консультация для родителей воспитанников ДОУ на тему"Игрушки наших детей"
консультация

Монахова Марина Вячеславовна

Фраза дня - скажи мне, во что играет твой ребенок сегодня, и я скажу -  кем он будет завтра!

На рубеже ХIX -ХХ веков, в период становления психологии как науки, в период осмысления детства как особого этапа развития, ребенок был признан "человеком играющим", познающим действительность в особого рода деятелности, реализующимся в ней и питающимся ею. Это утверждение, с особой тщательностью исследуемое и разрабатываемое отечетственной психологической школой, казалось незыблемым в течение целого столетия  - до момента бурного развития видеотехники и внедрения компьютеров в детскую.

Детская игра и детская субкультура в целом за последние пятнадцать лет претерпела настолько существенные изменения, что сегодня мы вправе говорить о ее кризисе. Игра изменилась не только  содержательно , на уровне игровых сюжетов, вариантов и правил, но и приобрела совершенно иной пластический рисунок, иные средства для своего существования в виде экрана и мышки, а сегодня и того проще - ввиде небольшого гаджета, который умещается в кармане и собственного пальчика, которые всегда и везде с собой! более того, поколение детей, выросших перед ТV и воспитанных на компьютерных стрелялках-догонялках - т.е. недоигравшие, сточки зрения классических представлений об игре, - уже достигло родительского возраста. Новые родители (и новые молодые педагоги), в силу отсутствия собственного полноценного игрового опыта, плохо понимают, за счет чего ребенок становится, попросту говоря, нормальным и способным к продуктивной и активной деятельности. Родители стремятся "заниматься" с ребенком, но не умеют с ним играть. От детских дворовых сообществ остались одни воспоминания. Детский сад - "школу общения" - посещает лишь половина дошкольников.

В результате сегодняшняя семья оказалась без важнейших "педагогических средств к существованию". А игровая культура прошлого обернулась "ускользающим бытием". Ускользающим стало и само умение играть в режиссерские и сюжетно-ролевые игры в их классичемком понимании.

Но одну позицию игра сохранила и по сей день. Эта позиция связана с игрушкой. Если родители (и даже педагоги) не очень разбираются в сути детской игры, они все же твердо знают: у ребенка должны быть игрушки. Игрушка - предмет. А в обществе "развитого потребления" предмет не теряет, а приобретает  в своем весе. Поэтому игрушка сегодня становится не только источником игровой деятельности малышей, но и открывает возможностидля воздействия на взрослых. Сейчас в Москве создан целый  учебно-методический "Центр игры и игрушки". Одна из его главных задач - "развитие игровой компетентности педагогов и родителей". При этом центре имеется музей, где игрушки изучаются и  проходят целую экспертизу. Согласно концепции музея, все игрушки условно делятся на две группы. 

Игрушки первой гуппы способствуют развитию того, что психологи называют мотивационно-потребностной сферой. это куклы, мягкие игрушки, пресонажи сказок и историй - все, что несет в себе некий образ. Вторая группа игрушек способствует развитию интеллектуалных, моторных, сенсорных способностей ребенка. И если со второй группой игрушек как-то можно разобраться, то с образными игрушками дело обстоит сложнее. 

Образная игрушка используется ребенком в предметной, режиссерской или (реже) в ролевой игре. Поэтому образ, носителем которого она является, должен внятно читаться, казалось бы, простое требование, ан нет! Например, мама ищет для своего ребенка симпатичную игрушку. В магазине ей предлагают купить слоника. С первого взгляда - действительно слоник. Но на боку у него циферблат как у телефона, да и сам слоник аочему-то на кролесиках. Начинаешь думать, да слон ли это вообще, ведь похож -то он на гибрид слона с телефоном, да еще и с паровозными признаками. в итоге слон получается игрушкой весьма сомнительной привлекательности. Что с ним делать - не понятно. Этот "перенагруженный" слон создан будто бы для того, чтобы тормозить работу воображения!

Вот, к примеру, кукла - "девушка-красавица". Но руки-ноги унее  не шевелятся: она застыла в позе, которую невозможно изменить. Да к тому же улыбается. Аведь в игре случается всякое - иногда и поплакать нужно. Этой же красотке - хоть Баба Яга, хоть Кощей Бессмертный! Жизнь приятна, как в рекламном ролике. Такая кукла годится только для рекламного ролика,а не для развернутой событийной детской игры.

С адресностью развивающих игрушек тоже бывают проблемы. На конструкторах достаточно высокой сложностипишут: Рекомендовано для детей от 3 до 5 лет". Как шутих один юморист, в аннотации  сказано "от двух до пяти лет", а родителю потребовалось всего три дня, чтобы собрать указанную модель.

Правда, взрослые при покупке игрушек ориентируются не только и не столько на этикетки. По результатам опроса родителей - на покупку той или иной игрушки влияют реклама , желание ребенка, собственный вкус (нереализованные детские желаниявзрослого), ориентация на знвкомых и их выбор. На последнем месте - советы психолога. Просто потому, что советов этих как таковых нет и прочитать их толком негде.

А игрушечный рынок сегодня все-таки достаточно разнообразный. И холрошие игрушки здесь тоже присутствуют.

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация дистанционного образовательного пространства для дошкольника с ТНР. Дистанционная консультация для родителей по текущей лексической теме «Игрушки» в период самоизоляции.

В данной работе представлен образец наглядного материала для самостоятельных игр и занятий родителей с детьми по лексической теме «Игрушки». Тема представлена во всех направлениях (связная...

Консультация для родителей воспитанников дошкольного возраста. Документы, регулирующие права детей.

Консультация для родителей по теме: "Докумененты, ригулирующие права детей"! Законодательные акты о правах ребенка на международном уровне. Советы родителям....

Консультация для родителей воспитанников «Развитие инициативы и самостоятельности у детей раннего возраста»

В консультации для родителей предложены рекомендации по развитию инициативы и самостоятельности у детей раннего возраста...

Консультация для родителей на тему "Игрушки наших детей"

Наши современные девочки и мальчики, те, для кого игра – жизненная необходимость и условие для развития, перестают играть. Это беспокоит специалистов-психологов и педагогов во всем мире.Необходи...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАННИКОВ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ Тема: «КАК СДЕЛАТЬ ЗИМНЮЮ ПРОГУЛКУ С МАЛЫШОМ ПРИЯТНОЙ И ПОЛЕЗНОЙ»

Зима - такое же неповторимо красивое время года, как и все остальные. Конечно, не все зимние дни одинаковы, не всегда «мороз и солнце» и «под голубыми небесами, великолепными коврами...

Круглый стол для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста «Безопасность наших детей в наших руках»

Цель: повышение педагогической грамотности родителей в вопросах безопасности жизнедеятельности детей.Задачи:Формирование знаний родителей о возможных опасностях для ребёнка дошкольного возраста;Сохран...