Консультация для родителей "Реализация коррекционной работы физического развития и оздоровительной направленности с детьми с ОВЗ"
консультация
Одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является создание максимально комфортных условий для развития физических качеств детей, посредством коррекционной работы с учетом индивидуальных, физиологических и психических возможностей ребёнка. Именно таким оптимальным направлением является оздоровительная аэробика.
Скачать:
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
Города Новосибирска «Детский сад № 175 комбинированного вида»
Консультация для родителей
«Реализация коррекционной работы физического развития и оздоровительной направленности с детьми с ОВЗ».
Составитель:
Инструктор по физической культуре
Журавлева Наталья Анатольевна
Новосибирск 2019
Реализация коррекционной работы физического развития и оздоровительной направленности с
детьми с ОВЗ.
Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. У детей с логопедическим заключением ОНР несовершенство движений наблюдается во всех компонентах моторики: в тонких движениях кистей и пальцев рук, в лицевой и артикуляционной, а также, в общей (крупной), повышена двигательная истощаемость, у них наблюдается мышечная напряженность, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, из-за сниженной двигательной памяти и внимания, отставание в развитии основных физических способностей, силы, ловкости, скоростных и скоростно-силовых.
Поэтому одним из главных направлений работы дошкольного учреждения является создание максимально комфортных условий для развития физических качеств детей, посредством коррекционной работы с учетом индивидуальных, физиологических и психических возможностей ребёнка. Именно таким оптимальным направлением является оздоровительная аэробика.
Аэробика – это тип физической нагрузки, которая совмещает в себе ритмичные аэробные упражнения с элементами танца и различными упражнениями на гибкость и выносливость.
Аэробные упражнения – достаточно энергичные упражнения, требующие определенных усилий.
Само слово «аэробика» происходит от греческого «аэро» — воздух, т.е. использование кислорода. А слово аэробный - означает живущий в воздухе.
Термин "аэробный" заимствован из физиологии, он используется при определении химических и энергетических процессов, обеспечивающих работу мышц. Известно, что обмен веществ при возбуждении мышцы представляет собой сложную систему химических реакций. Процессы расщепления сложных молекул на более простые сочетаются с процессами синтеза (восстановления) богатых энергией веществ. Один из этих процессов может идти только в присутствии кислорода, то есть в аэробных условиях. При аэробных процессах вырабатывается значительно большее количество энергии, чем при анаэробных реакциях. Углекислый газ и вода являются основными продуктами распада при аэробном способе выработки энергии и легко удаляются из организма при помощи дыхания и пота.
Аэробика в теории и методике физического воспитания рассматривается как в узком, так и широком формате. В широком — это система упражнений в циклических видах спорта, связанных с проявлением выносливости, направленная на повышение функциональных возможностей сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В узком — это вид двигательной активности, связанный с повышенным использованием кислорода и направленный на улучшение физической подготовленности занимающихся. Аэробика — это вид физических упражнений, при которых темп выполнения специальных базовых движений совпадает с ритмом музыкального сопровождения, непрерывно выполняемых и активно воздействующих на состояние кардиореспираторной системы.
Основная физиологическая направленность данного вида — развитие выносливости, повышение функциональных возможностей кардиореспираторной системы. К основным задачам оздоровительного направления относятся, это не маловажное на сегодняшний день прежде всего оздоровление детей дошкольного возраста средствами аэробики, содействие снижению их заболеваемости, так же повышение умственной деятельности с помощью таких средств как музыка, танцевальные движения, аэробика способствует снижению психического напряжения.
При систематических занятиях повышается пластичность, развиваются важные физические качества - гибкость, координации движения. При регулярных занятиях аэробикой происходит комплексное воздействие на организм: укрепляются все мышечные группы, развивается подвижность суставов, повышаются эластичности связок и сухожилий, тренируются как общая, так и силовая выносливость организма. Мышечная деятельность при занятиях не только развивает и совершенствует двигательный аппарат, но и воздействует на организм в целом, активно приспосабливает его к окружающей среде, повышает функциональные возможности. На основе теснейшей взаимосвязи работающих мышц с нервной системой, внутренними органами, биохимическими и структурными процессами в организме при мышечной деятельности включаются все три важнейших компонента адаптации — энергетический, пластический, защитный. Повышается функциональная надежность органов и систем, развивается способность к сохранению гомеостазиса при различных воздействиях. Наибольшую роль играют при этом происходящие в процессе роста тренированности усиление нервно-эндокринной регуляции, окислительно-восстановительных и пластических процессов, стимуляция обмена веществ и ферментативной активности, активизация окислительных ферментов, увеличение доставки кислорода к органам и его использования, более полная утилизация жиров со снижением содержания атерогенных липидов, холестерина и триглицеридов в крови и увеличением концентрации липидов высокой плотности, снижение содержания сахара.
Улучшается деятельность желудочно-кишечного тракта, более полно выводятся из организма продукты распада. В результате организм становится более крепким и надежным, значительно повышается его функциональные возможности и функциональный и сопротивляемость к действию различных неблагоприятных факторов, повышается иммунитет, снижается заболеваемость.
Сердечно-сосудистая система - в условиях адаптации к физической нагрузке при занятиях аэробикой улучшается сократительная способность миокарда, уменьшается потребность его в кислороде, увеличивается сеть коллатералей, повышается содержание гликогена, белковых соединений и активность ферментов, необходимых для интенсивной и продолжительной работы сердца. Регулярные занятия оздоровительной аэробикой вызывают увеличение интенсивности обмена веществ с использованием кислорода. В этом и заключается эффект экономизации функции сердечно-сосудистой системы.
Влияние аэробики на дыхательную систему происходит за счет изменения морфофункциональных характеристик дыхательной системы: прежде всего, развиваются дыхательные мышцы, увеличивается жизненная емкость легких, происходит физиологически целесообразное развитие капиллярной сети, что способствует улучшению эффективности альвеолярной вентиляции. При усилении интенсивности движения диафрагмы и увеличение ее амплитуды при работе позволяет активизировать приток и отток крови во внутренних органах. При мышечной активности потребность в кислороде возрастает, и в работу включаются резервные альвеолы, участки их расположения начинают активно снабжаться кровью, повышается насыщенность кислородом легких, значительно снижающая риск возникновения воспалительных процессов.
При систематических занятиях аэробикой динамика физиологических показателей наблюдается и в опорно-двигательном аппарате. При умеренных нагрузках мышечный аппарат укрепляется, улучшается кровоснабжение.
Классическая аэробика имеет многочисленные преимущества по сравнению с другими оздоровительными гимнастиками. Регулярные занятия позитивно улучшают не только физическое, но и психическое состояние, понижают уровень депрессивности и тревожности.
Оздоровительная Аэробика «Step by Step»
(Шаг за Шагом)
Занятие по оздоровительной аэробике осуществляется в соответствии с вариативной частью учебного плана, проводится 1 раза в неделю во второй половине дня, для гармонизации двигательной деятельности и равномерного распределения нагрузки в течение дня. В занятии участвуют дети комбинированной, подготовительной к школе группе, подгруппами по 4 – 6 человек. Такое количество детей позволяет контролировать ход занятия и регулировать нагрузку на каждого ребенка. При составлении комплексов упражнений, нагрузки и темпа движений, учитывается уровень подготовленности определенной подгруппы.
Продолжительность занятия 25 – 30 минут и состоит из трех частей: разминка, основная часть и заключительная. Комплексы упражнений состоят в основном из танцевальных шагов, силовой нагрузки и упражнений на гибкость и подвижность суставов, дыхательных упражнений. Все комплексы упражнений доступны и безопасны для детей старшего дошкольного возраста.
Вместе с тем выбор оздоровительной аэробики связывается с выявленным комплексным положительным влиянием на работу организма детей. Аэробные упражнения относятся к таким видам физической нагрузки, когда необходимо наличие кислорода в течение продолжительного времени. Они предъявляют организму требования, заставляющие его увеличивать потребление кислорода. В результате происходят благоприятные изменения в легких, сердце и сосудистой системе. Можно сказать, что регулярные занятия аэробикой повышают способность организма пропускать воздух через легкие, увеличивают общий кровоток, причем кровь эффективнее осуществляет одну из своих основных функций - транспорт кислорода. Что положительно влияет на развитие всех систем организма, в том числе нервной системы. Также при регулярной физической нагрузке на занятиях аэробики, формируется правильная осанка, костно-мышечный корсет, происходит развитие физических качеств: скоростно-силовых, скоростных, ловкости, силы, выносливости, формируется устойчивое равновесие, развивается координация и точность движений, ориентированность в пространстве.
Кроме того, детям, безусловно, нравится музыкальное сопровождение на занятиях, это всегда вызывает у них положительный эмоциональный отклик и надолго сохраняет хорошее настроение, а также способствует развитию чувства ритма и умению совмещать свои движения с музыкой.
Через освоение танцевальных движений и динамичных шагов у детей развивается не только координация, но и ритмичность движений, что способствует и формированию речевого ритма, что означает, чем более развиты движения ребёнка, тем более совершенна его речь. А именно гармоничное развитие и является целью коррекционной работы с детьми с нарушением речи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления коррекционной работы по развитию памяти у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития памяти у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие памяти имеет свои особенности и требует применения спе...
Направления коррекционной работы по развитию логического мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Данная статья рассказывает об особенностях развития логического мышления у детей с общим недоразвитием речи. У детей с общим недоразвитием речи, развитие логического мышления имеет свои особенно...
Консультация «Сказкотерапия в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития».
В настоящее время, в связи увеличивающегося количества детей с отклонениями в развитии, особо актуальной становится проблема поиска новых, эффективных направлений оказания коррекционной психолого-педа...
Оздоровительная работа Комплекс музыкальных занятий оздоровительной направленности
Оздоровительная работа Комплекс музыкальных занятий оздоровительной направленностиВ настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в про­...
Конспект занятия физкультурно –оздоровительной направленности: с детьми старшего возраста в группе компенсирующей направленности «Здоровички»
Формирование и развитие навыков правильного речевого дыхания, длительного ротового выдоха, развитие общей, мелкой моторики рук через действия с предметами, конструктивной деятель...
Консультация для родителей "Коррекционная работа для развития детей с ОВЗ в домашних условиях"
Для семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, важным и приоритетным является коррекционно-развивающая, компенсирующая и реабилитационная работа, которая направлена на восстано...
Консультация для родителей "Коррекционная работа с детьми с ОВЗ в домашних условиях" (развитие двигательной активности, координации и пространственных представлений)
Традиционно главным институтом воспитания ребенка является семья. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Именно в семье проявляется в наибол...