Готовность ребёнка к школе
консультация (подготовительная группа)

Роденкова Ада Александровна

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovnost_rebenka_k_shkole_konsultatsiya.docx26.85 КБ

Предварительный просмотр:

Что такое «Готовность ребенка к школе»

Ваш ребёнок идёт в первый класс. Скоро школа распахнёт свои двери и начнётся новый период в его жизни, так не похожий на дошкольное детство. Как ребёнок войдёт в новую жизнь? Как сложится первый школьный год, в огромной мере зависит от того, что приобрел он за годы дошкольного детства.

В детских садах дети получают навыки счета, чтения, развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности, прививается любовь к труду.

Готовность к школе подразделяется на физиологическую, психологическую и познавательную. Все виды готовности должны гармонично сочетаться в ребенке.

- Физиологическая готовность ребенка к школе.

Этот аспект означает, что ребенок должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу (развитие мелкой моторики (пальчиков), координации движения). Ребенок должен знать, в какой руке и как нужно держать ручку, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм: правильная поза за столом, осанка и т. п.

- Психологическая готовность ребенка к школе.

Психологическая готовность состоит из трех компонентов: интеллектуальная готовность, личностная и социальная, эмоционально-волевая.

  1. Интеллектуальная готовность к школе означает: к первому классу у ребенка должен быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
  1. Ребенок  должен ориентироваться в пространстве.
  2. ребенок должен быть любознателен;
  3. должны соответствовать возрасту развитие памяти, речи, мышления.
  1. Личностная и социальная готовность подразумевает следующее:
  1. коммуникабельность, то есть умение общаться со сверстниками и взрослыми;
  2. толерантность; это означает, что ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и сверстников;
  3. нравственное развитие, ребенок должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
  1. Эмоционально-волевая готовность ребенка к школе предполагает:
  1. понимание ребенком, почему он идет в школу;
  2. наличие интереса к учению и получению новых знаний;
  3. способность ребенка выполнять задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
  4. усидчивость – способность в течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.

Комплексные знания и умения, необходимые

для успешного обучения в школе:

  1. Внимание.
  1. Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
  2. Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
  3. Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
  4. Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
  1. Математика.
  1. Цифры от 0 до 10.
  2. Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
  3. Арифметические знаки: « +», «-«, «=».
  4. Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
  5. Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
  1. Память.
  1. Запоминание 10-12 картинок.
  2. Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
  3. Пересказ текста из 4-5 предложений.
  1. Мышление.
  1. Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
  2. Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
  3. Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
  4. Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
  5. Складывать пазлы без помощи взрослого.
  6. Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
  1. Мелкая моторика.
  1. Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
  2. Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
  3. Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
  4. Выполнять аппликации.
  1. Речь.
  1. Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
  2. Понимать и объяснять смысл пословиц.
  3. Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
  4. Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
  5. Различать в словах буквы и звуки.
  1. Окружающий мир.
  1. Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
  2. Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Советы родителям:

Тренируем руку ребенка.

Очень важно развивать мелкую моторику ребенка, то есть его руки и пальчики.

Для этого:

  • Обязательно использование ножниц. Вырезание по намеченным линиям. Составление аппликаций;
  • Лепка из пластилина, соленого теста, глины:
  • Пальчиковые гимнастики;
  • Рисование, раскрашивание;
  • Завязывание шнурков;

Для развития эмоционально-волевой сферы необходимо:

  • Научить ребенка доводить начатое дело до конца;
  • Подготавливать свое рабочее место;
  • Оценивание ребенком результата своего труда;

Одним из важных моментов психического развития, определяющего готовность ребёнка к школьному обучению, является развитие его речи:

  • Связно, последовательно, понятно для окружающих описывать предмет, событие.
  • Объяснять то или иное явление;
  • Выражать свои мысли.
  • Сравнивать, к примеру, слова: «дочка – точка», «дом-том», «коса- коза» и т.д.  
  • Заменять глухой звук звонким, твёрдый – мягким, шипящий – свистящим, придавать слову новое содержание.

ЗАПОВЕДИ РОДИТЕЛЯМ:

  1. Учите ребенка в игре;
  2. Систематичность обучения. Лучше каждый день по 15 минут, чем, 1 раз в неделю два часа;
  3. Научить сразу всему невозможно. Используйте  принцип от простого к сложному. Лучше закрепить изученный материал, чем, непоследовательность в обучении;
  4. Не забывайте  хвалить ребенка за малейший успех. Но, при неудаче, плохо выполненном задании, ненавязчиво укажите на ошибку словами «Если бы ты сделал немного по-другому, результат был бы лучше»;
  5. Играйте с ребенком в ходе совершения своих обычных дел, похода в сад. (игры: слова, опиши что видишь, сравни, посчитай)
  6.  Игра должна быть интересна и для вас, и для ребенка.
  7. Экспериментируйте с детьми.


Самым распространённым и правильным остаётся мнение, что перед поступлением в школу родители или преподаватели детского сада должны дать ребёнку начальные знания – знать звуки, и цифры, рисовать карандашами и красками, вырезать ножницами картинки.
Но самое главное то, что при подготовке ребёнка к школе необходимо учитывать его индивидуальные способности и оценить таланты своего ребёнка. Правильная оценка этих качеств и помощь в случае каких – либо проблем поможет ребёнку успешно адаптироваться в школе и получать знания, радость и удовольствие.

Список литературы:

  1. Домашний логопед/ Н.Г. Вологидина. – Ростов н/ Д.: Феникс, 2006. – 256с.
  2. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Родительские собрания в ДОУ:методическое пособие / Айрис-Пресс, 2007.
  3. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции:методическое пособие для работников ДОУ. Линка-Пресс, 2007 г.
  4. Программа «От рождения до школы»под ред. Н. Е. Веракса, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Готовность ребёнка к школе»

Цель:  организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности ребенка к школе и благополучной адаптации к школьному обучению....

Консультация "Год до школы! Речевая готовность ребёнка к школе"

Школьное обучение предъявляет ребёнку новые требования к его речи, вниманию, памяти. Существенную роль играет психологическая готовность к обучению, т. е. осознание им общественной значимости его ново...

Психологическая готовность ребёнка к школе. Подготовка ребенка к школе, помогаем ребенку настроиться на школьное обучение. Как помочь маленькому школьнику, разбор проблем первоклашек

Статья включает в себя: из чего состоит психологическая подготовка ребенка к школе, рекомендации родителям будущего первоклассника, как можно помочь ребенку, а также разбор проблем первоклашек....

Школа для родителей будущих первоклассников (семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие в город звуков и слов»)

Школа для родителей будущих первоклассников(семинар «Речевая готовность ребёнка к школе» с показом открытого мероприятия – развлечения для родителей детей 6-7 лет «Путешествие ...

Речевая готовность ребёнка к школе. Роль родителей в формировании мотивационной сферы готовности к школе.

Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компонен...

Выступление педагога - психолога на родительском собрании в подготовительной группе по итогам диагностики готовности к школе. "Готовность ребёнка к школе"

Цель: повышение психолого-педагогической грамотности родителей в вопросах готовности ребёнка к школьному обучению; информирование родителей о результатах диагностики готовности к школе....