Фольклор в семье. Рекомендации родителям для домашнего обучения.
материал (младшая группа) по теме

Фольклор в семье. 

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации родителям для домашнего обучения, с использованием фольклора в повседневной жизни малышей.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon фольклор в семье + памятка302 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклор в семье

     Хочется отметить особую роль семьи в приобщении детей к народному фольклору.

      Впервые годы жизни ребенок почти все время находится в окружении самых близких ему людей, и только семья способна развить его чувства, интерес и любовь к богатству и красоте всего, что его окружает, к народному искусству. Поэтому надо как можно шире и многообразнее использовать возможности семьи. Первое знакомство ребенка с народной поэзией начинается с малых фольклорных форм: пестушек, потешек, прибауток, считалок, поговорок, скороговорок, песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк незатейливых по содержанию и простых по форме, однако, таят в себе немалые жанровые богатства. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснётся, даст себя умыть (“Водичка, водичка”), накормить (“Травка – муравка”).

     Когда ребенок начинает понимать речь, узнавать близких, его забавляют песенками и короткими стишками-пестушками. Их назначение - вызвать у ребенка радостные, бодрые эмоции. За ними следуют потешки-стишки, и стихи к первым играм с пальцами, ручками, ножками. Позднее наступает черед прибауток-песенок и стихов, интересных, прежде всего своим занятным содержанием, затем сказок.

 Если вы просто напеваете ребенку колыбельную песню или, поглаживая его, приговариваете потешку, прибаутку, он уже приобщается к народному фольклору, и тем самым вы передаете ему частицу вашего вдохновения.

Так, родители, лаская своего ребенка, играя с ним, могут напевать потешки или проговаривать их детям. Ласковое обращение к ребенку -
«пшеничный колосочек, лазоревый цветочек» и т.д. создают эмоциональный положительный фон, снимает напряжение, успокаивает и радует ребенка.

При укладывании спать:

Спи, усни, дитя, Сереженька,

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Сереженьке

Спать велят.

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собаченька, не лай.

Белолапа, не скули,

Нашу Таню не буди.

Одевая на прогулку, мама приговаривает:

Валенки - валенки,

Невелички маленьки.

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.

Завяжу потуже шарф,

Будем делать снежный шар,

Шар покачу, гулять хочу

Еще Сократ заметил, что все хорошее в жизни происходит от удивления.
Это изречение можно отнести к самым маленьким детям. Их поведение эмоционально и непосредственно, знакомство с необъятным и волшебным миром народного фольклора у малышей вызывает восторг и удивление.
Мудрость Сократовской мысли в том, что он имел в виду, прежде всего, воспитание чувств человека. Без них, как вы понимаете, не может быть рассвета человеческой личности и добрых поступков. Ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь.

Появление некоторых обобщенных знаний о предметах и явлениях является важным этапом в ознакомлении с окружающим миром через народные произведения. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому:

Потешки про животных

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Что так рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

--------------------------------------------

Наши уточки с утра:

Кря,кря, кря.

Наши гуси у пруда:

Га-га! Га-га! Га-га!

Наши курочки в окно:

Ко-ко, ко-ко, ко-ко...

                                      -------------------------------------------

На дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые.

     С той звучностью, ритмичностью, напевностью, когда мама, папа, и другие члены семьи произносят занимательные потешки, песенки, - это

привлекает внимание ребенка, вызывает желание повторить, запомнить, что, в свою очередь, способствует внедрению фольклора в семью.

     В результате общения с фольклорными произведениями ребенку передаются их настроения и чувства: радость, тревога, сожаление, грусть, нежность. Они расширяют словарный запас малыша, активизируют познавательное и умственное развитие, способствуют ознакомлению с окружающим миром, в результате чего развивается их восприимчивость и чувствительность, формируется гуманное отношение к миру.

Чтение народных песенок, потешек, сопровождаемые показом картинок из книг, более глубоко воздействует на чувства ребенка, способствуют запоминанию текста. Поможет вам и улыбка, спокойный, слегка игривый тон. Выразительная речь, эмоциональное исполнение обязательно вызовут у малыша удовольствие и радость.

     Очень важно научить малыша слушать, вслушиваться в фольклорный сюжет и понимать его содержание. С этой целью можно обыгрывать малые формы фольклора, используя красочную наглядность, музыкальные игрушки, инструменты. Не забывайте, что детей, особенно маленьких, надо учить играя. Для этого пригодятся те игрушки, с которыми ваш ребенок играет.Заранее подберите к игрушечной кошке или собачке маленького котенка или щенка, мишку, зайчика, птичку, и конечно, куклу. Среди музыкальных инструментов могут быть « металлофон, бубен, барабан, дудочка, треугольник».

     Итак, ранний период жизни ребенка во многом зависит от семьи, воспитывающая малыша. Прекрасно, если родители наполняют жизнь ребенка светом добра и ласки, если способны обогатить среду, в которой он растет, заложат предпосылки высоких человеческих начал. Народный фольклор, образец духовного служения людям, может и должно духовно обогатить эту среду – семью.


(Потешки, подвижные игры, обучающие темы – которые можно использовать в семье с детьми, представлены в приложении).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рекомендации родителям для домашнего обучения, с использованием фольклора в повседневной жизни малышей.

Дорогие  мамы и папы,

Бабушки и дедушки!

Русская народная потешка поможет во время кормления. Даже те дети, которые обычно отказываются от еды, начинают есть с удовольствием.

~ Потешки во время кормления ~

***
Травка - муравка, сосна поднялась,

Птица - синица за зерна взялась,

Зайка - за капустку, мышка - за корку,

Детки - за молоко.

***
Умница Катенька,                          (имя своего ребенка)

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

***

Дубы, дубочки,

Пеку блиночки,

Блиночки горячие,

Не хотят сидеть в печи.

Блиночки румяные,

С маслицем, сметаною.

***

Гойда, гойда, люленьки,

Прилетели гуленьки

Стали гули говорить,

Чем Ванюшу накормить.                  (имя своего ребенка)

Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою,

Третий скажет – молочком,

И румяным пирожком.

Дорогие родители!

За окном – солнечный денек. Время гулять!

Но сначала – одеться. Пора уже учится делать это самостоятельно. Пора, но в первый раз все кажется трудным. А вот с потешкой легче и веселей.

 

~ Потешки во время одевания ~

***

Вот они, сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки,

Если дождичек пойдет,

Наденем калошики;

Этот - с правой ножки,

Этот - с левой ножки.

Вот так хорошо!

***

Валенки, валенки,

Невелички, маленьки,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.                      (имя своего ребенка)

***

Завяжи потуже шарф,

Буду делать снежный шар,

Я шар покачу,

Гулять хочу.

Потешки для развлечения

***

Наша Маша маленька,                (имя своего ребенка)

На ней шубка аленька,

Опушка бобровая,

Маша чернобровая.                     (имя своего ребенка)

Уважаемые мамы и папы!

Русские народные потешки помогут вам в формировании культурно – гигиенических навыков вашего ребенка.

~ Потешки  при умывании ~

***

Ай, лады, лады, лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,

Маме улыбаемся.


***

Знаем, знаем, да-да-да,
Где ты прячешься, вода!
Выходи, водица,
Мы пришли умыться!
Лейся на ладошку
По-нем-ножку.
Лейся, лейся, лейся
По-сме-лей -
Катя умывайся веселей!                  (имя своего ребенка)

***

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб  смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

***

Чистая водичка,

Умой Саше личико,

Анечке – ладошки,                            (имя своего ребенка)

А пальчики – Антошке.                    (имя своего ребенка)

Дорогие родители!

Как важно научить ребенка наблюдать за природными явлениями, любоваться их красотой, стремиться узнать их как можно больше! Это понимали и наши далекие предки, оставившие нам в наследство потешки и песенки о солнце, небе, растениях, временах года.

***

Солнышко, солнышко,

Загляни в окошечко.

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Дождик, дождик,

Полно лить,

Малых детушек мочить.

***

Дождик, дождик, поливай!

Будет хлеба каравай,

Дождик, дождик, припусти,

Дай капустке подрасти.

***

Дождик, лей, лей, лей,

Никого не жалей –

Ни берез, ни тополей!

Дождик, дождик, посильней,

Чтобы травка зеленей!

Вырастут цветочки,

Зеленые листочки!

 ***

Ой, ты, радуга – дуга,

Не давай дождя –

Давай солнышка – колоколнышка.

Уважаемые мамы и папы

Дедушки и бабушки!

Знаете ли вы, что многие игры – забавы детей не что иное, как шуточное подражание серьезному делу взрослых, средство подготовки к жизни.

А такие игры, как <<Ладушки - ладушки>>, <<Сорока - белобока>>, - это наилучший способ развития координации движений, это детская гимнастика.

     Хороши игры с пальчиками. (Поочередно загибают пальчики на руке малыша).

~ Потешки  для пальчиковых игр ~

***
Этот пальчик - детка,

Этот пальчик - бабка,

 Этот пальчик - папенька,

 Этот пальчик - маменька,

А вот этот - наш малыш,

И зовут его Денис!

***

Сорока -  ворона

Кашку варила,

На порог скакала,

Деток скликала:

“Детки за стол, кашка на стол”.

Этому дала – он дрова рубил,

Этому дала – он воду носил,

Этому дала – он печку топил,

Этому дала – он кашу варил,

Этому дала – он зерно толк,

Этому дала – он муку молол,

А этому нет ничего – он ничего не делал,

- Ты, седьмой, у ворот постой, вот тебе горшок пустой.

 ***
Пальчик-мальчик,

Где ты был?

С этим братцем

В лес ходил.

С этим братцем

Щи варил.

С этим братцем

Кашу ел

С этим братцем

Песни пел.

   

Подвижные игры для детей 2-3 лет

~ У медведя во бору ~


Для этой игры необходимо участие двух взрослых. «Медведь» (один из взрослых) сидит на стульчике в углу комнаты и «спит». Другой взрослый вместе с ребенком (или детьми) ходит по лесу, собирает «грибы», «ягоды», они перекликаются: «Ау! Ау!». Затем взрослый и дети, взявшись за руки, начинают приближаться к «медведю» со словами:

У медведя во бору,

Много шишек наберу,

А медведь слепой –

Не бежит за мной.

        Веточка обломится –

                                                   Медведь за мной погонится!  

На последнем слове «медведь» рычит (нежно!, чтобы не испугать малышей) и бежит за играющими, ловя их.

    ~ Медведь и дети ~


Один из взрослых назначается «медведем». Другой взрослый и дети сидят на корточках в одном конце комнаты. «Медведь» ходит по комнате, делает вид, будто ищет детей и приговаривает:


                                               Мишка по лесу гулял,
                                               Долго, долго он искал,
                                               Мишка деточек искал,
                                               Сел на травку, задремал.


Затем «медведь» садится в противоположном конце комнаты на стул и дремлет. Взрослый и дети говорят:


                                               Стали деточки плясать,
                                               Мишка, Мишка, вставай,
                                               Стали ножками стучать.
                                               Наших деток догоняй.


На последнем слове дети бегут в другой конец комнаты и присаживаются там на корточки.


                                               
~Раз, два, три – лови! ~


Дети становятся на одной стороне комнаты. Они говорят: «Раз, два, три – лови!» - и бегут к противоположной стене комнаты. Водящий, который находится в центре комнаты, должен успеть поймать игроков, пока они не добежали до стены.

                                             
~ Салки со змеей ~


Звучит веселая музыка, дети бегают, прыгают, веселятся. Музыка смолкает, и дети приседают на корточки и затаиваются (чтобы змея их «не заметила»). Змея (игрушечная) ползает мимо детей, а детям надо удержаться и не броситься убегать от змеи. В этой игре у детей развивается выдержка.

                                                    ~ Гуси, гуси ~


Дети стоят у одной стены комнаты. Водящий (взрослый) посередине.


Ведущий говорит: «Гуси, гуси».
Дети: «Га, га, га».
Ведущий: «Есть хотите?»
Дети: «Да, да, да».
Ведущий: «Ну, летите - раз хотите, только крылья берегите».


Дети бегут к противоположной стене (там их домик), а ведущий должен успеть осалить как можно больше детей. 

                                              ~ Волк и овечки ~

 Дети встают в круг, в середине которого сидит «волк» (выбранный ребенок).

Остальные дети – «овечки» тихонько подходят к «волку», при этом можно предложить детям выполнять различные движения (приседать, хлопать в ладоши и т.п.).

Когда одна из «овечек» дотрагивается до «волка» – он вскакивает и начинает ловить детей. Пойманная «овечка» становится вместо него «волком», и игра продолжается.


                                           
~ Мыши водят хоровод ~

Дети - «мыши» - водят хоровод, в середине «спит» «кот» (один из детей)

Мыши водят хоровод,

На лежанке дремлет кот.
«Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Как проснётся Васька кот,

Разобьёт наш хоровод!»


На последних словах «кот» просыпается и ловит «мышей». Спрятаться дети могут, если сядут на стульчики (заберутся в норки).

                                           
~ Мышки-трусишки  ~


«Кот» (назначенный взрослый) спит на стульчике. Дети – «мышки» - медленно идут к нему, приговаривая слова потешки и выполняя соответствующие движения:


Вышли мыши как-то раз,

Посмотреть который час.
Раз- два - три- четыре,
Мыши дёрнули за гири.
Вдруг раздался страшный звон:
«Бом- бом- бом- бом!»
Убежали мышки вон!


«Кот» «просыпается» и догоняет «мышей». Детям надо успеть сесть на стульчики.

                               
~ Птички в гнездышках ~

 

Дети – «птички» - встают на небольшие возвышения (кубы, бруски высотой 5—10 см), расположенные на одной стороне комнаты. Взрослый говорит: «На улице солнышко светит, все птички вылетают из гнездышек, ищут зернышки».

«Птички» спрыгивают или сходят с возвышений, «летают», размахивают «крылышками», приседают, «клюют» «зернышки». По сигналу взрослого: «Дождь пошел!» - птички улетают в свои гнездышки.

                               ~ Блин и оладушки  ~


В центре комнаты кладётся большой обруч (это «блин»), а вокруг несколько маленьких обручей («оладушки»). Дети бегают по комнате, затем взрослый говорит: "Блин", - или, "Оладушки". Детям надо встать в соответствующий обруч.


                                       
~ Перебрось игрушки ~

 

Если у вас дома много мягких игрушек, можно сыграть в очень веселую игру. Поделите ковер в комнате пополам (для обозначения границы на середину ковра положите длинную веревку).

Распределите мягкие игрушки между вами и ребенком поровну. Вы кидаете свои игрушки на территорию ребенка, а он - на вашу. Задача: перебросить все игрушки на площадь другого игрока.

                                         
~ День – ночь  ~


Водящий говорит: «День», - все бегают, - «Ночь» - замирают на месте. Водящий должен заметить, кто двигается. Кто пошевелился – становится водящим.

                                       
~ Автомобили  ~

 

Каждый из игроков назначается «автомобилем».

Его «гаражом» может быть стульчик или обруч, лежащий на полу. «Автомобили» «ездят» по комнате «рулят» и стараются не врезаться друг в друга.

Можно усложнить задачу и положить на полу широкую длинную дощечку (мост), поставить препятствия в виде стульев, коробок и т.п. По сигналу: «Автомобили, в гараж!» - все стараются быстрее занять свой «домик».

                                         ~ Зайчики и домики ~


На полу раскладываются обручи по количеству детей. Дети – «зайчики» - прыгают и бегают  по комнате. На слова взрослого: «Серый волк!» — дети забегают в свои «домики».

                                                    ~ Поезд ~


Дети встают друг за другом в колонну и кладут руки на плечи впереди стоящему ребенку. Получается «поезд», который медленно двигается по комнате со словами:


Вот поезд наш едет, колеса стучат,

А в поезде этом ребята сидят.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу»,

                              - Бежит паровоз далеко, далеко,

Ребят он повез далеко-далеко.
Но вот остановка: «Кто хочет слезать?  

Вставайте, ребята, пойдемте гулять!».



На последних словах дети разбегаются и могут делать вид, будто собирают грибы – ягоды. По сигналу взрослого они опять встают друг за другом, изображая вагончики.
 



                                         
~ Комарики и лягушка ~


Взрослый назначается «лягушкой», дети – «комариками». У каждого ребенка в руках платочек. Дети бегают оп комнате, машут «крыльями». Взрослый произносит:


Сел комарик на кусточек,
На еловый на пенечек,
Свесил ножки под листочек, спрятался!


Дети, услышав эти слова, рассаживаются на заранее приготовленные стульчики и накрывают голову и лицо платочками. «Лягушка» ищет «комариков», приговаривая: «Ква-ква! Где же комарики? Ква-ква!». Затем игра повторяется.

                                       
~ Птички и автомобили ~


Девочки назначаются «воробьями»,  а мальчики – «автомобилями». Взрослый говорит: «Птички вылетели погулять». Девочки - «птички» - «летают» по комнате, «машут крыльями», «клюют зерна». По сигналу взрослого: «Автомобили выехали!» — «птички» быстро убегают с дороги, а мальчики начинают изображать машины: «крутят руль»  и «ездят» по «дороге». В следующий раз детям можно поменяться ролями.

                                                 
~ Пчелки ~


Дети – «пчелки» - бегают по комнате, «размахивают крыльями» и жужжат: «Ж-ж-ж». Появляется «медведь» (взрослый или игрушка в руках взрослого) и говорит:


Мишка-медведь идет
Мед у пчелок унесет.
Пчелки отвечают:
Этот улей — домик наш.
Уходи, медведь, от нас,
Ж-ж-ж-ж!


«Пчелки» машут «крыльями», жужжат, прогоняя «медведя» от своих «ульев».

   
~ Мотыльки ~


Дети изображают мотыльков. Взрослый проговаривает слова стихотворения:


На зеленом, на лугу
Мотыльки летают.
И с цветочка на цветок
Весело порхают.
Дети бегают, машут руками-крылышками, «порхают».
Таня вышла на лужок,
У нее в руках сачок.
Берегись-ка, мотылек,
Улетай скорей, дружок!

«Мотыльки» убегают от взрослого, который держит в руках яркий сачок и пытается их поймать.

                                           
~ Каждому по игрушке!~

 

На полу в разных местах разложены мягкие игрушки. Дети бегают по комнате, стараясь не задевать игрушки. На определенный сигнал: хлопок в ладоши, удар в бубен, звон колокольчика  - каждый ребенок подхватывает на руки одну из игрушек. Затем кладет игрушку на место, и игра продолжается.

                                           ~ Найди свою пару ~

 

Дети встают в пары. Каждой паре детей выдается по одинаковому предмету, например, одной паре – по красной ленточке, другой паре – по маленькому шарику и т.д.

По сигналу взрослого дети разъединяются и произвольно бегают по комнате. По второму сигналу каждый ребенок должен как можно быстрее найти свою пару. Проигрывает пара, дольше всех искавшая друг друга. Эту игру можно проводить и без предметов – игроки должны запомнить друг друга.

                                                 ~ Воронята ~


Дети изображают воронят. Дети присаживаются на корточки и делают вид, будто спят. Взрослый говорит:


Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят,
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе».


На последнем слове стихотворения дети просыпаются и произносят: «Кар-кар-кар», - начинают «летать» по комнате и махать «крыльями». Взрослый сопровождает их действия словами:

Полетели, полетели,
Воронята полетели: «Кар-кар».
Вышла тетя на дорожку,
Воронятам сыплет крошки.
Воронята прилетали,
Всё до крошки поклевали:
«Тук-тук-тук, тук-тук-тук», —
Клювами стучали.


Дети – «воронята»-  присаживаются на корточки и стучат пальчиками об пол, произнося: «Тук-тук-тук». Взрослый берет игрушку-собачку и говорит:

Тузик по двору гулял,
Вороняток испугал:
«Ав-ав, ав-ав!»
       

Собачка «догоняет»  «воронят», а «воронята» «улетают» в свои «гнездышки» и присаживаются на корточки.

ОБУЧАЮЩИЕ ТЕМЫ

Тема «Семья»

1. Рассмотрите с ребенком фотографии всех членов семьи. Поочередно показывайте изображенных на фотографии членов семьи и называйте их четко, ясно и лаконично:

- Это папа.

- Это мама.

- Это дедушка.

- Это бабушка.

- Это Вова.

- Это тетя.

- Это дядя и т.д.

Для проверки понимания и усвоения предложите ребенку показать и назвать на фотографии папу, маму, бабушку и т.д.

- Покажи папу? Кто это? (Это папа.)

- Покажи маму? Кто это? (Это мама.)

2. В повседневной жизни закрепляйте понимание глаголов: сидеть, стоять, идти, бежать. Объясняйте ребенку, что он делает, и что вы делаете.

- Я сижу, мама сидит, папа сидит и т.д.

- Я стою, мама стоит, папа стоит, тетя стоит и т.д.

3. Прочитайте ребенку стихотворение «Мама».

Мама, так тебя люблю,

Что не знаю прямо!

Я большому кораблю

Дам названье «Мама».

4. Разучите с ребенком и ежедневно делайте пальчиковую гимнастику «Семья».

Этот пальчик – дедушка.

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папочка.

Этот пальчик – мамочка.

Этот пальчик это я, вот и вся моя семья!

5. Спойте колыбельную песенку: «Баю – бай».

Баю – бай, должны все люди

Ночью спать.

Баю – бай, завтра будет день опять.

За день мы устали очень

Скажем всем: «Спокойной ночи!»

Глазки закрывай, баю – бай.

Тема «Игрушки»

1. Расставьте на столе знакомые игрушки ребенка: куклу, мишку, машину, паровозик, дудочку, лошадку, молоточек, кубик. Показывайте игрушки и называйте их.

- Где кукла? Покажи. Это кукла.

- Где мишка? Покажи. Это мишка и т.д.

Похвалите ребенка, если он тоже будет называть игрушки.

Сравните игрушки по величине (большой, маленький). Определить цвет игрушек (красный, желтый, синий, зеленый).

2. Закрепите звуки, которые произносят игрушки:

Кукла плачет: «А – а – а»!

Мишка рычит: «О – о – о»!

Машина едет: «Би – би»!

Поезд гудит: «Ту – ту – ту»!

Лошадка кричит: «И – и – и»!

Дудочка: «Ду – ду»!

Мышка пищит: «Пи – пи – пи»!

Молоточек: «Тук – тук»!

3. Прочитайте ребенку стихотворение и поиграйте в мячик: бросайте его друг другу или покатайте по полу.

Новый мячик у Артема.

С ним играет Тема дома.

А еще в саду, на даче

Он играет в новый мячик.

4. Поиграйте в подвижную игру «Мяч».

Это мяч, круглый мяч,                          (Два раза  «рисуют» руками большой круг.)

Любит мячик прыгать вскачь.             (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах, руки на

                                                                 поясе).

Вот так мяч, круглый мяч.

Красный мяч, гладкий мяч.                  ( Два раза  «рисуют» руками большой круг.)

5. Прочитайте ребенку стихотворение А.Барто «Лошадка».

Я люблю свою лошадку.

Причешу ей шерстку гладко,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

 

Тема «Части тела и лица»

1. Закрепите с ребенком знание частей тела и лица: глаза, нос, рот, уши, руки, ноги, живот, спина. Попросите ребенка показать на себе (на других членах семьи, на игрушках) части тела и лица. Называйте эти части тела и лица.

- Покажи глаза. Что это? Это глаза.

- Покажи нос. Что это? Это нос.

- Покажи рот. Что это? Это рот.

- Покажи уши. Что это? Это уши.

- Покажи руки. Что это? Это руки.

- Покажи ноги. Что это? Это ноги.

- Покажи живот. Что это? Это живот.

- Покажи спину. Что это? Это спина.

2. Проведите упражнение «Это я».

Это глазки. Вот. Вот.                             (Показывают сначала левый, потом правый глаз.)

Это ушки. Вот. Вот.                               (Берутся сначала за левое ухо, потом за правое.)

Это носик. Это ротик.                           (Левой рукой показывают рот, правой — нос.)

Это ручки. Хлоп, хлоп.                         (Вытягивают вперед обе руки, два раза хлопают.)

Это ножки. Топ, топ.                             (Кладут ладони на бедра, два раза топают.)

Ой, устали. Вытрем лоб.                       (Правой ладонью проводят по лбу.)

3. Прочитайте потешку: «Водичка, умой мое личико».

Водичка, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

4. Рассмотрите изображение куклы попросите ребенка показать и назвать части лица и тела.

Тема «Одежда»

1. Рассмотрите с ребенком некоторые предметы одежды: кофту, носки, майку, шорты, шапку. Называйте одежду и просите ребенка сначала показать, а потом назвать одежду.

- Покажи кофту. Что это? Это кофта.

- Покажи носки. Что это? Это носки.

- Покажи майка. Что это? Это майка.

- Покажи шорты. Что это? Это шорты.

- Покажи шапку. Что это? Это шапка.

Покажите, где хранится одежда (шкаф, вешалка, ящик, полка). Сравните по размеру одежду. Определите цвет одежды (красный, желтый, синий, зеленый).

2. Употребляйте в речи слова ДАЙ, НА. Попросите ребенка выполнить следующие действия:

- Принеси кофту (носки, майку, шорты, шапку). Дай мне кофту (носки, майку, шорты, шапку). Скажи:

- На кофту.

- На носки и т.д.

- А теперь попроси у меня  кофту (носки, майку, шорты, шапку). Скажи:

- Дай кофту.

- Дай носки.

- Дай шапку и т.д.

3. Употребляйте в речи местоимение: мой (моя, мои). Попросите ребенка ответить на вопрос:

- Чья это кофта? (Моя кофта).

- Чьи это носки? (Мои носки).

- Чья это майка? (Моя майка).

- Чьи это шорты? (Мои шорты).

- Чья это шапка? (Моя шапка).

4.Проведите пальчиковую гимнастику «Гномики – прачки».

Жили – были в домике      

Маленькие гномики:                                     (Сжимают и разжимают кулачки.)

Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.                  (Загибают пальчики, начиная с больших.)

Раз, два, три, четыре, пять,                           (Разгибают пальчики, начиная с мизинцев.)

Стали гномики стирать:                                (Трут кулачки друг о друга.)

Токи – рубашки,                                            (Загибают пальчики, начиная с больших.)

Пики – платочки,                                         

Лики – штанишки,

Чики – носочки,

Микки умница был,

Всем водичку носил.

5. Поиграйте в подвижную игру «Платье».

Это платье для Наташки —       (Четыре ритмичных поворота вправо влево, руки на поясе.)

 Красные горошки.                     (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.)

А на платье два кармашка,        («Рисуют» на животике два кармашка.)

Спрячем в них ладошки.           (Прикладывают обе ладошки к животику.)

Тема «Обувь»

1. Рассмотрите вместе с ребенком обувь: сапоги, сандалии, тапки, туфли. Называйте ее и просите ребенка сначала показать, а потом повторить за вами название обуви:

- Это тапки. Покажи тапки. Что это? (Это тапки.)

- Это сапоги. Покажи сапоги. Что это? (Это сапоги.)

- Это сандалии. Покажи сандалии. Что это? (Это сандалии.)

- Это туфли. Покажи туфли. Что это? (Это туфли.)

Сравните обувь по размеру (большой, маленький). Определите цвет обуви (красный, желтый, синий, зеленый).

2. Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Тапки».

Это тапки для Антошки,                    (По два раза ритмично топают каждой ногой.)

Чтобы в них не мерзли ножки.         (Четыре ритмичных прыжка на обеих ногах.)

Топ – топ – топотушки,                     (По два раза ритмично топают каждой ногой.)

Что за тапки? Как игрушки!             (Сначала левую ногу ставят на носок, потом —

                                                               на пятку, затем те же движения правой.)

3. Попросите ребенка раскрасить тапки (книжка раскраска).

Тема «Мебель»

1. Рассмотрите с ребенком домашнюю мебель: стол, стул, кровать, диван, шкаф. Попросите ребенка сначала показать, а потом назвать мебель.

- Покажи стол. Что это?

- Покажи стул. Что это?

- Покажи кровать. Что это?

- Покажи диван. Что это?

- Покажи шкаф. Что это?

Сравните мебель по размеру: большой, маленький.

2. Попросите ребенка выполнить ваше поручение и ответить, что он сделал.

- Куклу положи в кроватку. Что ты сделал (ла)?

- Мишку посади на стул. Что ты сделал (ла)?

- Кубик поставь на стол. Что ты сделал (ла)?

- Пирамидку убери в шкаф. Что ты сделал (ла)?

- Мячик положи под стол. Что ты сделал (ла)?

3. Проведите пальчиковую гимнастику «Мебель».

Раз, два, три, четыре, пять.                   (Сжимать и разжимать кулачки.)

Мебель я начну считать:
Кресло, стол, диван, кровать,
Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.                       (Пальцы обеих рук поочередно зажимают в кулачки.)

 

4. Употребляйте в речи глаголы: сидеть, лежать.

- Что ты делаешь? (Я сижу.)

- Что делает мама (папа, бабушка и т.д.) сидит.

- Что ты делаешь? (Я лежу.)

- Что делает мама (папа, бабушка и т.д.) лежит.

5. Поиграйте в подвижную игру «Кроватка».

Вот Кирюшкина кроватка,          (Разводят руки в стороны.)

Чтобы спал Кирюшка сладко,    (Приседают, кладут сложенные ладони под левую щечку.)

Чтоб во сне он подрастал,          (Медленно поднимаются.)

Чтоб большим скорее стал.        (Встают на носочки, тянутся руками вверх.)

Тема «Новый год. Ёлка»

1. Расскажите ребенку о празднике Новый год, кто приходит на Новогодний праздник и приносит подарки  (Дед Мороз и снегурочка). Расскажите о том, что он будет делать на празднике.

- Будешь играть, петь, танцевать, наряжаться и т.д.

2. Покажите елку. Расскажите, о том какая она. (Высокая, зеленая, у елки колючие иголки.)  

 Вместе с ребенком украсьте новогоднюю елку.

3. Рассмотрите елочные игрушки. Определите их размер (большой, маленький), и цвет (красный, желтый, зеленый, синий).

4. Поиграйте в игру «Елка».

Наша елочка-краса                       (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Поднялась под небеса.                 (Останавливаются, тянутся руками вверх.)

Стройная красавица

Всем ребятам нравится.               (Опять идут по кругу, взявшись за руки.)

5. Попросите ребенка раскрасить елку (книжка раскраска).

Тема «Продукты питания»

1. Закрепите знание продуктов питания: молоко, сок, суп, каша, вода, чай, яйцо, колбаса, котлета и т.д. Называйте продукты питания и просите ребенка повторить за вами.

- Что это? (Это сок.)

- Что это? (Это каша.) и т.д.

2. Употребляйте в речи глаголы: пить, есть.

- Что ты делаешь? (Пью сок.)

- Что ты делаешь? (Ем кашу.)

- Что мама делает? (Ест кашу, пьет чай и т.д.)

3. Прочитайте чистоговорку и попросите ребенка ее повторить.

Ды – ды – ды – я хочу воды.

Ка – ка – ка – дайте молока.

4. Развивайте умение понимать вопросы: ГДЕ? У КОГО?  КУДА? КОМУ?

- Где каша? (Вот каша.)

- Что это? (Это каша.)

- У кого сок? (У мамы сок.)

5. Стимулируйте ребенка использовать в речи слова: ВОТ, ТУТ, ЭТО, ТАМ, НА, ДАЙ.

- Попроси у меня сок. Скажи: «Дай сок». Правильно, молодец! На сок. (Всегда хвалить ребенка.)

- Дай мне сок. Скажи: «На сок». Спасибо, молодец!

6. Развивайте умение понимать и употреблять глаголы: идти, сидеть, стоять.

- Что ты делаешь? (Я иду, сижу, стою.)

- Что делает мама? (Мама идет, сидит, стоит.)

- Что делает киса? (Киса сидит, стоит.) и т.д.

7. Поиграйте с ребенком в подвижную игру «Каша».

Эта каша для Любаши,              (Держат перед собой руки, сложенные «ковшиком».)

Пар над кашей поднялся.          (Тянутся руками вверх.)

Где же каша?                              (Пожимают плечами.)

Нету! Вся!                                   (Отрицательно качают головой, а потом машут рукой.)

Тема «Посуда»

1. Закрепить знание посуды: чашка, тарелка, ложка.

Рассмотрите с ребенком предметы посуды, обратите внимание на величину (большая, маленькая), форму, рисунок, цвет.

Называйте посуду и просите ребенка повторить.

- Что это? (Это чашка.) Где чашка? (Вот чашка).

Эта чашка синяя. А это – красная.

- Что это? Это тарелка. Где тарелка? Вот тарелка.

Эта тарелка с рисунком «цветочек», а эта – без рисунка.

Сравните предметы посуды, одинаковые они или разные.

Попросите ребенка найти такую же чашку, тарелку.

Обратите внимание на то, что после еды посуда стала грязной. Вымойте посуду – стала чистой.

- Какая ложка? (Ложка грязная.)

- Что я делаю? (Мою.)

- Какая сейчас ложка? (Чистая.)

- А теперь ты. Что ты делаешь? (Я мою.)

2. Проведите игру «Что изменилось?»

Поставьте 2 – 3 предмета посуды. Назовите их, попросите ребенка запомнить. Потом один предмет убрать и спросить ребенка «Чего не стало?». Ребенок должен отгадать.

3. Проведите пальчиковую игру «Помощник».

Посуду моет наш Антошка.       (Потирают ладошки друг о друга – моют посуду.)

Моет вилку, чашку, ложку.

Вымыл блюдце и стакан.           (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)

И закрыл покрепче кран.            (Выполняют имитирующее движение.)

Тема «Домашние птицы»

1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением домашних птиц и их семей (петух, курица, цыплята; утка, утята; гусь, гусята).

Сначала попросите ребенка показать, а затем назвать домашних птиц. Вспомните о том, как они подают голос?

- Покажи петуха. Кто это? (Это петух.)

- Петух кричит: «Ку – ка – ре – ку!»

- Повтори. Как кричит петух?

- Покажи курицу. Кто это? (Это курица.)

- Курица кричит: «Ко – ко – ко!»

- Повтори. Как кричит курица?

- Покажи цыпленка. Кто это? (Это цыпленок.)

- Цыпленок пищит: «Пи – пи – пи!»

- Повтори. Как пищит цыпленок?

- Покажи утку. Кто это? (Это утка.)

- Утка кричит: «Кря – кря – кря!»

- Покажи гуся. Кто это? (Это гусь.)

- Гусь кричит: «Га – га – га!»

- Повтори. Как кричит гусь?

2. Проведите упражнение "Что делает?"

- Что делает петух? (Ходит, бегает, летает, поет, клюет.)

- Что делает курица? (Ходит, кудахчет, клюет, пьет воду.)

- Что делает цыпленок? (Пищит, бегает, клюет.)

(Далее рассмотрите семью уточек и перечислите, что могут делать утки:  ходить, плавать, нырять, крякать, брызгаться, плескаться, ловить стрекоз).

3. Поиграйте в подвижную игру «Утки».

Ути – ути – утки,                     (Вперевалку идут по кругу друг за другом.)

Уточки – малютки

На волнах качались,               (Приседают.)

Брызгались, плескались.        (Встают, машут руками, как крыльями.)

4. Прочитайте стихотворение А.Барто «На птичьем дворе». 

Попросите ребенка повторить звукоподражания.

Наши уточки с утра – кря – кря – кря, кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда  – га – га – га, га – га – га!

А индюк со двора – бал – бал – бал!

Наши гуленьки вверх – гру – гру – гру, гру – гру – гру!

Наши курочки в окно – ко – ко – ко, ко – ко – ко!

А как Петя – петушок ранним утром поутру нам споет «Ку – ка – ре – ку!»

5. Прочитайте стихотворение.       Петушок, петушок,

                                                          Золотой гребешок,

                                                          Маслена головушка,

                                                          Шелкова бородушка,

                                                          Что так рано встаешь –

                                                          Деткам спать не даешь?

Тема «Домашние животные»

1. Закрепите знание домашних животных: кошка, собака, корова, лошадь. Рассмотрите с ребенком картинки с изображением домашних животных, предложите ему сначала показать, а потом назвать их.

- Покажи кошку. Кто это? Это кошка. Она маленькая, пушистая. У нее есть усы и когти. Как мяукает кошка? «Мяу – мяу».

- Покажи собаку. Кто это? Это собака. Она большая лохматая, охраняет дом. Собака громко лает. Как кричит собака? «Ав – ав».

- Покажи корову. Кто это? Это корова. Корова большая рогатая, дает молоко. Как кричит корова? «Му – му».

- Покажи лошадь. Кто это? Это лошадь. Она большая, у нее есть хвост и копыта. Как кричит лошадь? «И – го – го».

2. Проведите упражнение «Что делает?»

- Кто это? (Это собака.)

- Что делает собака? (Собака стоит, бежит, лежит.)

- Кто это? (Это кошка.)

- Что делает кошка? (Собака стоит, бежит, лежит, спит.)

3. Проведите подвижную игру «Корова».

Му – му – му! – кричит корова.

                               (Идут по кругу, сделав рога из указательных пальцев.)

Забодаю Катю с Вовой.

                              (Поворачиваются в круг, делают по два поворота вправо – влево.)

Вы не пьете молоко? Убегайте далеко.

                             (Ставят руки на пояс, делают сердитое лицо. Разбегаются.)

4. Подвижная игра «Теленок».

 

Му – му– му, я рогатый.                    (Два прыжка. «Рожки» из пальчиков.)

Му – му– му, я хвостатый.                (Два прыжка. «Хвостик» из руки -  за спину.)

Му – му– му, я ушастый.                  (Два прыжка. «Ушки» из ладошек.)

Му – му– му, очень страшный.        (Два прыжка.)

Му – му– му, испугаю.

Му – му– му, забодаю.                       («Бодаются».)

5. Попросите ребенка раскрасить кошку (книжка раскраска).

 

Тема «Мамин праздник»

1. Расскажите ребенку о празднике 8-е Марта,  кого поздравляют в этот день.

2. Расскажите о маме, какая она? (Добрая, красивая, хорошая, любимая и т.д.)

Расскажите, что умеет делать мама.

3. Поиграйте в подвижную игру «Подарок маме».

Мамочка, мамуля,                  (Идут по кругу, взявшись за руки.)

Так тебя люблю я.                  (Останавливаются, прижимают руки к груди.)

Я платок тебе дарю,               (Протягивают руки вперед.)

Вот как я тебя люблю!           (Идут по кругу, взявшись за руки.)

4. Поиграйте вместе с ребенком в подвижную игру «Мы веселые ребята».

Мы танцуем возле клумбы

Солнечным весенним днем.

           (Танцуют.)

Так мы кружимся на месте,

          (Кружатся.)

Так мы топаем ногами,

          (Топают.)

Так мы хлопаем руками,

          (Хлопают.)

А вот так мы моем руки,

Так мы руки вытираем

И бежим скорее к маме!

5. Попросите ребенка раскрасить для Вас цветок (книжка раскраска).

Тема «Дикие птицы»

1. Рассмотрите с ребенком картинки с изображением диких птиц: воробья, вороны, синицы, голубя. Попросите ребенка сначала показать, а потом назвать птиц.

Расскажите о том, как они подают голос?

- Покажи воробья. Кто это? (Это воробей.)

- Как кричит воробей? (Чик – чирик, чик – чирик.)

- Покажи ворону. Кто это? (Это ворона.)

- Как кричит ворона? (Кар – кар, кар – кар.)

- Покажи голубя. Кто это? (Это голубь.)

- Как кричит голубь? (Гу – гу, гу – гу.)

Назовите части тела птиц: крылья, лапки, клюв, хвостик.

Сравните птиц по величине (большой, маленький). Определите цвет птиц.

Обратите внимание на птиц во время прогулки.

2. Поиграйте в подвижную игру «Воробей».

Шустро скачет воробьишка,             (Прыгают по кругу на обеих ногах.)

Птичка — серая малышка.

По двору шныряет,

Крошки собирает.                 (По два поворота головы влево — вправо на каждую строчку.)

3. Проведите упражнение «Что делает?»

- Что делает воробей? (Летит.)

- А еще что делает воробей? (Прыгает, клюет.)

- Что делает ворона? (Летит.)

- А еще что делает ворона? (Ходит, клюет.)

4. Прочитайте ребенку стихотворение и попросите его повторить за вами звукоподражания.

Кукушка кукует: 

Ку – ку! Ку – ку!

Голубь воркует:

Гу – гу! Гу – гу!

Петух зорюет:

Ку – ка – ре – ку!

Филин кричит в ночи:

Угу  – Угу!

А рыба молчит –

Ни гу – гу.

Тема «Дикие животные»

1. Рассмотрите с ребенком иллюстрации с изображением диких животных – зайца, белки, волка, медведя, лисы. Отметьте их внешние признаки. Попросите ребенка сначала показать, а потом назвать диких животных.

- Покажи зайца. Кто это? (Это заяц.)

- Покажи белку. Кто это? (Это белка.)

- Покажи волка. Кто это? (Это волк.)

- Покажи медведя. Кто это? (Это медведь.)

- Покажи лису. Кто это? (Это лиса.)

2. Попросите ребенка сначала показать, а потом назвать части тела диких животных.

- Покажи у зайки глазки. Что это? (Это глазки.)

- Покажи у зайки носик. Что это? (Это носик.)

- Покажи у зайки ушки. Что это? (Это ушки.)

- Покажи у зайки ножки. Что это? (Это ножки.)

- Покажи у зайки хвостик. Что это? (Это хвостик.)

3. Проведите упражнение «Что делают?».

-  Кто это? (Заяц, зайка).

-  Что он делает? (Прыгает, скачет).

-  Кто это? (Волк.)

-  Что он делает? (Стоит, бежит.)

-   Кто это? (Медведь.)

-  Что он делает? (Лежит, спит.)

-  Кто это? (Лиса.)

-  Что она делает? (Бежит, стоит.)

4. Поиграйте в подвижную игру «Веселые зверята».

Зайка скачет по кусточкам,

По болоту и по кочкам.             (Скачут на двух ногах, сделав «ушки» из ладоней.)

Белка прыгает по веткам,          (Прыгают, согнув руки перед грудью.)

Гриб несет бельчатам-деткам.

Ходит мишка косолапый,          (Идут вперевалку.)

У него кривые лапы.

Без тропинок, без дорожек        (Двигаются в полу приседе, сделав круглые спинки.)

Катится колючий ежик.

5. Прочитайте сказку «Колобок».

6. Попросите ребенка раскрасить зайку (книжка раскраска).

Тема «Транспорт»

1. Вместе с ребенком понаблюдайте на улице за движением различного транспорта.

2. Рассмотрите иллюстрации с изображением транспорта: машины, автобуса, поезда, самолета, корабля. Попросите ребенка сначала показать, а потом назвать транспорт.

- Покажи машину. Что это? (Это машина.)

- Как гудит машина? (Би – би.)

- Покажи поезд. Что это? (Это поезд.)

- Как гудит поезд? (Ту – ту.)

- Покажи самолет. Что это? (Это самолет.)

- Как гудит самолет? (У – у.)

Назовите части транспорта: руль, колеса, кабина, вагоны.

3.Проведите упражнение «Что делает?».

-  Что это? (Это машина.)

-  Что делает машина? (Едет.)

-  Что это? (Это самолет.)

-  Что делает самолет? (Летит.)

-  Что это? (Это лодка.)

-  Что делает? (Плывет.)

4. Проведите пальчиковую игру «Транспорт».


Будем пальчики сгибать -              (Сжимают и разжимают кулачки.)
Будем транспорт называть:
Автомобиль и вертолет,
Трамвай, метро и самолет.            (Поочередно разжимают пальчики, начиная с мизинца.)
Пять пальцев мы в кулак зажали,

Пять видов транспорта назвали.

5. Прочитайте ребенку стихотворение и выполните соответствующие движения. Попросите ребенка повторить за вами звукоподражания.

Загудел паровоз

И вагончики повез.

Чу – чух, чу – чу – чу.

Далеко я укачу.

Тема «Лето. Цветы»

1. Во время прогулки обратите внимание за изменениями природы летом.

- На улице жарко.

- Люди носят легкую одежду.

- На деревьях зеленые листочки.

- Растет зеленая травка.

- Распустились цветы.

- Поют птички.

- Летом можно купаться, загорать, кататься на велосипеде.

- Летом идет дождик.

2. Прочитайте стихотворение Б. Заходера «Дождик».

Дождик песенку поет:

Кап! Кап! Кап!

Только кто ее поймет?

Кап! Кап! Кап!

Не поймешь ни я, ни ты:

Кап! Кап! Кап!

Да зато поймут цветы

И веселая листва,

И зеленая трава:

Кап! Кап! Кап!

3. Закрепить знание цветов: одуванчик, ромашка, мак, колокольчик. Сначала попросите ребенка показать цветок, а потом назвать его.

   - Покажи одуванчик. Что это? (Это одуванчик.)

   - Покажи ромашку. Что это? (Это ромашка.)

   - Покажи мак. Что это? (Это мак.)

Определите их цвет.

   - Какого цвета одуванчик? (Желтого.)

   - Какого цвета ромашка? (Белого.)

   - Какого цвета мак? (Красного.)

4. Поиграйте в подвижную игру «Одуванчик».

Как воздушный шар на ножке,       (Стоят на носочках, сомкнув руки над головой.)

Одуванчик у дорожки.                     (Два раза делают наклоны влево — вправо.)

Одуванчик — шарик белый            (Опять поднимаются на носочки.)

Дунул я, и улетел он.                       (Дуют, округлив губы, не раздувая щек.)

5. Собрать на прогулке цветы и сделать дома букет.

Тема «Насекомые»

  1. Вместе с ребенком на прогулке найдите и рассмотрите насекомых: бабочку, жука, муху, божью коровку, пчелу.

Обратите внимание на их внешний вид, цвет.

2. Рассмотрите иллюстрации с изображением насекомых. Попросите ребенка сначала показать, а потом назвать насекомых.

- Покажи бабочку. Кто это? (Это бабочка.)

- Покажи жука. Кто это? (Это жук.)

- Покажи муху. Кто это? (Это муха.)

- Покажи божью коровку. Кто это? (Это божья коровка.)

- Покажи пчелу. Кто это? (Это пчела.)

3. Закрепить знание частей тела насекомых: голова, туловище, ножки.

4. Поиграйте вместе с ребенком в подвижную игру «Бабочка».

 

Словно бант у нашей Ани,               (Бегут по кругу, изображая полет бабочки.)

Эта бабочка-краса.

Кружит, вьется над цветами,           (Кружатся на месте, взмахивая руками, как крыльями.)

Где, как мед, блестит роса.

Дорогие родители! Предлагаем Вам дополнительные потешки.

~ Потешки на сон грядущий ~

***
Ночь пришла,

Темноту привела.

Задремал петушок,

Запел сверчок.

Вышла маменька,

Закрыла ставенку,

Уже поздно сынок,

Ложись на бочек,

Бай-бай

Засыпай.

***

Вот и люди спят,

Вот и звери спят.

Птицы спят на веточках,

Лисы спят на горочках,

Зайцы спят на травушке,

Утки на муравушке,

Детки все по люлечкам...

Спят - поспят,

Всему миру спать велят.

***

Ой, люли-люлюшеньки,

Баиньки-баюшеньки...

Сладко спи по ночам

Да расти по часам.

***

Баю-баюшки-баю,

Баю Верочку мою.

Приди, котик, ночевать,

Мою доченьку качать.

Я тебе-то уж, коту,

За работу заплачу:
Дам кусочек пирога

Да кувшин молока.

Ты уж ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

***

Люли, люли, люли,

Прилетели гули,

Сели гули на кровать,

Стали гули ворковать,

Тихо Машу усыплять:
«Спи, малютка, почивай,

 Глаз своих не открывай».

***

Спи, усни, детка Андрюшенька.

Все ласточки спят,

Все касаточки спят,

Нашему Андрюшеньке,

Спать велят.

***

Баю, баю, байки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

***

Баю, баю, баюшок,

Кладу Машу на пушок –

На пуховую кровать.

Будет Маша крепко спать.

***

Баю, бай, бай, бай,

Ты собаченька, не лай,

И в гудочек не гуди –

Наших деток не буди.

***

Баюшки-баюшки,
Скакали горностаюшки.
Прискакали к колыбели
И на Машу поглядели.
И сказал горностай:
‘Поскорее подрастай!
Я к себе тебя снесу,
Покажу тебе в лесу
И волчонка, и зайчонка,
И в болоте лягушонка,
И на елке кукушонка,
И под елкою лису‘.

<

~ Потешки после сна ~

***

Котик серенький присел,

На печурочке,

И тихонько запел,

Песню Юрочке:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка.

Подымайся, мой дружок,

Встань, мой Юрочка.

***

Тяги, тяги, потягушечки,

На дочку порастушеньки.

Ты расти здоровая во все времечко,

Как пшеничное тестечко.

***

Вместе с солнышком встаю,
Вместе с птицами пою.
С добрым утром!
С ясным днем!
Вот как славно мы поем!

~ Потешки двигательные ~

***

Киска, киска, киска, брысь!

На дорожку не садись.

Наша деточка пойдет,

Через киску упадет!

***

Встань, малыш, еще разок,

Сделай маленький шажок,

Топ,топ!

Ходит мальчик наш с трудом,

Первый раз обходит дом,

Топ, топ!

***

Большие ноги шли по дороге:
Топ,топ,топ, Топ,топ,топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке:

Топ,топ,топ,топ,топ,

Топ,топ,топ,топ,топ.

***

Топ-топ по земле –

Ведь земля-то наша,

И для нас на ней растут

Пироги и каша!

***

Скачет зайка маленький

Около завалинки.

Быстро скачет зайка,

Ты его поймай- ка.

***

Идет коза рогатая,

Идет коза бородатая,

За малыми ребятами.

Ножками – топ – топ,

Глазками – хлоп – хлоп.

Кто каши не ест,

Молока не пьет-

Забадает, забадает!

~ Потешки  познавательные о насекомых, птицах и животных ~

***

- Курочка-рябушечка, Куда идешь?

- На речку.
- Курочка-рябушечка, Зачем идешь?

- За водой.
- Курочка- рябушечка, Зачем тебе вода?

- Цыплят поить.

Они пить хотят,

На всю улицу пищат:

Пи-пи-пи!

***

- Кисонька – мурысенька,

Где ты была?

- На мельнице.

- Кисонька – мурысенька,

Что там делала?

- Муку молола.

- Кисонька – мурысенька,

Что из муки пекла?

 - Пряники.

- Кисонька – мурысенька,

С кем прянички ела?

- Одна.

Не ешь одна! Не ешь одна!

***

Наши уточки с утра –

Кря – кря – кря! Кря – кря – кря!

Наши гуси у пруда –

Га – га – га! Га – га – га!

А индюк среди двора –

Бал – бал – бал! Балды – балды!

Наши гуленьки вверху –

Гру – гру -  гру!

Наши курочки в окно –

Ко – ко – ко! Ко – ко – ко!

А как Петя – петушок

Ранним утром поутру

Нам споет – ку – ка – ре – ку!

***

Ранним-рано по утру Пастушок:

«Ту-ру-ру-ру!»

А коровки в лад ему Затянули:
«Му-му-му!»

Ты, Буренушка, ступай,

В чистом поле погуляй,

А вернешься вечерком,

Нас напоишь молочком.

***

Дай молочка, Буренушка,

Хоть капельку -на донышко!

Ждут меня котята,

 Малые ребята.

Дай им сливок ложечку,

Творожку немножечко.

Всем дает здоровье

Молоко коровье.

***

Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба,
Черного и белого,
Только не горелого.

***

Тары-бары,
Растабары!
У Варвары
Куры стары!


***

Улитка, улитка!
Покажи свои рога,
Дам кусок пирога,
Пышки, ватрушки,
Сдобной лепешки,-
Высуни рожки!


***

У кошки - котёнок,
У утки - утёнок,
У медведя - медвежонок,
У лошадки - жеребёнок,
У свиньи - поросёнок,
У овечки - ягнёнок,
У коровки - телёнок,
У курочки - цыплёнок,
У собачки - щенок,
А у мамы - сынок.


***

Бабочка-коробочка,
Улетай под облачко!
Твои детки на лугу
Гнут черемуху в дугу,
Тебя ожидают,
Зайчиков гоняют!


***

Кукушка, кукушка,
Серое брюшко,
Прокукуй мне: ку, ку –
Сколько лет жить на веку
.

***

Курочка моя,
Умница моя,
Вот пшено, водичка!
Дай ты мне яичко.

***

Пчёлы гудят –
В поле летят.
С поля идут –
Медок несут.

***

Птичка-птичка,
Вот тебе водичка,
Вот тебе крошки,
На моей ладошке.

~ Потешки для похвалы ~

***
Кто у нас хороший?

Кто у нас пригожий?

Ванечка – хороший,

Ванечка – пригожий!

***

Наша деточка в дому,

Что оладышек в меду,

Красно яблочко в саду.

***

Мой сыночек маленький,

Чуть побольше валенка,

В лапоточки обуется,

Как пузырь надуется.

***

Коленька хороший.

Коленька пригожий,

Пройди по дороженьке,

Топни, Коля, ноженькой.

~ Потешки для массажа ~

***

Потягунюшки, порастунюшки        (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки,               
(двигаем ножками) 
А в ручки – хватунюшки,              
(сжимают и разжимают кулачки) 
А в ушки — слышунюшки,            
(мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки,            
(мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки,               
(мягко нажать на носик)
А в роток — говорок,                    
(мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок!                
(мягко нажать на лобик)


***

Идёт бай по стене,                          (поглаживаем спинку).

Несёт лапти на спине,
Детёнкам по избёнкам,
Дарит по лаптёнкам…


***

Рельсы, рельсы,                          (проводим одну, потом другую линии вдоль

                                                     позвоночника)          
Шпалы, шпалы,                          
(проводим поперечные линии)
Ехал поезд запоздалый.            
(«едем» ладонью по спине)
Из последнего вагона,
Вдруг посыпалось пшено.        
(стучим по спине пальцами обеих рук)
Пришли куры, поклевали.        
(стучим указательными пальцами)
Пришли гуси, пощипали.          
(щипаем спинку)
Пришла лисичка,                        
(гладим спинку)
Хвостиком помахала.
Прошёл слон,                              
(«идём» по спине тыльной стороной кулаков)
Прошла слониха,                        
(«идём» кулаками, но с меньшим усилием)
Прошёл маленький слонёнок.    
(«идём» тремя пальцами, сложенными в  

                                                         щепоть)
Пришёл директор магазина,        
(«идём» по спине двумя пальцами)
Всё разгладил, всё расчистил.    
(поглаживаем спину ладонями  вверх-вниз)
Поставил стол,                              
(изображаем — стол кулаком)
Стул,                                              
(стул — щепотью)
Печатную машинку.                    
(печатную машинку — пальцем)
Стал печатать:                              
(«печатаем» по спине пальцами)
Жене и дочке,
Дзинь-точка.                                  
(на этих словах каждый раз щекочем бочок)
Шлю вам чулочки,
Дзинь-точка.
Прочитал,                                      
(водим пальцем, как будто читаем)
Помял, разгладил,                        
(щипаем, а затем поглаживаем спинку)
Прочитал,
Помял, разгладил,
Сложил,
Отправил.                                      
(«кладем письмо» за шиворот)

***
Ручку ручкою погладим,
Пальчик пальчиком потрём,
Отдохнём совсем немножко,
А потом опять начнём.

***
Били лён, били,                     
(стучим кулачками по спине)
Топили, топили,                    
(растираем ладонями).
Колотили, колотили,             
(похлопываем).
Мяли, мяли,                           
(разминаем пальцами)
Трепали, трепали,                
(трясём за плечи)
Белы скатерти ткали,            
(чертим ребрами ладоней)
На столы накрывали.            
(поглаживаем ладонями)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое пособие "Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми". Младшая группа.

Тема «Семья»1. Рассмотрите с ребенком фотографии всех членов семьи. Поочередно показывайте изображенных на фотографии членов семьи и называйте их четко, ясно и лаконично:- Это папа.- Это мама.- Это де...

Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми

Рекомендации родителям для домашних занятий с детьми старшей группы  по лексическим темам (логопедическое заключение - общее недоразвитие речи)....

Методические рекомендации родителям для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков

Даны рекомендации родителям для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков...

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ДОМАШНЕМУ ЧТЕНИЮ

Рекомендации для родителей по домашнему чтению для детей 6-7 лет.  Включают в себя советы родителям и небольшой перечень литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста...

Рекомендации родителям по домашнему чтению для детей 3-4 лет

Рекомендации  родителямпо домашнему чтению для  детей  3-4 лет Следует читать детям ежедневно. Обязательно должен быть оборудован  книжный уголок, к которому  у малы...

Рекомендации родителям по домашнему чтению для детей 3-4 лет

                                Рекомендации  родителямпо домашнему чтению для  детей  3-4 ле...