Консультация для родителей «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?» Ранняя группа №1 «Медвежата» 25.01.2021 г.
занимательные факты (младшая группа)

Татьяна Олеговна Дернова

Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью соблюдают правила и подчиняются требованиям. В арсенале взрослых есть несколько способов контроля поведения ребенка:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_14.docx592.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  Детский сад №1 "Мамонтёнок"

Консультация для родителей

 «Продуктивные способы воспитания: поощрение или наказание?»

Ранняя группа №1 «Медвежата»

 

   

                                                                    Воспитатель:  Дернова Т.О.

Салехард

2021 г.

Для того чтобы ребенок успешно социализировался в обществе и развился в полноценную личность, он должен слушаться взрослых. Однако не все дети с готовностью соблюдают правила и подчиняются требованиям. В арсенале взрослых есть несколько способов контроля поведения ребенка:

•        негативные способы: наказания, запреты, окрики, приказы, замечания;

•        позитивные способы: просьба, похвала, поощрение, модификация поведения.

Какой же из этих способов воспитания эффективней?

Самым демократичным способом воспитания являются просьбы. Однако они не всегда бывают эффективны, особенно при взаимодействии с маленькими детьми. Например, нет смысла уговаривать ребенка не трогать утюг в тот момент, когда его рука уже почти коснулась горячей поверхности.

Без применения запретов и замечаний воспитывать ребенка практически невозможно. Смысл замечания заключается в том, чтобы эффективно пресечь недопустимое поведение и предложить ребенку более конструктивные способы выхода из сложившейся ситуации. Но для того, чтобы запреты, требования и замечания взрослых в полной мере подействовали на ребенка, они должны быть им услышаны и приняты к действию. Как правильно выдвигать свои требования и запреты? Психолог Шейла Айберг предлагает следовать следующим правилам:

1. Требований и запретов не должно быть слишком много. Наличие большого количества ограничений и запретов, распространяющихся на все сферы жизни, ведет к развитию безволия и нерешительности у ребенка.

2. Требования не должны вступать в явное противоречие с важнейшими потребностями ребенка. Например, мы не должны ограничивать потребность ребенка в движении или его исследовательские интересы только потому, что боимся, что он что-нибудь разобьет. Лучше создать для него безопасные условия. Исследовать лужи можно, но только в резиновых сапогах. Даже бросать камни в цель можно, если позаботиться при этом, чтобы никто не пострадал.

3. Не давайте смутных, неясных и уклончивых указаний. Все требования, обращенные к ребенку должны быть конкретными. Это позволит ему лучше понять, что от него хотят. Пример: смутное требование – веди себя прилично, конкретное – пожалуйста, говори тише. Уклончивое требование – иди сядь, конкретное – сядь рядом со мной.

4. Давайте короткие и четкие указания. Ребенку проще следовать коротким, нежели огромным требованиям, которые могут казаться невыполнимыми. Пример: короткое требование – положи книжки на полку, сложное – уберись в комнате.

5. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Дети негативно относятся к требованиям, начинающимся со слов «прекрати», «не». Пример: негативное требование – прекрати качаться на стуле, позитивное – слезь со стула и подойди ко мне.

6. Проявляйте уважение, не унижайте ребенка. Произносите требования нейтральным тоном. Не умоляйте и не кричите. Это делает общение между вами и ребенком более приятным. Требования и запреты, данные в сердитой или властной форме, воспринимается вдвойне тяжелее. Пример: Немедленно встань рядом со мной!!! На вопрос: "Почему нельзя?" - не стоит отвечать: "Потому что я так велю!", "Нельзя, и все!". Нужно коротко пояснить: "Уже поздно", "Это опасно".

7. Давайте ребенку только те указания, которые он сможет выполнить. Нечестно будет наказывать за непослушание, если ребенок не в состоянии выполнить ваше требование. Пример: невыполнимое указание – нарисуй знак «стоп», выполнимое указание – нарисуй картинку.

8. Правила (ограничения, требования, запреты) должны быть согласованы родителями между собой.

Наказания помогают добиться желаемого и дисциплинируют ребенка. Но не следует ими злоупотреблять. Поскольку любое наказание вызывает у ребенка негативные эмоциональные переживания и гнев, либо постоянное подавление этого гнева. Подавляемый гнев может перерасти в пассивно-агрессивные формы поведения. В этом случае, ребенок может начать действовать исподтишка, специально делать что-либо «назло».

К чему это может привести? Во-первых, к ухудшению взаимоотношений между родителями и ребенком, а, во-вторых, постоянное ожидание наказания может подавить проявление инициативы у ребенка. Он будет бояться самостоятельно принимать решения и браться за новое дело, так как у него станет преобладать мотивация «избегания неудач», а не «достижения успеха». Все это может значительно усложнить его жизнь в будущем.

Поэтому наказывать ребенка можно лишь в крайних случаях, используя при этом конструктивные формы наказания:

1. Используйте "Естественное наказание". Оно представляет собой отказ от помощи ребенку в ситуации непослушания. Например, когда ребенок, сидя за столом, балуется со стаканом сока, и, в конце концов, его проливает, не спешите бросаться на помощь. Предложите ему взять тряпку и самому вытереть сок, а затем переодеться. Таким образом, он на личном примере усвоит, почему именно с чашками, тарелками и их содержимым имеет смысл обращаться аккуратно. Постепенно ребенок сам научится устанавливать причинно-следственные связи между своими поступками и их результатами.

2. Наказание должно быть справедливым. В этом случае самооценка ребенка не пострадает, а наказание принесет реальную пользу. Например, если он разлил воду на полу, потому что хотел полить цветы, но не удержал в руках тяжелую бутылку, – это повод не для наказания, а для покупки маленькой лейки. А вот если ребенок сознательно совершает какое-то действие, которое ему запрещено, то это можно рассматривать как повод для наказания.

3. Соблюдайте последовательность. Наказание принесет пользу и не причинит вреда в том случае, когда оно закономерно, а не случайно. Поэтому важно, чтобы запреты и наказания оговаривались заранее, а не тогда, когда проступок уже совершен. Ребенок должен знать, как и за что он может быть наказан. Он будет чувствовать себя увереннее, зная, что ему можно, а что - нельзя. А вот наказывать ребенка за то, что он нарушил неизвестное ему правило, бессмысленно и несправедливо. Необходимо объяснить ему, что он поступил неверно, и предупредить, что в следующий раз он будет за это наказан.

4. Наказание должно применяться сразу после совершения проступка, а не спустя какое-то время после него. Ребенок должен увидеть и оценить результаты своего проступка сразу же, иначе сложившаяся ситуация потеряет смысл и никаких полезных выводов он не сделает.

5. Подход к наказанию должен быть разумным. Наказание должно содержать в себе какие-то возможности для обучения, овладения позитивными навыками. Желательно, чтобы оно было логически связано с проступком. Например, нет смысла в качестве наказания оставлять ребенка без прогулки, если вместо нее он будет разбрасывать игрушки.

Чтобы наказание пошло ребенку на пользу, нужно запомнить некоторые правила.

     - Наказание никогда не должно вредить здоровью — ни физическому, ни психическому.

     - Если  сомневаетесь, наказывать или нет - не наказывайте!

     - Не наказывайте детей за проступки, о которых вы узнали спустя время.

     - За один проступок  можно наказать только  один раз.

     - Ребенок  должен знать, что в определенных случаях наказание неотвратимо, но он не должен панически бояться расправы.

     - Не унижайте ребенка. Какой бы была его вина, наказание не должно восприниматься им как превосходство вашей силы над его.

     - Не вспоминайте больше о проступке после наказания, так как, за него ребенок уже расплатился.

     - Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать, когда он болеет; перед сном и сразу после сна, во время еды, во время работы и игры, когда находитесь в плохом настроении.

     А теперь, о самом эффективном методе воспитания - поощрении. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка и самый эффективный метод воспитания.Поощрение очень важно для дошкольника, оно помогает ему утвердиться в правильности своего действия или поступка. Поощрение, высказанное, мамой, папой, старшим братом или воспитателем очень часто создает у ребенка желание  слушаться, вести себя в  дальнейшем еще лучше, проявлять себя с хорошей стороны.   Поощрение за  хороший поступок или примерное поведение, укрепляет у ребенка веру в свои силы.

Взрослым также важно запомнить несложные правила поощрения

     - Ребенка просто необходимо хвалить. Но при этом тоже важно не перестараться.  

     - Поощрять нужно самые первые, даже скромные поступки ребенка.                                                      

     - Не злоупотреблять похвалой, иначе  дети привыкают и не ценят поощрения.                                      

     - Поощрение должно быть справедливым и поддержано всеми членами семьи.                                  

     - Поощрять надо лишь за действительные, а не за мнимые заслуги.                                      

     - Ребёнок  должен понимать и  ценить сам факт поощрения, а не награду.

     Существует много способов выразить ребёнку свою положительную оценку. Это и одобряющий жест, и доброе слово, и ласковый взгляд, улыбка и поощрительный кивок головы, и  похвала, и подарок… Многообразие форм и методов поощрения позволяет родителям не повторяться при их выборе. Овладение искусством применения поощрений и наказаний требует от родителей и от воспитателей немалых усилий. Результат воспитания зависит от умелого использования и сочетания всех существующих методов, приёмов и средств воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 1-2 лет» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Малыши очень быстро растут, поэтому для родителей становится очень важным знать, правильно ли он развивается для своего возраста.Так что "должен" уметь ребенок в 1,5 - 2 года?По физиологичес...

Консультация для родителей по теме: «Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Адаптация ребенка к новым социальным условиям протекает подчас очень болезненно. Когда он впервые приходит в детский сад, происходит серьезная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привы...

Консультация для родителей по теме: «Моя игрушка» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Почти в каждом доме, в котором есть маленький ребенок, существует проблема, как заставить малыша убрать после себя игрушки. При этом самой распространённой ошибкой родителей становится то, что они нас...

Консультация для родителей по теме: «Поможем любимой маме» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Все родители хорошо понимают, что необходимо привить ребёнку элементарные трудовые навыки, ведь труд формирует личные качества: ответственность, бережливость, настойчивость в достижении цели.Родителям...

Консультация для родителей по теме: «Как помочь тревожному ребёнку» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в склонности человека к частым и интенсивным переживаниям состояния тревоги, а также в низком пороге его возникновения.Сов...

Консультация для родителей по теме: «Что делать, если ребёнок кусается?» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Многие родители сталкиваются с таким агрессивным действием ребенка как кусание. Обычно период кусания начинается, когда ребенку исполняется два года, а особенно ярко проявляется в период кризиса 3 лет...

Консультация для родителей по теме: «Мультфильмы в жизни детей» Ранняя группа №1 «Медвежата» 24.01.2021 г.

Дошкольный период – самое лучшее время, чтобы работать над речью и воображением ребенка, а также общаться и двигаться, открывая вместе с ним мир. В современном мире мультфильмы – это ...