Фонематический_слух
консультация

Коваленко Оксана Владимировна

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха — это не ЛОР- нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема состоит в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fonematicheskiy_sluh.docx632.02 КБ

Предварительный просмотр:

Фонематический слух.

C:\Users\User\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\malchik-ploho-slyshit-slova.jpg

Фонематический слух — это способность человека различать, анализировать и дифференцировать слоги и звуки человеческой речи.

Нарушение фонематического слуха — это не ЛОР- нарушение. При дефектах фонематического слуха физиологический обычно развит хорошо. Ребенок даже может обладать музыкальным слухом. Проблема состоит в том, что он плохо распознает фонемы — отдельные звуки. Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Например, заменив всего один звук в слове на другой, мы получим совершенно иное значение: «На столе стоит мишка, а в лесу живет миска» или «По тропинке бежит малина, а в саду растет Марина», вместо слова «ножка» говорит «нофка», вместо «кошка» – «кофка» или «коска» и т.д.

При данном отклонении у детей в школьном возрасте появляется акустическая дисграфия. Это например: замена на письме букв, похожих по звучанию; пропуски некоторых букв или даже слогов, перестановка их местами; объединение при написании нескольких слов в одно. Из-за этого возникают трудности с обучением и правильным воспроизведением услышанных слов. Но и в остальных предметах преуспевать будет сложно. Не успешность в учебе негативно влияет на самооценку ребенка. Именно поэтому очень важно скорректировать этот недостаток в дошкольном возрасте или, если этого не произошло, в начальной школе. Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!

Развитие фонематического слуха

Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Маленькие дети сначала учатся различать бытовые (не речевые) звуки: шум ветра, стук молотка, шум воды из-под крана, шуршание пакета. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.

В промежутке 1-2 лет при правильном  развитии фонематического слуха ребёнок понимает речь родителей. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «дай игрушку», «принеси машинку». Также отвечает на простые вопросы: «где мама?», «хочешь  кушать?» и т.д.

При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Малыши могут заметить неправильное произношение у своих сверстников и даже попытаться исправить их.  Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.

В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место быть нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы в дальнейшем не иметь проблем с произношением и обучением в школе.

Признаки нарушения фонематического слуха

Как было сказано выше, самый грубый вариант нарушения слухоречевого восприятия – это слуховая речевая агнозия. При нарушениях именно фонематического слуха у ребенка формируется ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи). У детей дошкольного возраста оно проявляется так:

  1. Нарушается произношение отдельных звуков, не обусловленное нарушением артикуляции. Например, звонкие могут заменяться на глухие или похожие, в речи преобладают шипящие и свистящие. «Кладрат» вместо «квадрат»;
  2. Ребенок пропускает или меняет местами согласные и гласные в словах. Вместо слова "машина" — "маниша", "мшина"; «поровот» вместо «поворот»;
  3. Смягчение согласных, где это не требуется, или, наоборот, произнесение твердого согласного вместо мягкого: «каряндаш» вместо «карандаш», «пю» вместо «пью», «песьня» вместо «песня», «люк" вместо «лук" и т.д.
  4. Пропуски слов в речи или слогов в словах.

Коррекция нарушения

Для развития фонематического слуха прежде всего нужны регулярные занятия с логопедом.

Коррекция ФФНР должна проводиться комплексно. Логопед проводит занятия, а невролог назначает терапию, направленную на устранение проблем в работе нервной системы (нормализация работы сосудов, питание мозга и т.д.). Помимо занятий у логопеда родители должны заниматься с ребенком и дома. Для этого специалист дает домашние задания.

Самое главное – верьте в своего ребенка и помогите ему постичь мир звуков!

Упражнения и игры для развития фонематического слуха:

Игра «Поймай звук». Взрослый говорит какое-то слово, а задача ребенка — при произношении заранее оговоренного звука хлопнуть в ладоши. Сначала подбирайте слова, которые начинаются с нужного звука. Затем усложняйте — звук должен находиться в середине или конце слова. Задание можно разнообразить, чтобы ребенку было интереснее, а также развивались различные каналы восприятия звука. Для этого говорите ребенку слова из соседней комнаты. Спустя какое-то время следует читать текст, в котором он будет ловить нужный звук. Этот способ отлично тренирует внимание и концентрацию.

Например: - если услышите звук –а-, то хлопайте в ладоши:

а) а – о – у – а – и – о – а – а – и ……

б) ау – оа – ои – иа – уи – уа ……

в) альбом, утка, апельсин, ослик, автомобиль, Аня, Оля….

Игра «Доскажи слово». Ребенку говорят начало фразы, а он должен её закончить: чтобы играть, нужна игра, чтобы шить, нужна… (игла). Придумайте как можно больше подобных созвучий.

Шепчет ночью мне на ушко сказки разные...                                                                              (перина, подушка, рубашка).
Без ключа, ты мне поверь, не откроешь эту...                                                                             (тумбочку, дверь, книгу).
От грязнули даже стол поздним вечером...                                                                             (сбежал, ушел, ускакал).

Поиграйте в «Рифмы». Говорите какое-нибудь слово и бросайте ребенку мячик. Он должен поймать его и произнести в ответ рифму. Если рифма не названа — скажите её сами. Начинайте с очень простых слов и постепенно переходите к более сложным. Игра рассчитана на детей в возрасте от 4-5 лет и старше.

Игра «угадай что звучит?».

Расставьте на столе несколько предметов (или озвученных игрушек). Манипулируя с предметами (стуча карандашом о стакан, гремя коробкой с кнопками, погремушкой, предложите ребенку внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем прикрыть предметы ширмой, а ребенок отгадывают, что звенит или гремит. Количество звучащих предметов надо постепенно увеличивать.

Игра «Шумящие баночки».  

      Предлагаю послушать звучание баночек, наполненных   крупой, горохом, солью и др. Угадайте по звуку, что находится внутри каждой баночки.

 

Подготовила: воспитатель

Коваленко О.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Консультация родителям: Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т.е. слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы, и он станет грамотно читать и писать. Но это большое заблуждение!...

Статья. " Фонематический слух. Этапы формирования фонематического слуха"

Аннотация.      Предлагаемая логопедическая статья рассказывает о фонематическом слухе и этапах его формирования. Даёт представление о правильной организации коррекционной раб...

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед

Консультация для родителей "Что такое фонематический слух и чем он отличается от обычного слуха". Автор: Жиба Илона Олеговна, учитель-логопед...

Логопедический проект по развитию фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста: "Думаем, играем и слух мы развиваем"

        Одним из факторов, вызывающих нарушение звукопроизношения, затруднения в понимании речи, в овладении навыками чтения и письма, являются недостаточно сформированные о...