Сценарий родительского собрания подготовительной группы «Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
материал (подготовительная группа)
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
- объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 42.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий родительского собрания подготовительной группы
«Нравственно-патриотическое воспитание в семье»
Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.
Задачи:
- помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;
- объединение усилий детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно – патриотических качеств у детей.
Предварительная работа:
- изготовление приглашений каждой семье;
- оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания (Приложение 1);
- подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом», «Малиновый звон» …);
- провести анкетирование родителей на тему «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний родителей о нравственно – патриотическом воспитании (Приложение 2);
- дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»;
- заучивание детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4);
- подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;
- на плакате подготовить правила работы за круглым столом;
- изготовить контур дома и фишки: красного, синего и черного цвета;
- подготовить материал для изготовления открытки (бумага, картон, ножницы, фломастеры, клей);
- подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;
- подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;
- подготовить книжки – раскраски для награждения за участие в конкурсе.
Время проведения: по плану ИОМ - январь.
Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
Участники: воспитатели, родители, дети.
Место проведения: помещение группы.
План проведения:
- Вступительный этап:
- разминка «Сложи пословицу».
- Основная часть:
- педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);
- введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему: «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»);
- игра «Бабушкин сундук»;
- презентация «Самая, самая семья ….
- Практическая часть:
- «Веселая мастерская» – изготовление открытки.
- Подведения итогов собрания.
- чтение детьми стихотворений;
- памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»;
- рефлексия.
Ход собрания
Вступительный этап
- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.
- Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:
1. Время свято – говори ясно и сжато.
2. Закон один: все слушают, когда говорит один.
3. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.
- Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».
Зачитываются родителями пословицы:
- Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).
- Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).
- Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).
Итог разминки.
- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств).
Основная часть
Педагог группы раскрывает понятия:
Воспитание – процесс целенаправленного воспитания личности.
Семейное воспитание – систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.
Нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Нравственные качества – доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.
Патриотическое воспитание – это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.
Патриотические качества – гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.
Введение в проблему
Круглый стол «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников». Выступление воспитателя (Приложение 3).
(Звучит тихая музыка «Малиновый звон)
Игра «Бабушкин сундук».
- Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.
В сундуке находятся:
- большая красивая книга русских народных сказок;
- альбом и краски;
- букварь;
- банка варенья, шоколад, конфеты;
- котенок;
- старинные семейные фотографии;
- игрушки бабушек и дедушек;
- открытки памятников города Павлово;
- картинки с изображением орденов и медалей;
- кукла, одетая в военную форму;
- пилотка;
- пряники, ватрушки;
- кулинарная книга;
- спортивные атрибуты;
- перчаточные куклы для кукольного театра;
- рыбий жир.
Презентация семьи «Самая, самая семья…»
Воспитатель приглашает в группу детей, предлагает всем желающим родителям и детям поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья…».
- Уважаемые, родители и дети, в своем выступлении вы должны рассказать:
* из кого состоит семья (родословная);
* историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи;
* о семейных реликвиях;
* о семейных традициях;
* о семейном увлечении, хобби;
* о семейной мечте.
По итогам презентации, награждение семей книжками – раскрасками.
Практическая часть
«Веселая мастерская»
Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать общую открытку на тему «Цветок дружбы».
- Дорогие наши родители, сейчас мы вместе с вами и нашими детьми сделаем открытку под названием «Цветок дружбы». Пожалуйста, следите за моими действиями, и выполняйте вместе со мной. (Педагог вместе с родителями и детьми, выполняет поделку).
- А сейчас развернем открытку и увидим с вами, что у нас получилось. Какое чудо, вот это настоящий цветок дружбы!
Подведение итогов собрания.
Чтение детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4).
Рефлексия
- Уважаемые родители, просим оценить наше собрание. Около выхода, расположен контур дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием собрания, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения. Раздать памятки и рекомендации. (Приложение 5, 6).
- Наше собрание подошло к концу. Благодарим вас за активное участие и творческую работу. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях.
Приложение 1.
- Вся семья вместе и душа на месте.
- В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке, как чувство.
Гегель
- Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца…
В.С. Сухомлинский.
- Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.
- Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.
- Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ.
Н.Г.Чернышевский
- Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.
А. Колчак
Приложение 2.
Анкета для родителей.
«Нравственно - патриотическое воспитание»
Уважаемые родители!
Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание» (воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.
1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?
2. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?
3. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?
4. Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?
5. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно - патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?
6. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?
7. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?
Приложение 3. Доклад
НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.
В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.
В дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.
Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
- Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
- Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.
- Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:
- повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
- везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
- повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;
- люди берегут и охраняют природу;
- есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
Приложение 4.
Наш дом
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той,
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
Е. Аксельрод.
Берегите Россию
Берегите Россию
Нет России другой.
Берегите ее тишину и покой,
Это небо и солнце,
Это хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе!
Н. Гусева.
Родное
Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Речка, небо надо мною.
Это все мой дом родной!
В. Орлова.
Наша армия
На горах высоких,
На степном просторе
Охраняет нашу Родину солдат.
Он взлетает в небо,
Он уходит в море,
Не страшны защитнику
Дождь и снегопад.
В. Степанова.
Приложение 5.
Рекомендации для родителей.
Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада.
- Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.
- Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.
- Дайте представление о работе общественных учреждений.
- Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.
- Расширяйте собственный кругозор.
- Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.
- Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.
- Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.
Приложение 6.
Памятка
Этапы знакомства - нравственно – патриотическое воспитание
Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что дошкольнику трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.
Работа ведется последовательно:
- семья;
- детский сад;
- микрорайон;
- район;
- город;
- достопримечательности, исторические места и памятники;
- страна.
В процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.
Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
Библиография
1.Комарова И.И., Кондрашов А.П. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. 1998.
2. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.
3. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с.
4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. – М.: ВАКО, 2011. – 240с.
Протокол родительского собрания «Нравственно-патриотическое воспитание
Протокол № 2
В разновозрастной группе детского сада МБДОУ №3 «Улыбка»
от 20.01.2021г
Цель: формировать обобщённое представление родителей в вопросах воспитания патриотизма, воспитывать интерес к культуре своего народа.
1. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
2. Рубрика встреча с интересными людьми.
3. Всё начинается с детства (быт и традиции)
4. Викторина «Родная станица»
5. Казачьи народные игры и упражнения.
6. Рефлексия «Волшебный клубочек».
7. Советы родителям.
Предварительная работа:
• Подготовка воспитателем интересных и исторических вопросов для родителей к викторине «Родная станица»
• Подготовка для родителей буклета «Нравственно-патриотическое воспитание детей».
• Подготовка и раздача родителям памятки по патриотическому воспитанию дошкольника.
• С родителями проводилось анкетирование под названием "Патриотическое воспитание в семье»
1. По первому вопросу с вступительным словом выступила Фомина ОИ, обратившись к родителям пояснила, что перед нами стоит нелёгкая задача – донести всю глубину понятия «гражданин Отечества» до маленького Человека, суметь привить ему любовь к Родине. В настоящее время эта проблема
актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения, так как во многих семьях вопросы воспитания патриотизма и гражданственности не считаются важными и зачастую вызывают лишь недоумение, многие из родителей не могут ответить на вопросы о сути гражданственности и патриотизма. Малыш тянется ручонками к матери и отцу, чувствуя их силу, тепло, нежность, любовь и свою защищённость. Именно с этих ощущений начинается его любовь к своей семье, родному дому, к своей малой Родине. С возрастом к ребёнку приходит понимание Родины как своей страны, в которой он родился (приложение №1).
Решение: Всех родителей ознакомить с «Национальной доктриной образования в Российской Федерации» в которой подчёркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности…» от 4.10.2000г. №751.
3. По второму вопросу воспитатель Фомина ОИ рассказала о традициях и быте русского народа, о том как важно на этапе дошкольного образования суметь научить ребёнка чувственно воспринимать, познавать и принимать многообразие внешнего мира; так как становление Человека, гражданина, личности происходит в самый нежный и чувственный период жизни, когда мир представлен яркими образами и красками. Воспитатель Фомина ОИ предложила родителям обменятся опытом традиций своей семьи.
Решение: продолжать активизировать знания детей о культуре нашего края, воспитывать интерес к истории своей семьи, воспитывать уважение к труду.
4. Воспитатель Фомина ОИ. провела с родителями викторину «Родная станица» (приложение №3)
Решение: ознакомить родителей с историей возникновения села Таремское, продолжить работу с родителями на тему ценностно-смысловое развитие дошкольника.
5. Воспитатель Фомина ОИ провела с родителями и детьми развлечение «Играй и пой казачий Дон», цель развлечения – приобщить детей и родителей к истокам донской культуры, создать радостное настроение.
Решение: продолжать работу по совершенствованию знаний донской истории, приобщению детей к культуре, обычаям, традициям родного края, к его духовным и нравственно- эстетическим ценностям.
6. Воспитатель Фомина ОИ. провела с родителями рефлексию «Волшебный клубочек»; передавая и удерживая свою нитку, предложила родителям, обменяться впечатлениями, высказать своё мнение о проведённом собрании и оставить пожелания.
Решение: Формировать мотивации к совместной деятельности, учесть пожелания и просьбы родителей.
7. Советы родителям. Воспитатель Фомина ОИ. предложила родителям памятку «Патриотическое воспитание дошкольника» (приложение №4)
Решение: Научить ребёнка проявлять позитивные эмоции, не взращивать в своём ребёнке равнодушие, воспитывать уважение к символам государства, стараться чаще водить ребёнка в музеи и на выставки.
7.1 Ознакомить родителей с памяткой по безопасности в сети Интернет
Решение: принять к сведению угрозу опасности, которая несёт массированное воздействие на подростков, цель которого вовлечь ребёнка в различные группы для совершения противоправных действий. При обнаружении иной, немедленно провести с ребёнком беседу и обратиться к администрации социальной сети с просьбой заблокировать данный контент (приложение №4.1).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему « Нравственно – патриотического воспитания детей в семье».
Родительское собрание на тему "Нравственно - патриотическое воспитание детей в семье"....
Сценарий родительского собрания подготовительной группы
Сценарий родительского собрания подготовительной группы...
Родительское собрание на тему: "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников"
Родительское собрание на тему: "Нравственно патриотическое воспитание дошкольников"...
Конспект. Родительского собрания на тему: "Нравственно - патриотическое воспитание".
Конспект. Родительское собрание на тему: Нравственно - патриотическое воспитание"....
Родительское собрание на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
Родительское собрание на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников" ...
Сценарий родительского собрания на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»
Детство – самый благоприятный период для развития всех качеств личности ребенка. Помочь ребенку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому – вот цель, кот...
Родительское собрание на тему Нравственно патриотическое воспитание дошкольников
Материал представлен для родителей детей 5-7 лет...