферу ребенка, вызывая приток крови к половым

     частям;

  8.Наказание развращает воспитателя».

        Учитывая психологический риск, связанный с наказанием, справедливо задать вопрос: чем можно заменить его?

1.Терпением. Это самая большая добродетель.

2.Объяснением. Объясните ребенку, почему его поведение неправильно, но будьте

   предельно краткими.

3.Отвлечением. Постарайтесь предложить вашему ребенку что-нибудь привлекательное, чем-то, что ему сейчас хочется.

4.Неторопливостью. Не спешите наказывать – подождите, пока поступок повторится.

5.Наградами. На худой конец, они более эффективны, чем наказания.

        В заключение отметим, что во всей системе поощрений и наказаний важна интуиция родителей, дедушек и бабушек – ведь вы, как никто другой, знаете своего ребенка, знаете, каков он, что он любит, что не любит и т. д. Важно в данном случае не переусердствовать ни в ту, ни в другую сторону.

        И еще. Напоследок внимательно вчитайтесь в смысл заключения американского доктора Бертона Л. Уайта:

«Лучшими родителями оказываются те, которые преуспели в трех ключевых функциях:

1.Они удачно оформляли и организовывали окружающее детей пространство;

2.Они позволяли детям отрывать их от дел приблизительно на полминуты, в течение которых ребенку можно что-нибудь объяснить, рассказать, можно утешить и подбодрить его;

3.Воспитывая своих детей, они выказывали по отношению к ним одновременно и несокрушимую твердость и великую нежность»

         

 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Поощрение и наказание

Консультация для родителей...

Поощрение и наказание

В данном материале  описаны основные принципы правильного, "педагогичного" наказания....

Родительское собрание "Поощрение или наказание? "

Семья – колыбель духовного рождения человека.  Многообразие отношений между ее членами, обнаженность и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных фор...

Семинар-практикум для родителей. Тема "Поощрение и наказание ребенка в семье"

Родительское собрание в старшей группе. Цель: обогащать воспитательные умения родителей, поодерживать уверенность всобственных силах..........

Консультация для родителей «Поощрения и наказания на ваш выбор».

Консультация для родителей«Поощрения и наказания на ваш выбор».Родителям часто приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе родительская (народная), ст...

Консультация для родителей «Поощрение или наказание? Выбор за вами»

Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе и народная, столько и бытует мнений, разногласий, споров, дискуссий вокруг данной проблемы. И не только о наказан...

Консультация для родителей Поощрения и наказания - на ваш выбор

  Всем приходится хвалить и наказывать детей. Сколько существует педагогика, в том числе и родительская (народная), столько и бытует мнений, разногласий, споров вокруг данной проблемы. Пре...