Родительское собрание на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"
консультация

Ионкина Елена Владимировна
Родительское собрание на тему: "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_patr_vospitanie.docx88.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида №17»

Родительское собрание

на тему:

"Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников"

Подготовила старший воспитатель: Ионкина Е.В.

        

Саратов 2020 г.

Форма проведения: круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.

Цель: привлечь родителей к обмену мнениями о нравственно-патриотическом воспитании в семье.

Задачи:

  • помочь родителям овладеть знаниями о нравственном и патриотическом воспитании;

  • объединить усилия детского сада и семьи в вопросе формирования нравственно-патриотических качеств у детей.

Предварительная работа:

  • изготовление приглашений каждой семье;

  • оформить группу мудрыми мыслями, цитатами по теме собрания (Приложение 1);

  • подбор произведений для музыкального оформления («Родительский дом»,

«Малиновый звон» …);

  • провести анкетирование родителей на тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников», которое поможет определить уровень знаний родителей о нравственно-патриотическом воспитании (Приложение 2);

  • дать родителям задание подготовить презентацию семьи на тему «Самая, самая семья …»;

  • заучивание детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение

4);

  • подготовить атрибуты для игры «Бабушкин сундук»;

  • на плакате подготовить правила работы за круглым столом;

  • изготовить контур дома и фишки: красного, синего и черного цвета;

  • подготовить материал для изготовления открытки (бумага, картон, ножницы, фломастеры, клей);

  • подготовить фрагменты пословиц о семейном, нравственном и патриотическом воспитании, для составления родителями;

  • подготовить фотовыставку «Моя семья. Традиции нашей семьи»;

  • подготовить книжки-раскраски для награждения за участие в конкурсе.

Участники: воспитатели, родители, дети.

Место проведения: помещение группы.

План проведения:

  1. Вступительный этап:

  • разминка «Сложи пословицу».

  1. Основная часть:

  • педагогический всеобуч (понятие: воспитание, семейное воспитание, нравственное и патриотическое воспитание);

  • введение в проблему (выступление воспитателя группы на тему:«Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников»);

  • игра «Бабушкин сундук»;

  • презентация «Самая, самая семья ….

  1. Практическая часть:

  • «Веселая мастерская» – изготовление открытки.

  1. Подведения итогов собрания.

  • чтение детьми стихотворений;

  • памятка «Нравственно – патриотическое воспитание»;

  • рефлексия.

Ход собрания Вступительный этап

- Добрый вечер, уважаемые родители. Мы рады приветствовать вас на очередном родительском собрании. Сегодня вашему вниманию мы предлагаем круглый стол с элементами игры и продуктивной деятельности.

  • Мы бы хотели, чтобы все участники круглого стола были активны, инициативны, придерживались следующих правил:

  1. Время свято – говори ясно и сжато.

  1. Закон один: все слушают, когда говорит один.

  1. Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй.

  • Итак, мы начинаем. Чтобы было ясно, какая сегодня тема нашего круглого стола, надо собрать из фрагментов пословицы. На трех столах разложены фрагменты пословиц. Родители делятся на группы и собирают пословицы. Звучит тихо в грамзаписи музыка «Родительский дом».

Зачитываются родителями пословицы:

  1. Родительское слово мимо не молвится (семейное воспитание).

  1. Добрый человек добру и учит (нравственное воспитание).

  1. Родной край – сердцу рай (патриотическое воспитание).

Итог разминки.

- Уважаемые родители. Теперь можно сделать вывод, о чем мы сегодня будем с вами говорить. Тема нашего круглого стола «Нравственно-патриотическое воспитание детей» (воспитание нравственно-патриотических качеств).

Основная часть

Педагог группы раскрывает понятия:

Воспитание  процесс целенаправленного воспитания личности.

Семейное воспитание  систематическое целенаправленное воздействие на ребенка взрослых членов семьи и семейного уклада.

Нравственное воспитание  это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственные качества  доброта, порядочность, дисциплинированность, коллективизм, товарищество и т.д.

Патриотическое воспитание  это процесс формирования личности, воздействие на личность, которая будет любить свою Родину.

Патриотические качества  гордость, забота, гуманизм, милосердие, общечеловеческие ценности и т.д.

Введение в проблему

Круглый стол «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».

Выступление воспитателя (Приложение 3).

(Звучит тихая музыка «Малиновый звон)

Игра «Бабушкин сундук».

  • Уважаемые мамы, папы, бабушка и дедушки, сейчас мы с вами поиграем в игру «Бабушкин сундук». Для игры используется бутафорский сундук, в котором находятся несколько предметов, необходимых, с точки зрения условной бабушки, для успешного воспитания ребенка. Воспитатель поочередно достает предметы и предлагает родителям догадаться о вариантах использования этих предметов в воспитании детей. Родители вместе решают, оставить этот предмет в сундуке как инструмент воспитания или удалить его из бабушкиного арсенала.

В сундуке находятся:

  • большая красивая книга русских народных сказок;

  • альбом и краски;

  • букварь;

  • банка варенья, шоколад, конфеты;

  • котенок;

  • старинные семейные фотографии;

  • игрушки бабушек и дедушек;

  • открытки памятников города Сургута;

  • картинки с изображением орденов и медалей;

  • кукла, одетая в военную форму;

  • пилотка;

  • пряники, ватрушки;

  • кулинарная книга;

  • спортивные атрибуты;

  • перчаточные куклы для кукольного театра;

  • рыбий жир.

Презентация семьи «Самая, самая семья…»

Воспитатель приглашает в группу детей, предлагает всем желающим родителям и детям поучаствовать в конкурсе «Самая, самая семья…».

  • Уважаемые, родители и дети, в своем выступлении вы должны рассказать: * из кого состоит семья (родословная); * историю происхождения семейной фамилии, имен членов семьи; * о семейных реликвиях; * о семейных традициях;

* о семейном увлечении, хобби; * о семейной мечте.

По итогам презентации, награждение семей книжками – раскрасками.

Практическая часть

«Веселая мастерская»

Воспитатель предлагает родителям вместе с детьми сделать общую открытку на тему «Цветок дружбы».

  • Дорогие наши родители, сейчас мы вместе с вами и нашими детьми сделаем открытку под названием «Цветок дружбы». Пожалуйста, следите за моими действиями, и выполняйте вместе со мной. (Педагог вместе с родителями и детьми, выполняет поделку).

  • А сейчас развернем открытку и увидим с вами, что у нас получилось. Какое чудо, вот это настоящий цветок дружбы!

Подведение итогов собрания.

Чтение детьми стихотворений на тему «Семейное воспитание» (Приложение 4).

Рефлексия

  • Уважаемые родители, просим оценить наше собрание. Около выхода, расположен контур дома и цветные фишки: если вы полностью удовлетворены содержанием

собрания, то прикрепите красную фишку, если частично – синюю, а если не удовлетворены – черную. Желающие могут написать отзывы, свои предложения. Раздать памятки и рекомендации. (Приложение 5, 6).

  • Наше собрание подошло к концу. Благодарим вас за активное участие и творческую работу. Желаем вам успехов и благополучия в ваших семьях.

Приложение 1.

Пословицы

  1. Вся семья вместе и душа на месте.

  1. В первое время важнее всего материнское воспитание, ибо нравственность должна быть насаждена в ребенке, как чувство.

Гегель

  1. Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца…

В.С. Сухомлинский.

  1. Воспитание должно опираться на две основы - нравственность и благоразумие: первая поддерживает добродетель, вторая защищает от чужих пороков.

Никола де Шамфор

  1. Воспитывать - значит возвышать ум и характер, значит вести к вершинам.

Андре Моруа

  1. Патриот - это человек, служащий родине, а родина - это прежде всего народ. Н.Г.Чернышевский

  1. Лучшее средство привить детям любовь к отечеству состоит в том, чтобы эта любовь была у отцов.

А. Колчак

Приложение 2

Анкета для родителей: «Нравственно-патриотическое воспитание»

Уважаемые родители!

Для подготовки и проведения собрания на тему «Семейное воспитание»

(воспитание нравственно – патриотических качеств), нам необходимо знать ваше мнение по некоторым вопросам. Заранее благодарим Вас за сотрудничество.

1.Что вы считаете главным в семейном воспитании?

        

  1. Что Вы понимаете под термином «патриотическое воспитание»?

  1. Что Вы понимаете под термином «нравственное воспитание»?

  1. Возможно ли нравственно - патриотическое воспитание в детском саду?

  1. Как Вы считаете, кто несет основную ответственность за нравственно - патриотическое воспитание детей - педагоги или родители?

  1. Как Вы считаете, следует ли знакомить детей дошкольного возраста с символикой государства, традициями, памятными датами?

  1. Как Вы считаете, актуальна ли в современном обществе тема ознакомления с родословной семьи? Есть ли в Вашем доме семейные традиции?

Спасибо!

Приложение 3.

Доклад:НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Патриотическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач нашего времени. Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей, отношения к событиям нашей истории. У детей искажены представления о патриотизме, доброте, великодушии. Изменилось и отношение людей к Родине. Если раньше мы постоянно слышали и сами пели гимны своей страны, то сейчас о ней говорят в основном негативно. Сегодня материальные ценности доминируют над духовными. Однако трудности переходного периода не должны стать причиной приостановки патриотического воспитания. Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России.

В.В. Сухомлинский утверждал, что детство - это каждодневное открытие мира и поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия.

  • дошкольном учреждении всегда уделялось большое внимание воспитанию у подрастающих поколений нравственных качеств личности, коллективизма, гражданственности, любви к своей Родине, уважительного отношения к истории своей Родины.

Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?

  • Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.

  • Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано для удобства людей.

  • Диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников, расширяется — это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. Детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы. Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. Для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.

  • нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как "долг перед Родиной", "любовь к Отечеству", "ненависть к врагу", "трудовой подвиг" и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их город — частица Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть много общего:

  • повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);

  • везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;

  • повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу;

  • люди берегут и охраняют природу;

  • есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Приложение 4.

Стихи о Родине

Наш дом

На карте мира не найдешь

Тот дом, в котором ты живешь.

И даже улицы родной

Ты не найдешь на карте той,

Но мы всегда с тобой найдем

Свою страну, наш общий дом.

Е. Аксельрод.

Берегите Россию

Берегите Россию

Нет России другой.

Берегите ее тишину и покой,

Это небо и солнце,

Это хлеб на столе

  • родное оконце

  • позабытом селе!

Н. Гусева.

Родное

  • узнал, что у меня

Есть огромная родня:

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок,

Речка, небо надо мною.

Это все мой дом родной!

В. Орлова.

Наша армия 

На горах высоких,

На степном просторе

Охраняет нашу Родину солдат.

Он взлетает в небо,

Он уходит в море,

Не страшны защитнику

Дождь и снегопад.

В. Степанова.

Приложение 5.

Рекомендации для родителей.

Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него:

родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

  • Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

-Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

-Дайте представление о работе общественных учреждений.

-Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

-Расширяйте собственный кругозор.

  • Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

-Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

-Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.


Памятка

Этапы знакомства дошкольников с родным городом, страной ( нравственно-патриотическое воспитание)

Знакомство дошкольников с родным городом является непростой задачей, потому что дошкольнику трудно представить устройство большого города, историю его возникновения, достопримечательности.

Работа ведется последовательно:

семья;

детский сад;

микрорайон;

район;

  • город;

  • достопримечательности, исторические места и памятники;

  • страна.

  • процессе работы у ребенка постепенно складывается образ собственного дома с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство «родительского дома» ложится в основу любви к Родине.

Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, со столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.

Список источников

1.Комарова И.И., Кондрашов А.П. Великие мысли великих людей. Антология афоризма. 1998.

  1. Нечаева В.Г., Маркова Т.А. Нравственное воспитание в детском саду: Пособие для воспитателей. – М.: Просвещение, 1984. – 272с.

  1. Осипова Л.Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.:

«Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64с.

  1. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. Младшая группа. – М.:

ВАКО, 2011. – 240с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»

Конспект родительского собрания по нравственно-патриотическому воспитанию. Тема «Семейные традиции»...

Конспект родительского собрания Тема: «гражданско - патриотическое воспитание дошкольников»

Цель: привлечь родителей к обсуждению вопросов гражданско-патриотического воспитания старших дошкольников, через воспитание любви к Родине, родному поселку...

Конспект родительского собрания тема: «Нравственно - патриотическое воспитание ребенка».

Цель собранияРасширение знаний родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей...

Родительское собрание. Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста».

Родительское собрание о патриотическом воспитании детей дошкольного возроста....

дистанционное родительское собрание тема" духовно- нравственное воспитание дошкольников в семье"

Дошкольный возраст - важнейший этап в развитии  ребенка. В этом возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к мир...

Родительское собрание «Основы нравственно — патриотического воспитания в семье»

Родительское собрание «Основы нравственно — патриотического воспитания в семье»....