Влияние правильного звукопроизношения на формирование речевой коммуникации у детей
статья
Влияние правильного звукопроизношения на формирование речевой коммуникации у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Влияние правильного звукопроизношения на формирование речевой коммуникации у детей.
Слово «коммуникация» – одно из многих иностранных слов, которые в настоящее время широко употребляются в русском языке. Оно происходит от латинского слова communico, что означает «делаю общим, связываю, общаюсь». Поэтому наиболее близким ему по значению является русское слово «общение».
Речевое общение (коммуникация) представляет собой особый вид деятельности, цель которой - это обмен информацией между людьми, в процессе которого человек сообщает о своих мыслях, чувствах, желаниях, переживаниях и эмоциональном состоянии.
Речь сопровождает все виды деятельности человека.
От качества речи, умения пользоваться ею зависит успешность деятельности человека, его авторитет и статусное положение в обществе.
В раннем возрасте общение ребенка со взрослыми ограничено рамками семьи. Но уже в младшем дошкольном возрасте круг лиц, входящих в общение с ребенком, быстро растет: малыши вступают в контакт с персоналом дошкольных учреждений, разговаривают со сверстниками. Средние и старшие дошкольники часто объединяются для совместных игр, у них появляется потребность рассказать что-то товарищам, поделиться с ними своими впечатлениями и переживаниями об увиденном или услышанном.
Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда он внятно и чисто произносит слова. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в контакт со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания.
Нечеткое или неправильное произношение слов может быть причиной их непонимания, и как результат этого непонимания – трудности в общения.
Ребенка, неправильно выговаривающего звуки, в детском коллективе часто передразнивают, над ним подсмеиваются, это может привести к тому, что ребенок постепенно будет обосабливаться от своих сверстников.
Ребенок, мало общающийся со сверстниками или не принимаемый ими в детское сообщество из-за неумения общаться, чувствует себя уязвленным, отвергнутым.
Ограниченность речевого общения отрицательно влияет на формирование личности ребенка, вызывает психические наслоения, специфические особенности эмоционально-волевой сферы, приводит к развитию нежелательных качеств характера: застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма. Это в свою очередь порождает особые черты речевого поведения: отсутствие инициативы общения, ограниченная контактность, замедленная включаемость в ситуацию общения, неумение поддерживать бесед.
Чем внятнее и выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем глубже и богаче его возможности познать окружающий мир. Чем совершеннее речь малыша, тем правильнее будут формироваться его взаимоотношения с детьми и взрослыми.
Своевременное формирование правильного звукопроизношения у детей имеет важное значение для развития общей культуры речи и, следовательно, для нормального речевого общения со сверстниками и взрослыми.
Если малыш неправильно и невнятно произносит ряд звуков, то стоит пройти обследование у невролога и логопеда. Причины нарушений звукопроизношения могут быть различны.
Как родители могут помочь своему ребенку в формировании правильного звукопроизношения и развитии речи?
Больше разговаривайте с ребёнком. Озвучивайте любые ситуации, старайтесь говорить четко и внятно. Хорошо, если ребенок видит артикуляцию родителей.
Читайте ребенку больше книг. Это даст ему возможность не только запомнить правильные звуки, но и существенно расширит кругозор. Сказки, стихи, частушки и рассказы можно повторять по несколько раз.
Организуйте домашний театр. Разыгрывайте различные сценки по ролям. Можно вместе с ребенком, своими руками сделать персонажей к спектаклю или декорации к предстоящему мероприятию. Во время спектакля следите, что бы малыш проговаривал слова четко. Игра в «театр» способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Развитие мелкой моторики также хорошо сказывается на формировании правильной речи. Вы удивитесь, что лепка или рисование помогут малышу хорошо произносить звуки. Это также позитивно скажется на развитии письменной речи в будущем. Ребёнок должен уметь застёгивать пуговицы, завязывать шнурки, узлы и бантики. Все это оказывает влияние на правильное произношение звуков за счёт развития зрительно-двигательной координации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков коммуникации у детей с проблемами в речевом развитии
Для полноценного речевого развития рбенка нужна необходимая среда. Особое значение для формирования речевых навыков имеет свободное общение....
Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста
Работа по звуковой культуре речи начинается со знакомства детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на...
Формирование речевой коммуникации у детей с нарушением эмоционально-волевой сферы
Работа по активизации речи у неговорящих детей, имеющих эмоционально-волевые нарушения....
Формирование речевой коммуникации как средство социальной адаптации детей с задержкой психического развития
В данной презентации дается определение ЗПР. Раскрыты задачи первых направлений коррекционно-развивающей работы. Раскрыты основные принципы организации работы на начальном этапе...
Особенности формирования речевых коммуникаций детей с РАС
В презентации раскрывается тема об особенностях формирования речи у детей с аутизмом....
Артикуляционная гимнастика-основа правильного звукопроизношения и профилактика речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дефекты звукопроизношения, возникнув в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь. Поэтому наиболее актуальным является воспитание чистой ...
Общие рекомендации по формированию навыков речевой коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра.
Основным недостатком при аутизме является нарушение общения ребенка с окружающим миром.Поэтому формирование коммуникативных навыков -одно из ведущих направлений психолого-педагоггической коррекции рас...