Готовность ребёнка к школе
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_rebenka_k_shkole_konsultatsiya.docx | 26.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Что такое «Готовность ребенка к школе»
Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь? Как сложится первый школьный год, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.
В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.
Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке.
- Физиологическая готовность ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу (развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения). Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.
- Психологическая готовность ребенка к школе.
Психологическая готовность состоит из трех компонентов: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.
- Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- Ребенок должен ориентироваться в пространстве.
- ребенок должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
- Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
- коммуникабельность, то есть умение общаться со сверстниками и взрослыми;
- толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
- нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
- Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он идет в школу;
- наличие интереса к учению и получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Комплексные знания и умения, необходимые
для успешного обучения в школе:
- Внимание.
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
- Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
- Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
- Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
- Математика.
- Цифры от 0 до 10.
- Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
- Арифметические знаки: « +», «-«, «=».
- Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
- Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
- Память.
- Запоминание 10-12 картинок.
- Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
- Пересказ текста из 4-5 предложений.
- Мышление.
- Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
- Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
- Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
- Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
- Складывать пазлы без помощи взрослого.
- Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
- Мелкая моторика.
- Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
- Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
- Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
- Выполнять аппликации.
- Речь.
- Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
- Понимать и объяснять смысл пословиц.
- Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
- Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
- Различать в словах буквы и звуки.
- Окружающий мир.
- Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
- Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Советы родителям:
Тренируем руку ребенка.
Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики.
Для этого:
- Обязательно использование ножниц. Вырезание по намеченным линиям. Составление аппликаций;
- Лепка из пластилина, соленого теста, глины:
- Пальчиковые гимнастики;
- Рисование, раскрашивание;
- Завязывание шнурков;
Для развития эмоционально-волевой сферы необходимо:
- Научить ребенка доводить начатое дело до конца;
- Подготавливать свое рабочее место;
- Оценивание ребенком результата своего труда;
Одним из важных моментов психического развития, определяющего готовность ребёнка к школьному обучению, является развитие его речи:
- Связно, последовательно, понятно для окружающих описывать предмет, событие.
- Объяснять то или иное явление;
- Выражать свои мысли.
- Сравнивать, к примеру, слова: «дочка – точка», «дом-том», «коса- коза» и т.д.
- Заменять глухой звук звонким, твёрдый – мягким, шипящий – свистящим, придавать слову новое содержание.
ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ:
- Учите ребенка в игре;
- Систематичность обучения. Лучше каждый день по 15 минут, чем, 1 раз в неделю два часа;
- Научить сразу всему невозможно. Используйте принцип от простого к сложному. Лучше закрепить изученный материал, чем, непоследовательность в обучении;
- Не забывайте хвалить ребенка за малейший успех. Но, при неудаче, плохо выполненном задании, ненавязчиво укажите на ошибку словами «Если бы ты сделал немного по-другому, результат был бы лучше»;
- Играйте с ребенком в ходе совершения своих обычных дел, похода в сад. (игры: слова, опиши что видишь, сравни, посчитай)
- Игра должна быть интересна и для вас, и для ребенка.
- Экспериментируйте с детьми.
Самым распространённым и правильным остаётся мнение, что перед поступлением в школу родители или преподаватели детского сада должны дать ребёнку начальные знания – знать звуки, и цифры, рисовать карандашами и красками, вырезать ножницами картинки.
Но самое главное то, что при подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.
Список литературы:
- Домашний логопед/ Н.Г. Вологидина. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2006. – 256с.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ:методическое пособие / Айрис-Пресс, 2007.
- Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции:методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.
- Программа «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»
Цель: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....
Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"
Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...
Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек
Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....
Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)
Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...
Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...
Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"
Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....
«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе. » ( Проблема готовности ребёнка к школе)
Рекомендации для родителей будующих школьников....