Преимущества домашнего обучения аутистов
статья
В статье высказывается мнение о большем количестве преимуществ домашнего обучения детей с РАС перед посещением дошкольной образовательной организации. Дается краткая характеристика аутизма и его проявлений. Приведено описание форм обучения, при которых ребенок с аутизмом может обучаться на дому.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preimushchestva_domashnego_obucheniya_autistov_elena_palladina.docx | 18.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Преимущества домашнего обучения аутистов
Аннотация: В статье высказывается мнение о большем количестве преимуществ домашнего обучения детей с РАС перед посещением дошкольной образовательной организации. Дается краткая характеристика аутизма и его проявлений. Приведено описание форм обучения, при которых ребенок с аутизмом может обучаться на дому.
Ключевые слова: Расстройства аутистического спектра, дети с РАС, обучение на дому.
Аутизм – это диагноз, который ставят детям с определенным набором расстройств.
По данным Американской психиатрической ассоциации, это расстройство возникает по причине нарушений в развитии ЦНС и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, а также ограниченными интересами и повторяющимися действиями. Признаки аутизма впервые появляются до трех лет. Состояния, при которых признаки аутизма выражены в меньшей степени называют расстройствами аутистического спектра.
Ребенок с аутизмом испытывает сложности во взаимодействии и коммуникации с окружающими, у него нарушено воображение и символическая игра. Эти трудности называют триадой нарушений.
Расстройства аутистического спектра - синдром Аспергера и классический аутизм Каннера.
Синдром Аспергера проявляет себя мягче, чем обычный аутизм. Дети проявляют больший интерес к взаимодействию, чем при классическом аутизме. В любом случае, обучение детей требует одного и того же педагогического подхода, создания одинаковых педагогических условий.
Основная проблема обучения детей дошкольного периода развития с РАС заключается в необходимости индивидуального подхода, т. к. дети с высоким уровнем умственного развития могут демонстрировать крайние проявления аутизма, а дети с низким уровнем умственного развития – легкие формы расстройств.
Домашнее обучение дошкольников может быть реализовано как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне такой организации.
Если обучение ребенка с аутизмом организуется в образовательной организации, то под домашним обучением, или обучением на дому предполагается получение ребенком дошкольного образования в заочной или очно-заочной форме в соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Порядок обучения на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования конкретизируется в России актами Министерств образования и науки субъектов. Как правило, образовательная организация самостоятельна в выборе форм, средств и методов обучения и воспитания в пределах, определенных Федеральным законом от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ». Таким образом, домашнее обучение ребенка с аутизмом может осуществляться дошкольной образовательной организацией, предусматривающей такую форму обучения.
Домашнее обучение ребенка с аутизмом вне организации, осуществляющей образование, может быть реализовано в форме семейного образования. При этом, семейное образование предусматривает освоение ребенком программ дошкольного образования.
Плюсы обучения на дому детей с аутизмом по основным общеобразовательным программам дошкольного образования заключаются в большем количестве возможностей для преодоления сложностей в обучении таких детей. При домашнем обучении педагог может осуществлять индивидуализированный подход, создавать индивидуально педагогические условия для получения образовательного результата ребенком с особенностями. Индивидуальный контакт педагога и ребенка позволяет контролировать внимание ребенка и побуждать его желание взаимодействовать с окружающей действительностью в домашней, знакомой обстановке. Как правило, в незнакомой обстановке и с незнакомыми людьми дети с РАС взаимодействовать не желают. Желание взаимодействовать с окружающей действительностью у ребенка с аутизмом специфично и не может побуждаться как познавательный интерес у детей, не имеющих подобных расстройств. Ребенок с РАС проявляет интерес только с целью удовлетворения собственных потребностей, а значит, способ вызова интереса к образовательному содержанию должен подбираться педагогом индивидуально с учетом выраженности расстройств, специфики образовательного содержания и необходимого результата обучения и воспитания. Любовь и интерес ребенок с РАС проявляет на своих условиях, в удобное время и в удобном месте. Потому создание педагогических условий для ребенка с аутизмом для освоения им образовательного содержания программы дошкольного образования – систематическая работа, которая не может быть реализована в рамках единожды организованной непосредственной образовательной деятельности. Для этого педагогу необходимо продолжительное время наблюдать за ребенком в ходе индивидуального взаимодействия.
В домашнем обучении ребенка существует возможность преодолевать особенности ребенка, связанные с отсутствием мотивации. Поведение ребенка с РАС может быть сильно специфично ввиду отсутствия у него желания нравиться окружающим, соответствовать нормам социального поведения и взаимодействия. Ребенок может проявлять дружелюбие в странной форме, потому, для организации и контроля над ходом непосредственной образовательной деятельности педагог должен быть хорошо знаком с ребенком и особенностями проявления у него расстройств.
Таким образом, личностный контакт педагога и ребенка с РАС в индивидуализированных условиях домашнего обучения – необходимое условие эффективных результатов коррекционно-развивающей работы.
В условиях воспитательно-образовательного процесса в ДОО практически отсутствует возможность побуждать ребенка к коммуникации, или такие возможности достаточно скудны.
Речь детей с аутизмом может быть достаточно развита, однако ребенок не использует ее как средство общения. Его речь буквальна, он не поддерживает беседу и рассказывает о том, что он знает полагая, что окружающие понимают его. Потому развитие речи у ребенка с РАС требует не только коррекционной работы с логопедом, но и систематической работы в НОД всех образовательных областей с учетом необходимости побуждения ребенка к верному использованию речи как средства общения.
Недостаток воображения, негибкое мышление детей с РАС проявляются внешне как использование игрушек не по назначению, неспособностью играть с применением фантазии. Ребенок противостоит переменам и огорчается, когда его ведут в сад по другой дороге или что-либо организовано по-другому. Потому индивидуальная работа с ним в непосредственной образовательной деятельности должна быть систематической, а не время от времени. Реализовать это возможно только при условии домашнего обучения.
Кроме того, сложность понимания услышанного при хорошем распознавании отдельных слов у некоторых детей с РАС делает единственно эффективной формой взаимодействия в непосредственной образовательной деятельности индивидуальную форму в порядке обучения на дому. О том же свидетельствует такие сложности в обучении аутистов, как их неспособность обработки речи и информации за короткое время, недоразвитие навыков внимания, частая отвлекаемость от цели деятельности.
Резюмируя вышесказанное, обучение детей с РАС в условиях домашнего обучения имеет ряд преимуществ в силу больших возможностей создания необходимых педагогических условий для освоения ребенком с особенностями общеобразовательной программы дошкольного образования. В условиях домашнего обучения существует возможность систематизировать образовательную работу с учетом специфических расстройств ребенка с РАС, а значит достичь лучшего результата образования и коррекционно-развивающей работы.
Список использованной литературы
- Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders, Fourth Edition, Text Revision (DSM-IV-TR). — Washington, DC: American Psychiatric Publishing, 2000. — P. 75. — ISBN 978-0-89042-025-6.
- Башина В.М., Симашкова Н.В. Подходы к проблеме обучения детей с ранним аутизмом // Школа здоровья, 1999. № 9. С. 18-20.
- Беттельхейм Б. Пустая крепость. Детский аутизм и рождение Я. — М., 2004.Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути помощи Аутичный ребенок: пути помощи [Текст] / О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М. : Теревинф, 1997. - 341,
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фольклор в семье. Рекомендации родителям для домашнего обучения.
Фольклор в семье. ПРИЛОЖЕНИЕ Рекомендации родителям для домашнего обучения, с использованием фольклора в повседневной жизни малышей. ...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения.2 неделя дистанционного обучения тема радуются солнышку птицы и насекомые
2 неделя дистанционного обучения.Тема "Радуются солнышку птицы и насекомые"Художественно-эстетическое развитие. Рисование «Веселая гусеница»https://yandex.ru/efir?stream_id=4e582...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения 3 неделя дистанционного обучения. Тема Волшебница вода. Реки Весной
Познавательное развитие. Экспериментирование «Цветные льдинки»[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"20067389","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"720","w...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения 3 неделя дистанционного обучения. Тема "Овощи и фрукты полезные продукты"
1. "Художественно-эстетическое развитие" Рисование красками "Зелёный перчик"https://yandex.ru/video/preview/?filmId=15736595150161758796&reqid=1587648811084454-1148634529326929...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения 2 неделя дистанционного обучения. Тема Моя Семья
1.Художественно-эстетическое развитие. Лепка "Домашние любимцы"[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"20312096","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения дистанционного обучения. Летние задания
1. "Художественно-эстетическое развитие" Рисование красками "Воздушный Самолёт"https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8526911655555413679&text=рисование+самолет+для+детей+виде...
Узнаём играя! Материал для домашнего обучения дистанционного обучения. Летние задания. Тема транспорт
1. "Художественно-эстетическое развитие" Рисование красками "Воздушный Самолёт"https://yandex.ru/video/preview/?filmId=8526911655555413679&text=рисование+самолет+для+детей+виде...