«Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
консультация
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, накапливаются представления о мире профессий.
В каждой семье по-разному подходят к обучающему моменту. Родители решают для себя сами, когда и в каком объеме малыш готов получать знания. Как познакомить ребенка с окружающим растительным и животным миром, в какое время стоит начинать учить малыша чтению или письму и когда рассказать о профессиях.
Последнее чрезвычайно важно для самосознания ребенка, для правильного формирования отношения к собственному труду и работе других людей, определения их роли в человеческой жизни. Переходя от одного обучающего момента к другому – ребенок развивается. И беседы с малышом о профессиях должны быть увлекательными и наглядными.
Начинать рассказывать некоторые отличия одной профессии от другой можно уже с полутора - двухлетнего возраста малыша. Но, преследуя благие намерения обучить ребенка существующим во взрослом мире работам, необходимо не забывать о том, что малышам многие вещи осмыслить еще тяжело.
Особенно то, что они никогда не видели, или о чем совершенно не имеют представления.
Потому первыми в списке будут профессии, с представителями которых дети встречаются достаточно часто – продавцы, водители общественного транспорта, дворники, врачи, милиционеры.
Когда ребенок уже имеет некое представление о машинах, механизмах, инструментах и рабочем инвентаре, можно постепенно вводить понятия других профессий.
С 3-4 лет дети уже немного должны знать о том, где и кем работают члены семьи – мама, папа, бабушка; в чем заключается их работа, чем ценна. С возрастом информация должна дополняться.
Гуляя на прогулке можно познакомить с профессиями обращая внимание на всех людей, занятых делом, и называть ребенку профессии.
Увидели дворника во дворе – расскажите об этой трудной и важной профессии, проходим мимо стройки – узнаем о профессии строителя. Зашли по дороге в магазин. Спросите: кто здесь работает? Вернувшись домой, еще раз вспомните, людей каких профессий вы встретили сегодня. Закрепить материал можно, попросив ребенка нарисовать, например, строителя в желтой каске или дворника, убирающего листву. Такая методика отлично подойдет для детей от 3 до 6 лет.
Рассказ о своей профессии (где вы работаете, что делаете, какую пользу приносит ваша работа людям, если есть возможность, отведите ребёнка на место своей работы), и профессиях своих родственников помогает ребенку больше узнать о собственной семье, укрепляет семейные узы. Особенно интересны будут рассказы о роде занятий дедушек, бабушек. Историю можно проиллюстрировать фотографиями. При беседах о профессиях взрослым нужно помнить несколько несложных правил. Никогда не делите род занятий на хорошие и плохие, престижные и не очень. Ребенок должен понимать важность любого труда и уважать каждую профессию. Информацию нужно преподносить ровно, без негатива, чтобы у малыша сложилось беспристрастное отношение ко всем профессиям.
Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в очереди в поликлинике, на прогулке.
Для того, чтобы упражнять детей в умении определять название профессии по названиям действий, можно поиграть в игру
«Кто это делает?»
Например:
- подстригает, укладывает, моет, причесывает, сушит… парикмахер;
- замачивает, намыливает, стирает, сушит, гладит… прачка;
- фасует, взвешивает, отрезает, заворачивает, считает … продавец.
Аналогично можно поиграть в игру.
«Кому что нужно для работы?»
Например:
- повару – кастрюля, сковорода, миска, нож, доска, фартук, колпак;
- врачу – халат, лекарства, шприц, таблетки, рецепт.
Чтобы поупражнять детей в словообразовании, интересна игра
«Назови женскую профессию»
Например:
- повар – повариха; учитель - ...; скрипач - ...; певец - ...; пианист - ...; писатель - … и т.д.
Для уточнения представления детей о том, где работают люди разных профессий, как называется их рабочее место, предложите ребенку поиграть в игру
«Назови место работы?»
Например:
- врач – в больнице, поликлинике;
- художник – в мастерской;
- продавец – в магазине, киоске, на рынке.
Для активизации слуховой памяти и внимания можно поиграть в игру
«4-й лишний».
Из предложенных слов, необходимо убрать слово, которое не соответствует предложенной цепочке слов. Например: сковородка, кастрюля, тарелка, пианино и т.д.
Для развития слуховой памяти можно разучить с ребенком коротенькие стихотворения.
Ждет письма мой старший брат,
Я журналу буду рад,
Папа ждет газету.
Где же взять все это?
Принесет нам это он -
Наш знакомый почтальон.
В. Нищев
Кровельщик
То не град, то не гром –
Кровельщик на крыше.
Бьет он громко молотком –
Вся округа слышит.
Он железом кроет дом,
Чтобы сухо было в нем.
В. Степанов
«Чтение книг»
Многие детские поэты и писатели излагали описания тех или иных рабочих профессий в своих произведениях:
Дж. Родари – «Чем пахнут ремесла?»
В. Маяковский — «Кем быть?»
А. Барто – «Маляр», «Песня моряков», «Ветеринарный врач»
С. Михалков – «Парикмахер», «Дядя Степа»
Б. Заходер – «Портниха», «Строители», «Сапожник», «Шофер»
С. Чертков – Детям о профессиях: «Пограничник», «Доярка», «Фокусник», «Повар», «Парикмахер», «Столяр», «Ветеринар», «Летчик», «Моряк», «Фермер», «Рыбак», «Пожарный», «Ученый», «Музыкант» и др.
Читая произведение и показывая иллюстрацию, можно доступно объяснить ребенку, кто такой пограничник, почтальон или механик. Кроме стихов, можно использовать загадки о профессиях, рассказы.
Ролевые игры
Еще одним способом описать малышу взрослый мир профессий является игра. Забавляясь с ребенком, или когда он общается с друзьями, можно предложить новое для него развлечение: игру в учителя, врача или милиционера.
Для этого необходимо предоставить вспомогательную атрибутику: например, для игры в педагога дать малышу палочку-указку, книги, оформить школьную доску, а самому сесть за парту.
В процессе ролевой игры можно использовать как подручные средства (пуговицы под видом таблеток), специальные заготовки (нарезанные из картона знаки дорожного движения), так и купленные тематические наборы (набор доктора, продавца, игрушки в виде прилавка, кассы супермаркета и пр.).
Такие развлечения в непринужденной форме знакомят ребенка с нюансами и особенностями профессий, развивают фантазию.
Такие игры и занятия очень полезны для детей, так как вызовут у них интерес к окружающему миру, сформируют реалистическое представление о труде взрослых, расширят знания и представления о профессиях, обогатят словарный запас, помогут развить связную речь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
Консультация для родителей...
Консультация "Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями"
Существует множество игр для расширения словарного запаса ребенка. Эти словесные игры не занимают дополнительного времени родителей, в них можно играть дома, когда мама готовит что-нибудь на кухне, в ...
Консультация для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело доставляющее радость ему самому и приносящее пользу другим людям....
Рекомендации родителям «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу другим людям. Поэтому так важно познакомить детей с профессиями, рассказать о тех качествах хар...
Рекомендация для родителей на тему: «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями».
Ознакомление дошкольников с миром профессий – важный этап в процессе профессионального самоопределения личности. Именно в это время происходит активная социализация детей, на...
Консультация для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»
Консультация для родителей«Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»...
Рекомендации для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями»
Рекомендации для родителей «Как сформировать положительное отношение к труду у детей дошкольного возраста через ознакомление с профессиями» Не профессия выбирает человека,а человек пр...